Рабочая программа по географии. 8кл


География
Классы: 8
Образовательная область: естествознание
Количество часов: 2 часа в неделю
Учебник: География 8 класс Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. Под редакцией Алексеева А.И. Просвещение 2012 год.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)
- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования
-программы для образовательных учреждений «География 6-9 класс. Николина В.В., Алексеев А.И.; Москва « Просвещение» 2010 г.
-приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную акредитацию на 2013-2014 учебный год»
-Учебного плана МАОУ Первомайская СОШ №2 на 2014-2015 учебный год.
Целью данной программы является обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников.
Цели.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Программа минимально модифицирована, все части предложенные авторами, хорошо продуманы, учитывают региональную специфику и разный уровень подготовки обучающихся. Самостоятельно было лишь распределено резервное время: 1час –на вводный урок, для знакомство с учебником, курсом и т.д., 2часа- на тему «Россия в мире», по 4 часа- на темы «Природа» и «Хозяйство», так как эти объемные, 2 часа отведено на повторение и обобщение и 1 час –на итоговую контрольную работу.
Это позволяет решать задачи повышения качества образования, личностного развития и социализации учащихся в соответствии с миссией школы и целями работы на 2012-2013 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный этап изучения географии крайне важен, так как представляет подробное изучение географии своей страны. В соответствии с требованиями стандарта предмет «география» изучается как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Данный курс географии помогает раскрыть закономерности природы и общества, объяснить причины различных природных и экономических процессов и явлений, показать многие аспекты отношения природы и человека, их влияние на развитие культуры. И дает возможность научить обучающихся правильно ориентироваться в быстроразвивающейся географической среде.
Обучение географии России дает возможность убедительно показать обучающимся, что игнорирование природных законов, пренебрежение комплексными географическими знаниями при вмешательстве человека в природу приводят к отрицательным последствиям, ухудшающим Экологическую обстановку, условия жизни человека. Обеспечение экологической направленности процесса обучения физической географии является составной частью социального заказа школьному географическому образованию.
Место предмета в учебном плане
На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» в 8 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70часов, 2 часа в неделю.
Основное содержание обучения
Курс 8 класса содержит 6 тем
Тема 1. Россия в мире
Тема 2.Россияне.
Тема 3. Природа.
Тема 4. Хозяйство.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.
Тема 6. Наше наследие.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения курса «География России» в 8 классе учащиеся должны:
Уметь:
Характеризовать географическое положение страны и своей области.
Определять поясное время.
Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию.
Использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России.
Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической карте.
Пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирование представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях.
Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязи компонентов природы.
Устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России.
Анализировать статистические показатели развития хозяйства России.
Анализировать таблицы, тематические карты, схема с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности.
Составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану.
Объяснять структуру импорта и экспорта России.
Устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России.
Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.
Оценивать:
Географическое положение России.
Природно-ресурсный потенциал страны.
Климатические ресурсы России.
Водные ресурсы России и своей местности.
Влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения.
Тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России.
Современные проблемы России.
Знать/понимать:
Географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России.
Положение России на карте часовых поясов.
Административно-территориальное деление России.
Историю формирования и заселения России.
Вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России.
Численность, плотность, воспроизводство населения России.
Особенности естественного движения населения.
Основные направления миграции.
Состав трудовых ресурсов.
Национальный и религиозный состав населения России.
Особенности размещения населения.
Типы поселений.
Связь рельефа с тектоническим строением.
Закономерность размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения.
Факторы, определяющие особенности климата России.
Основные климатические пояса и типы климата России.
Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России.
Меры по борьбе с загрязнением атмосферы.
Особенности морей, омывающих берега России.
Ресурсы морей и их использование человеком.
Крупнейшие речные системы и озера страны.
Границу распространения многолетней мерзлоты.
Меры по охране и восстановлению водных ресурсов.
Основные типы почв, их размещение по территории страны.
Особенности земельных ресурсов и их рациональное использование.
Состав и структуру хозяйства России.
Основные факторы размещения отраслей хозяйства.
Важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию.
