Выступление на МО учителей географии на тему Организация исследовательской деятельности учащихся через кружковую работу


Методическое объединение учителей географии
МБОУ «Кантемировский лицей»
«Организация исследовательской деятельности учащихся через научные общества и кружковую работу»
Подготовила: учитель географии
МКОУ Зайцевская СОШ
Гоца Ирина Александровна
2016 г.
На сегодняшний день ведущей педагогической идеей является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания.
Учитель ставит перед собой и решает следующие задачи:
– создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету; – формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых; – создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы преподавания.
Значение исследовательской деятельности учащихся по географии в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает.
Причиной тому ряд факторов:
исследовательской деятельности присущи исключительно большие возможности в осуществлении воспитательных функций географической дисциплины. На конкретном материале основ наук и не будучи жестко ограниченным, во времени, учитель может целеустремленно решать актуальные задачи воспитания школьников. В современных условиях сосредоточивается внимание, прежде всего на формировании научного мировоззрения, умения отстаивать свои убеждения по отдельным вопросам. Определенной частью исследовательской деятельности учителя-предметника и ученика является и научно-просветительная работа среди родителей и населения прилегающего к школе района.
содержание школьного географического образования не может, да и не успевает вследствие огромного информационного пространства, учитывать все достижения научно-технического и культурного прогресса, в том числе и те, которые являются эффективным средством воспитания. На тематических вечерах, читательских конференциях, кружковых и факультативных занятиях нужно сообщать учащимся о новейших достижениях и еще не решенных проблемах, ориентировать их на задачи исследования и созидания, которые поколению сегодняшних школьников придется решать в своей практической деятельности, когда оно войдет в большую жизнь.
программа по географии рассчитана на среднего ученика, а более способным школьникам нужен углубленный подход к изучению основы науки, и это в современных условиях, возможно, осуществить только в процессе кружковых и факультативных занятий. Если слабому ученику нужно дополнительное внимание учителя, чтобы он мог овладеть программным материалом, то сильному ученику такое внимание необходимо вдвойне, ибо в нем кроются потенциальные возможности успешного овладения основами географической науки в школе и для высшей квалификации в современной науке, технике и культуре. Уже в школе таких учащихся можно привлекать к исследовательской работе, творческому участию в разработке посильных проблем теоретического и прикладного характера, проектной деятельности. Именно в такой работе они пробуют себя и крепнут, выбирают свой путь в жизни.
индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся, является одним из важнейших принципов нашей педагогики. На кружковых занятиях по географии можно успешно влиять на индивидуальные способности каждого школьника, и это приносит определенный успех в развитии и совершенствовании лучших качеств будущего труженика созидателя.
именно в процессе исследовательской деятельности осваивается современное, географическое оборудование и успешно решается задача самодельного оборудования путем конструирования и изготовления всевозможных наглядных пособий, принадлежностей, приспособлений. Применительно к географии исследовательская деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения в области географии.
Исследовательская деятельность в области изучения своего края решается комплекс задач учебно-воспитательного характера: формируется понимание прекрасного в природе и любовь к Родине, закладывается способность правильно воспринимать смысл рационального природопользования, охраны и умножении естественных ресурсов, осуществляется экономическое воспитание, прививаются многие практические навыки и умения. Школьники учатся собирать и обрабатывать исходный материал, оформлять результаты.
От изучения родного края в узком смысле учащиеся могут переходить к углубленному изучению крупных географических зон и страны в целом. Для осуществления исследовательской деятельности на базе предметного кружка по географии, создается факультатив профиля, который больше и лучше всего соответствует условиям и возможностям школы и учителя. Задачей факультативных занятий является углубленное изучение основ одного из направлений наук о Земле с целью более активного и целенаправленного развития познавательных интересов школьников в этой области.
В современных условиях усиленного внимания к экологическому просвещению населения особенно важно внедрять в школах эколого-географические факультативы с обстоятельным изучением экологической специфики хозяйственной деятельности местных предприятий промышленного или сельскохозяйственного профиля.
Эффективность внеклассной работы в области исследовательской деятельности по географии высока.
