Проект: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через кружковую работу «Дайаана» с учетом регионального компонента»


Автор: Иванова Е.Т.,воспитатель детского сада №24 «Кэскил» МБДОУ «Томторский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей №24 «Кэскил» Проект: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через кружковую работу «Дайаана» с учетом регионального компонента» Участники проекта: дети 5-7 лет, родители, педагоги ДОУ, Музыкальный руководитель; Родители Вид проекта: групповой, творческийПериод реализации проекта: долгосрочный Воспитатель детского сада МБДОУ «ТДС № 24 «Кэскил»;Высшая квалификационная категория;Образование - высшее, СВФУ им. М.К. Аммосова; Педагогический стаж 34 года;2012г. – нагрудной знак «Отличник Образования РС (Я)»2015 г. – присвоен почетный знак «За вклад в развитие народного художественного творчества РС(Я)»2015 г. – медаль «За вклад в развитие наслега» 2003 г. – Диплом «Золотая Амфора» VII Международного фестиваля детского творчества. Греция.2004 г. – руководитель участников культурной программы III Международных спортивных игр «Дети Азии».2005 г. – Дипломант I Международного телевизионного фольклорного фестиваля «Культура мира на земле Олонхо». Председатель Ассоциации фольклорных фестивалей г.Галенат Франции, Жак Рош. г.Якутск.2008г.- Благодарственное письмо Министерства культуры и духовного развития Р(Я), Якутск2008г.- Благодарственное письмо дирекции Республиканского телевизионного конкура «Полярная Звезда», Якутск2008г.- Почетная грамота Министерства Образования Р (Я)2009г.- Гранд Министерства Образования РС (Я) 2009г.- сертификат «Лучший участник социально-значимых проектов» Республиканская общественно-педагогическая экспедиция «Оймякон-Полюс Холода» 2009г.-Благодарственное письмо Главы МУ УОМО «Оймяконский улус (район)»2009г.- Грант Главы Оймяконского улуса «Лучший воспитатель ДОУ 2008 года», Усть-Нера2010г. - медаль «Сердце отдаю детям» к закрытию Года Учителя2015 г. - Победитель в номинации «Лучший проект по реализации программы «Музыка для всех» в республиканской педагогической ярмарке2003г., 2004 г., 2005 г., 2015 г. – Лучший руководитель года улусного смотра республиканского телевизионного конкурса «Полярная звезда» , «Радуга севера», «Весенние капельки». С 24 по 30 августа 2015 года в г. Якутске состоялся II Международный конгресс «Музыка для всех: международный мастер – класс», посвященный вопросам общего и профессионального музыкального образования детей и молодежи Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через кружковую работу «Дайаана» с учетом регионального компонента посредством обучения национальной культуре своей страны и культуре других стран.Задачи проекта: Образовательные:- организация среды, способствующей развитию музыкальной культуры и искусства;- проведение системной работы по ознакомлению и закреплению знаний детей о различных танцах-обучение детей элементам народных танцев;- повышение интереса детей к музыкальным занятиям;- обогащение музыкальных представлений и словарного запаса детей.Развивающие:- развитие мышления, слуха, воображения, фантазии, музыкальности детей, умения выражать свои творческие намерения и умения работы в группе (команде); - способствование развитию системной работы по взаимодействию воспитателей с родителями и общественностью.- раскрытие творческого потенциала, содействие проявлению инициативы и самостоятельности дошкольниковВоспитательные:- воспитание духовности, чувства прекрасного, дара сочувствия и сопереживания, толерантности детей;- воспитание инициативы и самостоятельности детей через раскрытие их творческих возможностей- воспитание и пробуждение интереса к культуре других народов. Ожидаемые результаты проекта:Развитие эстетического воспитания, художественного вкуса, музыкальности, ритмичности.Развитие художественно - творческой активности детей, отражение в разных видах деятельности, используя элементы народного творчества.Формирование у детей представления о народах, живущих на земле.Пробуждение интереса к народному творчеству, воспитание чувства патриотизма.Расширение общего музыкального кругозора. Умение танцевать танцы народов мира. Результаты эксперимента:повысились показатели всех компонентов интернациональной воспитанности дошкольников, уровень представлений детей о других странах, народах мира;Улучшились показатели познавательного и речевого развития коммуникабельности детей;Развиты музыкально – ритмические движения и общее физическое состояние воспитанников;Активнее привлечены родители в воспитательно – образовательный процесс. В 1997 году был создан танцевальный ансамбль «Дайаана» которая по сей день ежегодно становится лауреатом конкурса «Полярная звезда», «Северное сияние» На 1 Международном телевизионном фольклорном фестивале «Культура мира на земле Олонхо» в г.