Интегрированный урок по информатике и литературе «Жизнь и творчество Ивана Бунина»

Министерство образования и науки РФ
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение начального профессионального образования
«Нейский политехнический техникум Костромской области»








Интегрированный урок
по информатике и литературе
«Жизнь и творчество Ивана Бунина»

Методическая разработка
для студентов 2 курса







Автор:
Андреева Татьяна Николаевна
преподаватель информатики
ОГБПОУ «Нейский политехнический техникум Костромской области»











г.Нея 2015г
АННОТАЦИЯ

Данная разработка посвящена методике организации и проведения урока, посвященного жизни и творчеству Ивана Алексеевича Бунина, который проводится в группе 2 курса. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам литературы и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Сам урок и предшествующий ему подготовительный этап направлены на:
формирование у студентов ценностного отношения к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию как особому информационному процессу, воспитание у них стремления к самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа- и Интернет- ресурсов;
подготовку студентов к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.
Проведению урока предшествовала подготовительная работа, в которой принимали участие, как учителя, так и студенты.
На уроке литературы учащимся при изучении темы “Творчество Ивана Бунина” было дано задание найти в дополнительной литературе, энциклопедиях, справочниках, Интернете информацию, связанную с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича. Найденная студентами информация: фотографии, сайты, биографические сведения были использованы на уроках литературы в качестве основы для докладов и сообщений, на уроках информатики как текстовый и графический материал при повторении и совершенствовании навыков работы со следующими программными приложениями:
Текстовый редактор;
Графический редактор;
Программа для создания презентаций Impress;
На уроках информатики при изучении темы “Создание презентаций” студенты были разделены на творческие группы, итогом работы которых стали презентации на темы: “Детство Бунина”, “Учеба и начало литературной деятельности”, «Восхождение на литературный Олимп», «Жизнь в эмиграции».
При повторении темы “Текстовые редакторы” студентам было дано творческое задание: создать средствами редактора открытку отражающую их ощущения, возникающие при чтении любимого стихотворения И.А. Бунина.
Автор: Андреева Татьяна Николаевна, преподаватель информатики
Консультант: Смирнова Ирина Михайловна, преподаватель литературы
Методическая разработка для студентов 2 курса
Интегрированный урок по информатике и литературе «Жизнь и творчество Ивана Бунина» г.Нея 2015г


СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение _____________________________________________________ 4 стр
2 Основная часть ________________________________________________ 6 стр
2.1. Цели, задачи урока, технические требования ___________________ 6 стр
2.2. План проведения урока _____________________________________ 7 стр
2.3. Ход урока _________________________________________________8 стр
3 Заключение __________________________________________________ 13 стр
4 Список использованных источников _____________________________ 14 стр
5 Приложения _________________________________________________ 15 стр



































ВВЕДЕНИЕ
Актуальной задачей педагогической информатики становится помощь учителям-словесникам в достижении одной из главных целей: формирования культуры чтения в условиях современной информационной среды, тем более, что навыки использования телекоммуникаций, умение читать и писать гипертекстовые и гипермедийные документы могут быть уже отнесены к базовым для современной культуры.
В основе информационной культуры читателя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации.
С помощью компьютерных технологий можно создать специальные обучающие программы, тренажеры, демонстрировать видеоматериал. Так, например, программа PowerPoint или Impress поможет учителю организовать презентации для последующего показа во время выступления на уроке-семинаре или конференции, подготовки раздаточного материала для учащихся. Таково основное назначение этой программы. Можно также использовать презентации как одну из форм представления творческих работ учеников.
Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога студентов. Однако на практике подготовленные учащимися устные доклады и сообщения далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; ученики не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от контекста, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.
Всего этого можно избежать, если предложить учащимся создать собственный мультимедийный проект (вместо традиционного реферата или доклада) с использованием изученных на уроке информатики (или самостоятельно) способов обработки и представления информации в разных программных средах. Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных о поэте или писателе. Базы данных, их создание и работа с ними изучаются в базовом курсе информатики, так что для учеников не составит труда собрать материалы для небольшой базы данных и создать ее. Такое задание будет очень полезно ученикам, поскольку предоставляет возможность поработать с интересной информацией, расширяющей их кругозор, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их. Учителя литературы и информатики могут оказать ученику консультационную помощь на этапе сбора и структурирования информации.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Использование информационных технологий поможет осуществить речевое развитие учащихся комплексно, с учетом подготовки к общению в различных сферах, к овладению различными речевыми стилями.
Такие уроки дают учащимся навыки работы с информацией, ее отбора и анализа. Они способствуют приобщению юных читателей не только к литературе, но и к другим видам искусства: живописи, архитектуре, классической музыке.