Имеющиеся количественные показатели свидетельствуют, что в школах с хорошо организованной внеклассной работой гораздо выше и научно-методический уровень преподавания географии и успеваемость учащихся по этому предмету. Исследовательская деятельность по географии среди школьников способствует росту престижа географии, привлекает внимание к ее учебно-воспитательным возможностям, пробуждает интерес к географической науке. Велико влияние на состояние обучения географии экскурсий и туризма как форм географического изучения родного края и сбора краеведческих материалов для исследования. Еще значительнее роль исследовательских приемов во внеклассной работе, особенно долговременных систематических наблюдений с последующей обработкой, оформлением и использованием результатов на кружковых занятиях и уроках.
Новейшее оборудование учебного процесса по географии, доведенное до полного обеспечения наглядностью всех уроков, кружковых и факультативных занятий, применения компьютерных пособий и Интернета увеличивает количество школьников участвующих в исследовательской деятельности.
В процессе массовой научно-просветительной работы по географии, на занятиях географического кружка, в экскурсионно-туристских походах выявляются учащиеся с определенной предрасположенностью к развитию увлеченности географическими знаниями. Такие ребята активно относятся к занятиям географией, проявляют настойчивость в самостоятельном выполнении заданий учителя, в их деятельности просматривается специфически географическое восприятие изучаемого материала, обнаруживается географическое мышление. Задача учителя состоит в том, чтобы вовремя заметить интерес школьника к географической науке и постараться развить его до увлеченности географией.
Интерес учащихся к географии динамичен, он развивается, у некоторых становится главным и оказывает влияние на всю дальнейшую деятельность. У таких школьников именно в процессе исследовательской деятельности по географии, наблюдается подъем сил, желание энергичнее трудиться, улучшаются результаты работы, появляются элементы творчества. Все это может стать реальностью в процессе изучения географической науки, не ограниченного формальными рамками урока, программой школьного курса и учебника.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов географического образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать географические задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В современных условиях путем развития интереса учащихся к географической науке является дифференциация обучения с усиленным вниманием к географии. Сложившаяся система общеобразовательной подготовки позволяет организовывать школы с углубленным изучением отдельных предметов, в том числе и географии, однако это очень редко.
На факультативных занятиях гораздо полнее, чем в школьном курсе географии, можно отразить достижения и перспективы географической науки, обращая особое внимание на проблемы ее переднего края. Ведь сегодняшние школьники станут работать в тех или иных областях наук о Земле в будущем, расцвет их творческих сил наступит через 15-20 лет, и сегодня важно правильно ориентировать этих ребят на самые перспективные направления науки и практической деятельности
Здесь справедливо утверждение, что будущее должно сегодня быть вруках учителя, иначе оно не станет реальностью. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Широкое использование в географии практических работ с литературными источниками, разнообразным картографическим и статистическим материалом, лабораторных экспериментов и наблюдений в природе значительно повышает учебно-воспитательные возможности. Активное применение краеведческих материалов позволяет конкретизировать многие географические понятия на основе изучения особенностей природы и хозяйственной деятельности населения родного края.
Научно-исследовательская деятельность по географии позволяет перебросить определенный мост между общим образованием и будущей специальностью сегодняшнего школьника. Задача практической подготовки будущих тружеников к научно обоснованному использованию и воссозданию естественных ресурсов в интересах общества приобретает особую остроту в современных условиях. Здравый учет взаимозависимостей в природе в сочетании с экономической грамотностью определяет способность будущих специалистов стать инициативными творцами и рачительными хозяевами. Так задачи профориентации школьников в области наук о Земле переплетаются с общевоспитательными задачами.
Исследовательская деятельность учащихся обосновывается как образовательная технология, выступающая средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, восполнения и развития интеллектуального потенциала общества.
Литература:
“Исследовательская работа школьников”. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция “Народное образование”. Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 “Донская гимназия” и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.– 1999.– N 1-2.– C. 132-137.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала “Исследовательская работа школьника”. Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты.
http://www.educom.ru/ru/works/biblioteka/advices.php