Праздник Без птиц невозможно представить планету Земля


Цель: познакомить и закрепить знания о многообразии и особенностях зимующих в наших краях птиц; учить различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.
Задачи:
- вызвать интерес к окружающему миру;
- формировать реалистичные представления о природе;
- расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы;
- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения);
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
рисунки детей о птицах; аудиозаписи «Голоса птиц», картинки с птицами, стенгазета «Наши пернатые друзья»
Ход мероприятия.
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Организационный момент. Приветствие.
На нашей планете живутЧудесные создания.Они летают и поютИ землю свято берегут.Скажите, дети,Можно жить без птиц на свете?Что случится, если птицыНа земле вдруг пропадут?Букашки, жучки, червячкиНа деревья нападутИ съедят кору, листочки,Обглодают ветки, почки -Вот что будет,Если птицы, если птицы,Все исчезнут - пропадут!И не будет щебетанья,Дивных трелей соловья,И сороки стрекотанья,Чик - чирика воробья...Скучно будет, знают дети,Жить без птиц на белом свете!
Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Синица:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в этот сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в этот сад?
Воробей:
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
3.Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие друзья!Мы рады приветствовать всех, кто собрался в этом зале на наш праздник, посвященный зимующим птицам.
«Без птиц невозможно представить планету Земля». Вы согласны с этим утверждением?
Сегодня в нашей игре принимают участие команды «Снегири» и «Синицы». А также позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.
Представление жюри.
Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить внимание на оформление зала и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах, о которых мы сегодня и поговорим, а жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение, которое оживляет наши поля, сады и леса, доставляя людям истинное наслаждение, способно улучшить настроение. Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду – нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Всего на земном шаре насчитывается около 8600 видов пернатых. Птицы – наши верные друзья и товарищи, они окружают нас ежедневно.
Ну а сейчас давайте дадим возможность нашим командам представиться.
Представление команд.
КОНКУРС № 1. РАЗМИНКА «БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ»
Учитель:.А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель»!
– Какая птица выше всех летает. (орел)
– Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (клёст.)
– Птица-кашевар из детского стишка. (сорока.)
– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)
– Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (одинаковая.)
– Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (снегирь.)
– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (сова.)
– Какая птица дала название мужской рубашке? (сорока, рубашка – сорочка.)
– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (голубя.)
– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец.)
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
– В какое время суток добывают себе корм ворона и сова?(Ворона – утром и днем, сова – ночью.)
– Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (кукушка не вьет гнезда.)
– Что птицам страшнее – голод или холод? (голод.)
– Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)
– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)
Ведущая. Пока жюри подводит первые итоги, отгадайте загадку:В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. (кормушка.)
Члены жюри объявляют, сколько баллов получили команды.
КОНКУРС № 2. ЮННЫХ КОРЕСПОНДЕНТОВ «ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ»
Учитель. Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Зимняя подкормка птиц- довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод- не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности. 
Ребята подготовили небольшие доклады о зимующих птицах, послушайте их.Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы, а мы послушаем городскиеновости, которые подготовили наши корреспонденты.Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие должны прилететь на кормушку, каждаякоманда по очереди находит по описанию.
● В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточкурябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину нетронули. Кто это? (дети ищут по группе и вставляют в кормушку – воробьи.)
– Кто приготовил репортаж о воробьиной дружной семье?
(Выслушиваются сообщения учащихся.)
● Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечкисклевали (синичка – представляет подготовленный репортаж).
● В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской натемно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири – заслушивается репортаж детей-корреспондентов).
● В четверг на кормушке обедали большие птицы:
непоседы пестрые,
птицы длинохвостные,
птицыговорливые,
самые болтливые.
(сороки – юные корреспонденты представляют свой репортаж).
● А в пятницу на кормушке побывало много птиц:
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит –
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Учитель. Молодцы, каждая команда рассказала о зимующих птицах, мы узнали много нового. Пока жюри подводит итоги, я проведу с вами физкультминутку.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
Слово жюри.
КОНКУРС № 3. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О ПТИЦАХ.
Учитель. Соревнование команд продолжается.  В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах Следующий конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.
*  Ласточка день начинает … (соловей заканчивает)
*  Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)
*  У каждой птицы … (своя песня)
*  Цыплят по осени … (считают)
*  Слово не воробей …(вылетит -  не поймаешь)
*  Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)
*  Старого воробья … ( на мякине не проведешь)
*  Всякий кулик свое … (болото хвалит)
*  Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)
*  Одна ласточка … (весны не делает)
*  … свинье не товарищ (гусь)
5. Беседа с учащимися.
Звучит музыка (пение птиц)
-  Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
-Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)
Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.
- Как птицам перезимовать?
6 .Чтение стихотворения учащейся.
Известно, что у птиц нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град, и под дождём
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют, когда снега метут?
Бывают птицы разные - одни боятся вьюг
И улетают на зиму на добрый, тёплый юг.
Другие- те народ иной, в мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным не пристают снежинки,
Они и под порошами резвятся для разминки,
Но если долго снег идёт и долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится пичугам нашим туго.