Опыт показывает, что важнейшими из условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету:
во-первых, мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся,
во-вторых, их активные и сознательные действия, направленные на освоение теоретического материала.
Учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК, воспринимают их как праздник, у них вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Ребят привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, одобрение электронного помощника учителя, возможность работать группами (взаимопомощь), возможность повторить программу и получить положительную отметку. Ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности (это особенно важно для слабых учащихся). Такой опыт пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой.
Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.
Введение ПК в учебный процесс ни в коей мере не следует понимать как редукцию (ослабление, уменьшение) функций учителя: наоборот, оно расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы:
первая категория проблем – совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться», существенно повысят КПД урока (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер – хранилище результатов творческой деятельности педагога: удачно найденных им объяснений , придуманных им интересных заданий и упражнений – всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать (запротоколировать) данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.
Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке.
Ценность интегрированных уроков состоит и в том, чтобы обобщить знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.

















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тема урока «Жизнь и творчество Ивана Бунина»
Тип урока Комбинированный урок: обобщения и систематизации знаний,
контроля знаний, умений и навыков, выполнения комплексных заданий
Вид урока Смешанный
Цель урока: обобщение и систематизация знаний полученных на уроках литературы, информатики, при изучении тем “Творчество Ивана Бунина” (литература), “Текстовый редактор”, “Impress ” (информатика).
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с подробностями биографии и автобиографии И.А. Бунина, с ранее незнакомыми произведениями поэта;
проверить с помощью компьютера знания учащихся по литературе и информатике;
отработать полученные умения и навыки по темам: «Текстовый редактор», “Impress”, «Творчество Бунина»;
Воспитательные:
прививать интерес к литературе и информатике;
воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
воспитывать чувство гордости за свою малую родину;
воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;
Развивающие:
развивать творческое мышление при выполнении нестандартных графических заданий;
закрепить, углубить приемы и навыки работы в текстовом редакторе: отработать технику редактирования, форматирования текста, использования различных вставок, эффектов оформления текста, открытия и сохранения текстового документа.
Здоровьесберегающая:
соблюдать правила и нормы при работе на компьютере
Технические требования к технике и программному обеспечению:
компьютер, видеопроектор
ОС Linux;
Open Office org;
видеопроектор
Приложения: презентации, карточки с тестами, текстовые файлы «Составь четверостишие», звукозаписи Рахманинова, Бунина, Дольского.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Организационный момент.
Жизнь и творчество И. Бунина.
Вступительное слово учителя.
Биография И.А. Бунина (презентации учащихся)
тестирование по биографии.
представление открыток учащихся. Литературно-музыкальная композиция «Мои любимые стихи»
проверочная работа на компьютерах в текстовом редакторе.
Итог урока.
Домашнее задание.
Продолжительность урока – 1 час.


















ХОД УРОКА

Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока: “Жизнь и творчество Ивана Бунина”. Проверка отсутствующих.
Вступительное слово учителей литературы и информатики.
Наша задача обобщить сведения о жизни и творчестве И. Бунина
Повторить темы «Редактирование и форматирование текста в текстовом редакторе», обобщение материала по теме «Создание презентаций».
У нас сегодня много гостей и мы хотим, чтобы они стали активными участниками нашего урока. Им предоставляется почетное право оценить ваши работы. Для этого мы выдаем гостям оценочные листы (Приложение 1), которые они будут заполнять в течение урока.
Перелистывая страницы биографии и автобиографии.
Студенты были объединены в творческие группы, каждая из которых самостоятельно готовила презентации по выбранным темам.
Итак, мы переходим к представлению презентаций, подготовленных девушками (хотелось, чтобы вы слушали друг друга внимательно, т.к. после представленных вами работ вы будете выполнять проверочную работу)
Во время презентаций звучит музыка (CD диск)
Первая презентация «Детство Бунина». Слово творческой группе №1. (Приложение 2)

Содержание презентации:

1. Детство
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года на улице Дворянской.
2. Отец
Алексей Николаевич Бунин, из обедневших дворян, бывал невоздержан в питии, увлекался картами, но, несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью.
3. Мать
Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный», «ни у кого нет такой тонкой души, как у него» «В Воронеже он, моложе двух лет, ходил в соседний магазин за конфеткой. Его крестный, генерал Сипягин, уверял, что он будет большим человеком... генералом!»
4. В 1874 году Бунины перебрались из города в деревню, на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
«Зимой безграничное снежное море, летом море хлебов, трав, цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...» Так через много лет напишет он в «Жизни Арсеньева». Попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнились, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте, и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки.

