Программа кружка по допобразованию


Программа кружка «Город мастеров»
Пояснительная записка
Программа кружка рассчитана на детей с 7 до 10 лет.
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть к четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в кружке «Город мастеров» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический и художественный вкус, совершенствовать трудовые навыки и умения, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного и воспитательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям.
Основные задачи кружка:
- через практические занятия помочь учащимся развивать координацию движений, глазомер, мелкую моторику рук;
- наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;
-приучать к самостоятельности, к аккуратности, к внимательности;
-способствовать пробуждению интереса к творческому поиску;
-воспитывать эстетический и художественный вкус.
Оборудование и инструменты, необходимые для занятий кружка:
пластилин, глина, соленое тесто, солома, картон, бумага, ткань, нитки, перья птиц, опил, стружки, вата, краски, кисти, стеки.Большое значение надо придавать технике безопасности. Пользуясь острыми предметами, ребята должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда.
Место курса в учебном плане
Программа в 3 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
№ Тема Всего часов Теоретических Практических Примечания
1 Вводная беседа 1 1 -  
2 Работа с природным материалом 2 2 3 Работа с бумагой и картоном 8 8  
4 Работа с нитками, тканью 6 6  
5 Работа с пластическими материалами (пластилин, глина, соленое тесто) 6 6  
6 Работа с папье-маше. 3 3 7 Бисер для детей 3 3  
8 Работа с разными материалами 4 4 9 Подведение итогов 1 1 -  
Итого 34 2 32  
Тематическое планирование
№ Содержание работы Количество часов Дата по плану/факт
1. Вступительная беседа «Чем мы будем заниматься на кружке?»
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. 1 2 Работа с природным материалом. «Чудеса из леса» 1 3 Работа с природным материалом
Игрушки - сувениры 1 4-5 Работа с пластилином
Рельефное изображение животных. 2 6-7 Работа с глиной
Лепка фруктов 2 8 Работа с солёным тестом.
Игрушки —сувениры 1 9 Работа с солёным тестом.
Изделие «Грибы» 1 10-11 Работа с полосками
бумаги. Аппликация
«Цветочная поляна» 2 12-13 Работа с бумагой и картоном
«Львенок» 2 14-15 Работа с бумагой и картоном Аппликация «Лебеди на озере» 2 16-17 Работа с разными материалами (яичная скорлупа) 2 18-19 Работа с бумагой и картоном
Аппликация
Незнайки, Буратино
и других героев 2 20-22. Работа с папье-маше.
Изготовление тарелочки. 3 23-24 Работа с разными материалами
«Зайчики» 2 25-26 Работа с нитками, тканью 2 27-28 Работа с нитками, тканью. Шитье мягкой игрушки 2 29-30 Работа с нитками, тканью. Шитье мягкой игрушки 2 31-33 Бисер для детей. Ажурные браслеты 3 34 Подведение итогов 1 Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-  называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-  самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-  проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-  учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-  выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
-  Познавательные УУД:
-  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
-  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
-  слушать и понимать речь других.
знать
-  виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;-  названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
-  технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
-  способы разметки: сгибанием, по шаблону;
-  способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
-  виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.