КОНКУРС № 4. КОНКУРС СКОРОГОВОРОК.
Учитель: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.
*  Дятел дуб долбил да не додолбил.
*  У перепела да перепелки пять перепелят.
*  Проворонила ворона вороненка.
*  Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
*  Три сороки – тараторки тараторили на горке.
*  Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок. 
КОНКУРС № 5. ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ»
Учитель: Наш следующий конкурс – это загадки о птицах.
(Ведущий говорит загадку, команды должны отгадать загадку.Та команда, которая первой дала отгадку, получает жетон.)
*****
Маленький мальчишка
В сером армячишкеПо дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует,
Коноплю ворует.
                                    (Воробей)
*****
Летом за пахарем ходит,
 а под зиму с криком уходит.
                                     (Грач)
*****
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
                                    (Журавль)
*****
Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает,
А время знает.
                                       (Петух)
*****
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать  у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
                                     (Снегирь)
 *****
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце.
                               (Ласточка)
 *****
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
                               (Сова)
 *****
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
                                (Гусь)
*****
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
                               (Сорока)
*****
По-над полем, над болотом,
Начинаю рано петь.
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть.
                                (Жаворонок)
*****
На два, на три километра
Поднимаюсь и кружу.
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу.
                                (Орел)
*****
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
                                     (Аист)
КОНКУРС № 6. КОНКУРС КАПИТАНОВ
Учитель: Вы, наверное, догадались, что пришло время конкурса капитанов. Каждый капитан должен защитить свое название команд – «снегири», «синицы».
Поиграем в игру, которая называется «конкурс веселых художников».
капитан приглашает участников, завязывает им глаза и предлагает дорисовать на картине синичку (снегиря): клюв, лапы, крылья, хвост и глаза, после чего капитаны закрашивают нарисованных птиц.
Игра со зрителями.
Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, куницы...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки -
Вот спасибо шутке!
- А сейчас надо будет назвать каждой команде по очереди приметы, касающиеся наших зимующих птиц.
– Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, – знай, быть вьюге.
– Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.
– Если вороны устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели.
– Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит, скоро поднимется ветер.
– Каркают вороны всей стаей – к морозу.
– Воробьи дружно расчирикались – будет оттепель.
– Ворон летит – на ветер, каркает – к дождю.
– Мелкие птички собираются в кучу – к дождю.
– Сова кричит – на холод.
– Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
– Ворона кричит зимой – к метели.
– Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
– Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
– Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороза.
– Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.
Учитель. Радует, что команды знают много примет.
КОНКУРС № 7.ЛИТЕРАТУРНЫЙ
Участники команд соревнуются в выразительном чтении стихотворений о птицах.
1.А.Блок
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это все у вороны - игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!
2.А. БартоВоробей по лужице  Прыгает и кружится.  Перышки взъерошил он,  Хвостик распушил. 
Погода хорошая! Чил-чив-чил! 
3.Э. СницарукНа кухню ко мне залетел голубок, Как раз в это время обедал щенок. Наш маленький гость так попить захотел, Напился воды, да и вновь улетел. Щенок голубку грустно вслед посмотрел, Что гость улетел, знаю я, пожалел.
4. М. Пляцковский Доктор Дятел сел на сук,  По коре стучит: тук-тук.  — Вот что, дерево-рябина, —  Доктор Дятел говорит, —  Вы больны, у вас ангина,  Потому — и хмурый вид.  Вот вам сладкая микстура,  Чтоб прошла температура.  А для каждой вашей ветки  Пропишу сейчас таблетки!
6. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Учитель: Ну а теперь я прошу членов жюри приступить к подведению итогов.
Пока жюри подводит итоги, давайте проведем физкультминутку.
Прошу всех прямо встать.
И то, что скажу, всем выполнять.
Не дышите, дышите.
Наклонитесь, улыбнитесь.
На «один-два» быстро сядьте,
На «три-четыре» – быстро встаньте.
Наклонитесь вправо – влево
И вздохните глубоко.
– Чем же полезны человеку птицы?
– А наносит ли вред птицам человек, какой?
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
● Не разорять гнезда.
● Не ловить и не убивать.
● Не трогать яйца и птенцов.
● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.
● Делать кормушки.
● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягодырябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Молодцы! Вот и подошел к концу наш праздник о пернатых друзьях.. Спасибо всем, кто принял в нем участие. А сейчас жюри объявит победителей, (вручение грамот).
Игра «Летит - не летит».
Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если я буду говорить неверно - топайте ногами, если правильно - хлопайте в ладоши.
Летит-летит орёл,
Летит-летит козёл,
Летит-летит сова,
Летит-летит трава,
Летит-летит грач,
Летит-летит врач,
Летит-летит ворона,
Летит-летит дорога.
*  Ласточка день начинает … (соловей кончает)
*  Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)
*  У каждой птицы … (своя песня)
*  Цыплят по осени … (считают)
*  Слово не воробей …(вылетит -  не поймаешь)
*  Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)
*  Старого воробья … ( на мякине не проведешь)
*  Всякий кулик свое … (болото хвалит)
*  Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)
*  Одна ласточка … (весны не делает)
*  … свинье не товарищ (гусь)