5. Родители брали Ваню и младших сестер, в церковь в селе Рождество. Он любил церковные службы, хотя ему, не привыкшему к дисциплине, было утомительно их выстаивать.
Возили детей и к бабушке, матери Людмилы Александровны, в Озерки, которые находились в нескольких верстах от их хутора. Ване очень нравилась бабушкина усадьба.
Слово предоставляется второй творческой группе. Они выступят с презентацией “Учеба и начало литературной деятельности” (Приложение 3)
Содержание презентации:
1. Отрочество
Любовь к литературе пробудилась у него с самого раннего детства, когда мать читала ему стихи. К моменту поступления в гимназию он уже знал и любил произведения Пушкина, Гоголя, а Страшная месть» его не просто потрясла.
На экзамены в Елец повез его Алексей Николаевич.
2.Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома (осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым писателя связывали самые близкие отношения). Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу.
3. Литературный дебют
С 1889 началась самостоятельная жизнь со сменой профессий, с работой, как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты «Орловский вестник», молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891. Молодые супруги впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе.
В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.
4.1895 год переломный в судьбе писателя. Он оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким,Н. Д. Телешовым, участником «сред» которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.
 
А сейчас 3 презентация «Восхождение на литературный Олимп» (Приложение 4)
Содержание презентации:
1.Самостоятельно изучив английский язык, перевел поэму Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1896). Слава Бунина-поэта началась со сборника стихов "Листопад", вышедшего в 1901 в символистском издательстве "Скорпион". "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" были отмечены Пушкинской премией Российской Академией Наук (1903).
С начала 1900-х печатал стихи и прозу в сборниках "Знание", а в 1902 - 1909 в издательстве "Знание" вышло его первое собрание сочинений. Общественное признание Бунина-писателя выразилось в присуждении ему второй Пушкинской премии и избрании почетным академиком Российской Академии Наук.
2. Путешествия
В 1900 совершил свое первое заграничное путешествие. С тех пор непрестанно странствовал по свету. Вместе с женой В.Н. Муромцевой-Буниной исколесил почти всю Европу, подолгу гостил на Капри у Горького, не раз бывал в Турции, изъездил весь Ближний Восток вплоть до пустыни Сахара, плавал на Цейлон. Впечатления от путешествий разных лет отражены в книге "Тень птицы" (Париж, 1931).
 Повесть "Деревня" (1910) и последовавшие за ней книги "Суходол" (1912), "Иоанн Рыдалец" (1913), "Господин из Сан-Франциско" (1916) заставили говорить о Бунине как о первом русском прозаике. В 1915 в издательстве А.Ф. Маркса вышло его "Полное собрание сочинений" в 6-ти томах.
3. Зрелый мастер
1-я мировая война была воспринята писателем как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России.
С резкой враждебностью встретив Февральскую революцию и Октябрьский переворот 1917.
26 января 1920 навсегда покинул Россию. В эмиграции опубликовал свой дневник-памфлет "Окаянные дни" (писавшийся в Москве и Одессе в 1917 - 1919) - произведение яростного неприятия революции.
 4.Нобелевский лауреат
The Nobel Prize in Literature 1933
"for the strict artistry with which he has carried on the classical Russian traditions in prose writing"
Ivan Alekseyevich Bunin
stateless domicile in France
b. 1870 (in Voronezh, Russia) - d. 1953

В 1933 году стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии.
Четвертая творческая группа подготовила презентацию «Жизнь в эмиграции» (Приложение 5)
Содержание презентации:
1. Вся последующая жизнь писателя связана с Францией. Жил в Париже, проводя лето на юге Франции, в Грасе. В эмиграции Буниным создано 10 новых книг прозы и одна книга стихов. В 1927 - 1933 работал над своим самым крупным произведением - романом "Жизнь Арсеньева". В 1933 стал первым русским писателем - лауреатом Нобелевской премии.
 Годы 2-й мировой войны провел в Грасе, некоторое время и под немецкой оккупацией, испытывая голод и душевные страдания. Но именно в это время создал, быть может, лучшую книгу о любви в русской литературе - сборник рассказов "Темные аллеи" (1-е издание: Нью-Йорк, 1943; полное: Париж, 1946).
 2. Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи...» назвал «великодушной мерой». Однако ждановское постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину. В 1945 Бунины вернулись в Париж. Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни (Ф. Мориак, А. Жид, Р. Роллан, Т. Манн, Р.-М. Рильке, Я. Ивашкевич и др.). Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.
3.Смерть
Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой «О Чехове», вышедшей посмертно (1955) в Нью-Йорке.
Умер 8 ноября 1953 года в Париже.
Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем


4.Жизнь после смерти
В Орле музей Ивана Алексеевича Бунина существует уже десять лет. С тех самых времен, когда были опубликованы "Окаянные дни". Это самый главный Бунинский музей. Фонд главного музея насчитывает пять тысяч единиц хранения. Одна из сотрудниц музея сказала нам, что весь бунинский архив до семнадцатого года передала в этот музей Вера Николаевна Муромцева-Бунина.
В музее чисто и светло, такое впечатление, что все с иголочки, явно нежилое помещение. Отреставрировано второе крыло дома, там собираются открывать экскурсионно-читальный зал, бунинский.
Учитель: Прослеживая жизненный путь И. Бунина, мы увидели, что судьба его была нелегкой, большая часть жизни прошла на чужбине. Оторванный от Родины, тем не менее, он прославлял ее в своих стихах, рассказах. Все его помыслы были направлены на то, что он рано или поздно вернется в Россию (чтение стихотворения «Я обязательно вернусь в Россию» (Приложение 6))
Все презентации сопровождала музыка Сергея Рахманинова, который был другом Бунина.
Тест
А сейчас небольшая проверочная работа в виде теста на знание биографии И. Бунина (раздать листочки с тестом) (Приложение 7)
Открытки с любимыми стихами.
Чтение наизусть стихотворений поэта (3-4 стихотворения). Чтение сопровождается музыкальным сопровождением, подобранным учениками и демонстрацией графических работ, отражающих эмоциональное состояние человека, вызванное стихотворением.
Переходим ко второй части урока – литературно-музыкальной композиции «Мои любимые стихи».
Первая открытка «Розы», представляет _____________________________ (Приложение 8)
Вторая открытка «Астры» ________________________________________ (Приложение 9)
Третья открытка «Последний шмель», ______________________________ (Приложение 10)
Четвертая открытка «Какая тёплая и тёмная заря!»____________________ (Приложение 11)
Пятая открытка «И цветы и шмели..» _______________________________ (Приложение 12)
Шестая открытка «Иван Бунин», ____________________________________ (Приложение 13)
Учитель: Учащиеся прочитали понравившиеся стихи и поделились своими впечатлениями. Они использовали при подготовке работ не только Интернет ресурсы, но и нейские пейзажи, и материалы из архивов училища.
Прослушивание
А сейчас мы послушаем, как читал свои стихи сам поэт (запись стихотворения «Одиночество» в исполнения И. Бунина). (CD диск)
Стихи Бунина мелодичны, задушевны, напевны, поэтому многие из них положены на музыку (CD диск трек 2).
Проверочная работа на компьютерах «составь четверостишие»
Готовясь к уроку, вы прочитали достаточно много стихов Ивана Бунина, а как вы их запомнили, мы сейчас проверим.
Садимся за компьютеры и открываем файл «Составь четверостишие» (Приложение 14)
Вам предстоит в текстовом редакторе соединить строчки стихов в четверостишия. На первой странице вы должны соединить их с помощью стрелок, а на втором с помощью вставки и копирования текста составить 10 четверостиший. Измененные файлы сохранить на рабочий стол под своим именем для проверки.
Итог урока.
Мы думаем, что сегодня вы узнали много нового и интересного не только о писателе Иване Бунине, но и увидели, как с помощью компьютера можно доступно, красиво, необычно представить уже знакомые факты и научиться применять и представлять новые знания с помощью мультимедиатехнологий. Эти знания вы можете применять не только на информатике, но и на других предметах, На литературе, как вы сегодня уже увидели, на математике, физике и т.д. Выставляются оценки. Подводятся итоги урока.
Домашнее задание.
Учащиеся получают творческое задание: проанализировать любое понравившееся, но не прозвучавшее на уроке стихотворение И.А. Бунина или прозаическое произведение и оформить свое сочинение в форме текстового файла или презентации.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение ПК в учебный процесс не ослабляет, а уж тем более не уменьшает функций учителя, позволяет решить поставленные задачи более эффективно.
Компьютер и ИКТ позволяют совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, существенно повышают производительность урока, дают возможность самостоятельной подготовки к уроку и для ликвидации пробелов в знаниях.
В то же время, компьютер – это средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер – хранилище результатов творческой деятельности педагога: удачно найденных им объяснений, придуманных им интересных заданий и упражнений – всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
И учителя, и ученики оценили то, что ПК ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в ученической и педагогической практике.
Проведение интегрированных уроков в полной мере позволяет использовать мультимедиатехнологий на уроке. Подготовка и представление презентационной работы позволяет развивать речь учащихся, приобщает их к самостоятельности в области поиска информации, а также ее оформления.
Ученик на таких уроках самоутверждается, у него появляется вера в свои способности (это особенно важно для слабых учащихся). Такой опыт пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ильинский И.М. О Бунине: статьи, интервью, выступления. М.: Издательство Московский гуманитарный университет, 2009.
Минаев Д.М. И.А. Бунин. Памятники в России и за рубежом. – М.: 2008.
Бунин И.А. Собрание сочинений в 5-ти томах. – М.: Правда 1987.
Литература в школе №1 - 1999.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века – М.: ВАКО 2003.
Агеносов В.В. Русская литература ХХ века – М.: Дрофа 2008.
Литературные произведения Бунина И.А. Интернет ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Биография И.А. Бунина. Интерент ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Произведения И.А. Бунина. Интернет ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иллюстрации к биографии И.А. Бунина. Интерент ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
























