Рабочая программа элективного курса Экономика 10 класс.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»


Рассмотрено на заседании ШМО
Согласовано
Утверждено

Руководитель ШМО
Зам. директора по УВР
Директор МБОУ СОШ №11

__________ Чувасова С.В.
_____________ _________
__________ Т.В. Нестерова

подпись ФИО



Протокол № ___

Приказ № ___

от «___»__________201___ г.
от «___»__________201__ г.
от «___»__________201__ г.










Рабочая программа элективного курса
ЭКОНОМИКА
10 класс
(профильный уровень)







Образовательная область: обществознание
Дисциплина: экономика
Класс: 10а




Программу разработал:
Тетюев В.В.











г. Биробиджан
2015-2016 учебный год
ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ
10класс
(профильный уровень)
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
приказ Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»; ( для 10 класса)
информационное письмо комитета образования Еврейской автономной области от 10.04.2015 № 1144/15 «Об организации образовательной деятельности в 2015/2016 учебном году».
Приказ МБОУ СОШ № 11 № 78 от 19.06.2015 г. «Об утверждении учебного плана школы на 2015-2016 учебный год».

Учебник. Экономика.(Основы экономической теории): Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. орг. Углубленный уровень образования/ Под. Ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова. – В 2-х книгах. Книга 1. – 21-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Рабочая  программа по «Основам экономической теории» для 10 класса разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования. Программа рассчитана на 34 учебных часа по 1  часу в неделю.
         Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.
         


Цель программы:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Задачи программы:
 
Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельност освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
 









Содержание программы. (34 часа)
Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (3часа)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.  Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
 Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.
Тема №2. Рыночная системы хозяйствования. Смешанная экономика (3часа)
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная  система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (4 часа)
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (4 часа)
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.
Тема №5. Поведение потребителя. (4 часа)
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (4 часа)
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..
Тема №7. Предпринимательство. (3 часа)
Понятие предпринимательства. Формы  предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.
Тема №8. Рынки факторов производства и распределение доходов. (3 часа)
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.
Тема №9. Конкуренция и рыночные структуры. (4 часа)
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.  Классификация рынков по типу конкуренции
Повторение. Итоговое обобщение. Тестирование. (2 часа)
















Учебно-тематический план.

Глава
Название
Часы
Формы
контроля

Глава 1
Предмет и метод экономической науки.
3


Глава 2
Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.
3
Тест


Глава 3
Спрос, предложение и рыночное равновесие.
4
тест

Глава 4
Эластичность спроса и предложения.
4


Глава 5
Поведение потребителя.
4
тест

Глава 6
Фирма, производство и издержки.
4


Глава 7
Предпринимательство.
3
тест

Глава 8
Рынки факторов производства и распределение доходов.
3


Глава 9
Конкуренция и рыночные структуры.
4


Повторение
Итоговое обобщение
2
тест

Итого

34








































































 





 





 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения  и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
 



Литература.
Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:
Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2004.
 «Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2004
«Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2004.
 
Используемая  дополнительная литература:
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Неровня Т.Н. История экономики.  Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов.  М.: «Начала – Пресс», 1995 г.
Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
“Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика” C.С.Носова.
Москва. РосНоу, 2003.
“Популярная Экономика часть 1- 2 -3  ”
Москва. 2003.
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике”
С.Равичев, С.Григорьев,
Москва. Вита Пресс. 2001










Календарно-тематическое планирование.

Темы, разделы
Кол-во
часов
Дата проведения


Глава 1. Предмет и метод экономической науки
3



1
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.
1
сентябрь

2
Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.
1


3
Фундаментальные проблемы экономики. Предмет и метод экономической науки.
1



Глава 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.
3


4
Два способа решения фундаментальных проблем.
1


5
Рынок и его функции. Экономический кругооборот в рыночной экономике.
1


6
Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика.
1



Глава 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
4


7
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения.
1


8
Рыночное равновесие.
1
октябрь

9
Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
1


10
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток.
1



Глава 4. Эластичность спроса и предложения.
4
ноябрь

11
Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.
1


12
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
1


13
Ценовая эластичность предложения.
1


14
Практическое применение теории эластичности.
1
декабрь


Глава 5. Поведение потребителя.
4


15
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
1


16
Правило максимизации полезности.
1
январь

17
Кривые безразличия.
1


18
Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
1



Глава 6. Фирма, производство и издержки.
4
февраль

19
Современная фирма.
1


20
Бухгалтерские и экономические издержки.
1


21
Как изменяются издержки фирмы.
1


22
Какой размер фирмы считать оптимальным.
1
март


Глава 7. Предпринимательство.
3


23
Понятие предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.
1


24
Менеджмент и его функции.
1


25
Маркетинг и его основные элементы.
1



Глава 8. Рынки факторов производства и распределение доходов.
3


26
Особенности рынков факторов производства.
1
апрель

27
Рынок труда и заработанная плата.
1


28
Капитал и процент. Человеческий капитал.
1



Глава 9. Конкуренция и рыночные структуры.
4


29
Конкурентоспособность фирмы.
1
май

30
Типы рыночных структур.
1


31
Совершенная конкуренция.
1


32
Виды монополий.
1



Повторение
2


33-34
Тестирование.
2