Якутске познакомились со многими народными ансамблями мира. С целью полной реализации способностей воспитанников продолжала заниматься с ними и во время учебы в ТОСШ. Победитель конкурса «Полярная звезда» старшая группа «Дайаана» в 2004 году в Международном фестивале «Золотая Амфора» в Греции стала дипломантом 1 степени. Этапы реализации проекта Iэтап: Организационно-подготовительныйII этап: ОсновнойIII этап: Заключительный Обоснование актуальности темы, мотивация выбора, определения цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов. Разучивание народных танцев.Знакомство детей с бытом, костюмом, народными традициями разных национальностей.Беседа с детьми, о том «Какие бывают народные танцы».Рассматривание иллюстраций народные костюмы для танцев и песен.Совместная деятельность с родителями: создание специальной среды, изготовление необходимых пособий (атрибутов для танцев, народных игр).Совместная деятельность с музыкальным руководителем Проведение совместного мероприятия.Презентация проекта. Средства реализации проектной деятельности: разучивание танцев народов мира;разучивание якутских национальных музыкальных инструментов;разучивание народных песен;музыкально – ритмические игры;беседы;чтение художественной литературы;просмотр презентаций – народные танцы, народные костюмы, фильмов;создание буклета "Танцы народов мира»;развлечение «Аяравина приглашает друзей»;развлечение «Мы дети Полюса Холода». Методы работы: Игровой метод.Наглядный метод.Метод аналогийСловесный методПрактический метод В 2005 году разработала программу «Обучение якутским народным танцам детей дошкольного возраста». Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через кружковую работу «Дайаана» в образовательной среде ДОУ с учетом регионального компонента Кружок «Дайаана» Физическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Обучение танцам способствует укреплению опорно-двигательного аппарата; развитию физических качеств (гибкости, выносливости и координации) Обучение танцам народов мира способствует развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлению целенаправленности, моральных и нравственных волевых качеств ребенка. Приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Обучение танцам народов мира способствует развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. способствует владению ребенком речью как средством общения и культуры, обогащению активного словаря, формирования интересам к языкам людей другой национальности. Обучение танцам народов мира способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера;Формирует основы музыкальной культуры детей. Развивает чувство ритма в разных видах музыкальной деятельности;Развивает умение детей ритмично и выразительно двигаться, передавать простые игровые образы в играх и инсценировка В 2006 году я организовала вокальный ансамбль «Чуопчаарар чыычаахтар», которая ежегодно успешно участвует в конкурсе ДТРА «Полярная звезда» Согласно направлению моего учреждения, я работаю с традиционным приоритетным осуществлением воспитания дошкольников с применением методов якутской народной педагогики. Дети очень любят исполнять народные танцы. У них появляется живой интерес к культуре, к образу жизни разных народов, дружелюбие и уважение к ним. Верными помощниками в реализации моего проекта являются родители моих воспитанников. Авторами и изготовителями костюмов обычно выступают они. Маленький Чысхаанчик. Костюмы для танца «Якутские узоры».. Основные направления работы с родителями Информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей Привлечение родителей к созданию специальной среды, изготовлению необходимых пособий (атрибутов, костюмов для танцев и народных игр) Наглядно-информационное направление:организации дней открытых дверей, открытый просмотр занятий, других видов деятельности,информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток. Досуговое направление:Совместное проведение праздников, досугов,. Познавательные направление: родительские собрания, семинары, практикумы, мастер-классы Работа в социумом Формы работы: участие открытых занятиях, праздниках и концертных программах сельского дома культуры. Участие в конкурсах. Заключение: Процесс интернационального воспитания детей дошкольного возраста с применением методов обучения в кружке «Дайаана» основывается на положении о трехкомпонентной структуре самосознания и включает в себя: - когнитивный компонент:знание и представление о культуре своего народа и осознание себя субъектом родных мест; 2) знание и представление о культуре разных народов мира;- эмоциональный компонент – чувства, которые возникают у ребенка в процессе межличностного общения в процессе данной деятельности;- поведенческий компонент – интернациональная направленность поведения ребенка. Вывод: Воспитательная система в кружках направлена на комплексное развитие личности ребёнка и является системой креативного типа. Вид системы – художественная – определяется ведущими ценностно-смысловыми ориентациями (культурно-нравственные). Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ № 24 «Кэскил» с. Томтор Оймяконского улуса