Оценочный лист Приложение 1


ФИО
Презен-тация (максимум 5 баллов)
Открытка (максимум 5 баллов)
Составь четверостишие (по количеству составленных)
Тест
(10 – 5 баллов,
9-8 – 4 балла, 7 – 3 балла)
итог

1 группа























2 группа























3 группа























4 группа























5 группа























Лучшая работа (№ группы)
































Приложение 2


13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415






Приложение 3
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415






Приложение 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





Приложение 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415






Приложение 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение 7
ТЕСТ ПО БИОГРАФИИ И. А. БУНИНА

1. Бунин родился:
В Орле
В Бутырках
В Воронеже
2. В каком году родился И.А. Бунин
1880
1870
1890
3. Первый сборник стихов И.А. Бунина назывался:
«Скорпион»
«Листопад»
«Снегопад»
4. Признание литературной деятельности поэта выразилось в присуждении:
Уваровской премии
Пушкинской премии
Ленинской премии
5. Как Бунин относился к революции 1917 года
Враждебно
Восторженно
Равнодушно
6. Эмигрировал
В Германию
Во Францию
В США
7. Нобелевская премия в области литературы присуждена И. Бунину:
1940
1933
1935
8. И.А. Бунин умер
1953
1958
1960
9. Свой последний приют писатель нашел

В России
Во Франции
В Италии
10. Какое из названных произведений принадлежит И. Бунину
«Гранатовый браслет»
«Темные аллеи»
«Старуха Изергиль»

Приложение 8

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад, И сена душная истома Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал Громовый гул Но пели пчелы,
Звенели мухи – день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых Но солнце и лазурь мигали В зеркально-зыбком блеске их –
И день сиял, и млели розы

Осыпаются астры в садах, Приложение 9
Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука Осень веет тоской, Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни По аллее, давно молчаливой, И с любовью и с грустью взгляни На знакомые нивы. В тишине деревенских ночей И в молчанье осенней полночи Вспомни песни, что пел соловей, Вспомни летние ночи И подумай, что годы идут, Что с весной, как минует ненастье, Нам они не вернут Обманувшего счастья

Приложение 10


Последний шмель
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!



Приложение 11

Какая тёплая и тёмная заря!
Давным-давно закат, чуть тлея, чуть горя,
Померк над сонными весенними полями,
И мягкими на все ложится ночь тенями,
В вечерние мечты, в раздумье погрузив
Все, от затихших рощ до придорожных ив,
И только вдалеке вечерней тьмой не скрыты
На горизонте грустные ракиты.
Над садом облака нахмурившись стоят;
Весенней сыростью наполнен тихий сад;
Над лугом, над прудом, куда ведут аллеи,
Ночные облака немного посветлее,
Но в чаще, где, сокрыв весенние цветы,
Склонились кущами зеленые кусты,
И темь, и теплота

Приложение 12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение 13
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение 14

СОСТАВЬ ЧЕТРЕРОСТИШИЕ

1.Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят

2.Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,

3.Так ярко звезд горит узор
Так ясно млечный Путь струится

4.У птицы есть гнездо. У зверя есть нора
Как горько было сердцу молодому

5.О счастье мы всегда лишь вспоминаем
А счастье всюду. Может быть оно

6.Настанет день – исчезну я,
А в этой комнате пустой

7.И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь

8.В глуши лесной, в глуши земной
Всегда тенистой и сырой

9.О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,

10.Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня



1.Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому

2.Две розы под окном раскрылись
Две чаши полные огня

3.Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух льющийся в окно

4.Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой

5.Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь

6.Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

7.Тебя твоею простотою
Убогим видом черных хат

8.Что занесенный снегом двор
Весь и блестит и фосфорится

9.В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!

10.В крутом овраге над горой
Бьет из камней родник студеный








13PAGE 15


13PAGE 14215




15