Семинар-практикум для родителей Подготовка руки к письму


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДЕТСКИЙ САД №23 «РОМАШКА»
Семинар-практикум
для родителей детей старшей группы
«Подготовка руки к письму»
-1778020919100
Воспитатель
I квалификационной категории
Мордовцева М.А.
2016г.
Цель: ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
Участники:  воспитатель и родители.
Необходимое оборудование: экран, проектор, тетрадные листы в клетку, простые карандаши, выставка прописей и штриховок.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладываемся в общий темп работы.
Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.
Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.
Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.
Работа по подготовке к письму должна начаться задолго до поступления в школу. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Кроме того, развитие мелкой и крупной моторики напрямую связано с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность.
Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги). Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от её систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
Работа по развитию мелкой моторики начинается со знакомства с пальчиковыми играми.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
К пальчиковым упражнениям относятся также игры с песком, водой, мелкими камушками. Для достаточно сложнокоординированных действий пальчиками предлагаются шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер. Когда ребенок пойдет в школу, умение манипулировать предметами позволит сосредоточиться ему на своем занятии, а не на том, как же удержать ручку или карандаш.
Вашими помощниками могут стать обыкновенные счетные палочки, карандаши, спички, соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии. В старшем дошкольном возрасте дети уже знают некоторые геометрические фигуры. Они вполне могут сложить из палочек домик или машинку.
Очень интересны для детей игры с прищепками. Самая простая игра – это надевание прищепок на веревку. Когда происходит дидактическая игра с прищепками, то указательный и большой пальцы ведущей руки испытывают напряжение схожее с тем, которое нужно приложить при удержании пишущей ручки. 
Не стоит забывать и о вырезании. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно. Симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Живой отклик у детей находит техника оригами. Для нас она представляет интерес прежде всего как отличное упражнение для рук. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги.
Еще одна важная форма работы – графические упражнения. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, что поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, глазомер.
К 5-7 годам детям предлагаются такие упражнения, как «Дорожки», «Дождик», «Штриховка», «Соедини по точкам» и т.д., которые выявляют и развивают внимание, пространственное восприятие, сенсомоторную координацию и тонкую моторику руки.
Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают чувствовать границы фигуры.
Выполняются на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.
Штриховка — одно из важнейших упражнений.
Правила штриховки:
-Штриховать только в заданном направлении.
-Не выходить за контуры фигуры.
-Соблюдать параллельность линий.
Усложненной формой графического упражнения является графический диктант, то есть схематичное изображение предмета. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги.Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш ребёнок столкнётся при написании печатных и письменных букв и цифр.
Наиболее сложным навыком для первоклассника является работа в тетради. Клеточки, линии, отступы, промежутки между словами, пропуски линий и клеток — все это сложно для первоклассника. Чем же мы можем помочь будущим ученикам? Как использовать графические диктанты в занятиях с дошкольниками, чтобы способствовать быстрому привыканию ребенка к работе в тетради?
Научить ребенка ориентироваться на тетрадном листе, вырабатывая при этом почерк, аккуратность и, самое главное — научить его письму — очень сложно. Многократное и долгое письмо приводит к нежеланию учиться, отнимает у ребенка всю радость от учебы.
Графические диктанты, проводимые в интересной, игровой форме имеют возможность поспособствовать развитию всего вышеперечисленного.
Начать можно с наиболее простых приемов графического диктанта. Надо разделить лист на 4 равных прямоугольника. Сначала уточнить вместе с ребенком то, что у нас есть два прямоугольника вверху листа и два внизу. Два слева и два справа. Если ребенок путается в понятиях «лево» и «право», на первое время можно подписать прямоугольники. В дальнейшем, конечно, нужно обходиться без этого.
Можно, например, попросить ребенка нарисовать квадрат в верхнем левом прямоугольнике, а круг в правом нижнем. Затем следует усложнить задание и попросить нарисовать круг в центре верхнего правого прямоугольника, а треугольник в нижнем правом углу нижнего левого прямоугольника. Для этого ребенок должен показать сначала левый нижний прямоугольник и затем только найти в нем нижний правый угол.
Впоследствии можно переходить непосредственно к графическому диктанту, выполняемому на листе в клетку. Необходимо нарисовать крупную точку и попросить ребенка поставить кончик карандаша на эту точку. Далее ребенок должен внимательно слушать указания взрослого и выполнять их. Например, не отрывая карандаша провести линию вправо на две клетки, затем вниз на две клетки, влево на две клетки и вверх на две клетки. Предложите ребенку посмотреть, что у него получилось. После того, как ребенок научится внимательно слушать и рисовать несложные формы, задания можно усложнять. Рисовать не только простые геометрические фигуры, но и различные предметы, животных.
Родителям предлагаются упражнения для подготовки руки к письму 
Упражнения для подготовки руки к письму (проводятся с родителями)
«Пальчиковая гимнастика» .Упражнение «Зеркало» Цель: развитие мелкой мускулатуры рук, умение повторять за ведущим.
Упражнение с карандашом «Добываем огонь», «Пропеллер», «Вращение», «Шаги» Цель: упражнять в прокатывании карандаша между ладонями, двумя-тремя пальцами по столу.
Упражнения для подготовки к технике письма (проводятся с родителями)
Содержание работы включает: формирование ориентировки в своем теле, от себя, на листе бумаги, относительно себя, другого предмета, умение слушать и воспроизводить ритм (хлопки, удары и пр.), ритмические рисунки, рисовать бордюры в сетках, упражнять в штриховке. Штриховка «Кораблик»
Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные. 
Упражнения для формирования элементарных графических умений (проводятся с родителями) Графический диктант «Собачка».
Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с самого простого, например: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна направо.
Обучение всегда связано с недоразумениями и ошибками. Исправлять их нужно спокойно и доброжелательно. Грубым и неосторожным замечанием можно нанести ребенку травму, подорвать его веру в свои способности. Здесь важен подбор слов и интонация: «Сегодня ты уже лучше раскрашиваешь» - так можно показать ребенку, что он продвигается вперед, делает успехи.
Без этой подготовки в дальнейшем невозможно будет добиться от вашего ребёнка хорошего письма при обучении в школе.Будьте терпеливы и не ругайте ребенка за допущенные промахи, ведь он только начинает учиться!
Желаю успехов!