Главные промышленные и сельскохозяйственные районы России.
Главные отрасли хозяйства НСО.
Природные зоны России.
Особенности природно-хозяйственных зон.
Влияния природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения.
Что такое Всемирное наследие.
Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
Что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.
Критерии оценивания
        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/rabochie-programmy-i-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-geografii-6-" \l "id.310bc1b380ec" Устный ответ.Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
 Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки  в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
  HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/rabochie-programmy-i-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-geografii-6-" \l "id.310bc1b380ec" Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Учебно- методическое обеспечение:
1.«География.Россия.8 класс» Академический школьный учебник, серия «Полярная звезда»,А.И.Алексеев, В.В.Николина и др.( под. ред. А.И.Алексеева), М.Просвещение,2012.
2 Программа для образовательных учреждений «География 6-9 класс. Николина В.В., Алексеев А.И.; Москва « Просвещение» 2010 г.
3. «География. Поурочные разработки.8 класс» пособие для учителя В.В.Николина,М.Просвещение,2009
4. Атлас по географии для 8 класса
5.Мультимедийное обеспечение : СД-диски, презентации
Список литературы:
1. «Конструктор текущего контроля» пособие для учителей образовательных учреждений; Е.Е. Гусева, Москва, «Просвещение», 2012
2. «Мой тренажер» пособие для учащихся В.В. Николина, Москва, «Просвещение», 2011
3. Контрольно-измерительные материаы. География 8 класс, Е. А.Жижина, Москва «Вако»,2012
4.CD-ROM География России. Природа и население. Мультимедиа учебник по географии дляучащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений, 2004
5. Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику «География
России. В 2-х частях. 8-9 классы» по ред. В.П. Дронова– М.: Издательство «Экзамен», 2008
6. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 8 класс. – М. Дрофа, 2005
Интернетресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
Тематическое распределение количества часов
№ урока Тема урока Характеристика деятельности ученика (на уровне учебных действий) Требования к уровню подготовки
(знать, понимать, уметь)
Домашнее задание Дата Корректировка дат
По программе По теме 8а 8б 8в Введение(1)
1 1 Введение Учить записи в тет4.09 4.09 2.09 Россия в мире(5) 2 1 Россия на карте мира. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте государственной границы России» Характеризовать географическое положение страны и своей области.
Определять поясное время.
Географическое положение России, своей области.
Знать положение России на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей в освоение территории России.
§1в8 6.09 6.09 4.09 3 2 Наша страна на карте часовых поясов. §2, в2,3 11.09 11.09 9.09 4 3 Практическая работа №2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов» 13.09 13.09 11.09 5 4 Как ориентироваться по карте России. §3в1-4 18.09 18.09 16.09 6 5 Как ориентироваться по карте России. §4 в620.09 20.09 18.09 Россияне (10) 7 1 Население России. Воспроизводство населения Практическая работа №4 «Анализ графика рождаемости и смертности в России» Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую
ситуацию.
Использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России
Оценивать: Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию.
Использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России.
Знать определение
население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост – проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства. Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и пути их решения. Миграция населения. Мигранты. Этнические нормы в отношении мигрантов. «демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработица. Трудовые ресурсы родного края. Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия – многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значения русского языка для народов России. Религии России. Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
§5в 1-3 25.09 25.09 23.09 8 2 Численность населения. Практическая работа №5 «Построение графика численности населения своего района» §6 в2-4 27.09 27.09 25.09 9 3 Миграции населения. §7 2.10 2.10 30.09 10 4 Наш «демографический портрет». Практическая работа №6 «Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов» §8 в8, 12 4.10 4.10 2.10 11 5 Россияне на рынке труда. §9в 10 9.10 9.10 7.10 12 6 Мозаика народов. Практическая работа №7 «Анализ карты народов России» §10 в7,8 11.10 11.10 9.10 13 7 Размещение населения. §11 16.10 16.10 14.10 14 8 Расселение и урбанизация. §12 18.10 18.10 16.10 15 9 Города и сельские поселения. §13 в11 23.10 23.10 21.10 16 10 Зачет по теме «Россияне» 25.10 25.10 23.10 Природа(20) 17 1 История развития земной коры. Геологическое летоисчисление .Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической карте.
Пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирование представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях.
Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязи компонентов природы.
Оценивать:
Природно-ресурсный потенциал страны.
Климатические ресурсы России.
Водные ресурсы России и своей местности.
Влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни. Культуру населения.
История развития земной коры. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала. Эра, эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: извержения вулканов, снежные лавины, оползни, просадка грунта.
§14 30.10 30.10 28.10 18 2 Рельеф: тектоническая основа, скульптура поверхности.
Практическая работа №8 «Описание рельефа России по плану»
§15в8,9 1.11 1.11 30.10 19 3 Как осваивают россияне свой участок земной поверхности. Полезные ископаемые России. §17 13.11 13.11 11.11 20 4 Практическая работа №9 «Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых» 15.11 15.11 13.11 21 5 Климат России. Солнечная радиация §18в5,6 20.11 20.11 18.11 22 6 Атмосферная циркуляция. §19 22.11 22.11 20.11 23 7 Влияние на климат России ее географического положения. Зима и лето в нашей северной стране. §20 27.11 27.11 25.11 24 8 Практическая работа №10 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России»
29.11 29.11 27.11 25 9 Климатические пояса и типы климата России. Изучаем карту климатических поясов России. Практическая работа №11 «Оценка климатических условий отдельных регионов с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения» §21 4.12 4.12 2.12 26 10 Как мы живем и работаем в нашем климате. Практическая работа №12 «Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства» §22 6.12 6.12 4.12 27 11 Россия – морская держава. Наши моря. Практическая работа №13 «Обозначение на К/К. морей, омывающих берега России»
§23в 9 11.12 11.12 9.12 28 12 Практическая работа №14 «Описание одного из морей по плану»
13.12 13.12 11.12 29 13 Наши реки. Практическая работа №15 «Обозначение на К/К. крупных рек России» §24в2-6 18.12 18.12 16.12 30 14 Практическая работа №16 «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт, выявление возможностей ее хозяйственного использования» 20.12 20.12 18.12 31 15 Где спрятана вода. Озера России. §25в8 25.12 25.12 23.12 32 16 Водные дороги и перекрёстки. §26в8,9 27.12 27.12 25.12 33 17 Учимся с «Полярной звездой» §27 15.01 15.01 13.01 34 18 Почва – особое природное тело. §28 17.01 17.01 15.01 35 19 Почва – основа сельского хозяйства. Практическая работа №17 «анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа» §29в2,3 22.01 22.01 20.01 36 20 Контрольная работа по теме «Природа» 24.01 24.01 22.01 Хозяйство(19) 37 1 Развитие хозяйства Анализировать таблицы, тематические карты, схема с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности.
Составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану.
Объяснять структуру импорта и экспорта России.
Устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России.
Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.
Оценивать: Тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России.
Современные проблемы России.
Знать
понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Понятие «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс». Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства НСО. Типы предприятий.
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны. Нефтяная и газовая промышленности. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Основные центры черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Влияние металлургических предприятий на состояние окружающей среды и здоровье человека.
§30в7 29.01 29.01 27.01 38 2 Особенности экономики России. Практическая работа №18 «Составление схемы «Виды предприятий по форме собственности» §31 31.01 31.01 29.01 39 3 Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Практическая работа №19 «Составление схемы «ТЭК»» §32 в8 5.02 5.02 3.02 40 4 Нефтяная и газовая промышленность. §33 7.02 7.02 5.02 41 5 Электроэнергетика. §34в 10 12.02 12.02 10.02 42 6 Географическая исследовательская практика «Выбор места для строительства эл/станций с учетом факторов, влияющих на размещение» 14.02 14.02 12.02 43 7 Металлургия.
§35 в 5-7 19.02 19.02 17.02 44 8 Практическая работа №20 «Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии» §35 повт. 21.02 21.02 19.02 45 9 Машиностроение. §36 26.02 26.02 24.02 46 10 Практическая работа №21 «Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности»
§36 пов., в728.02 28.02 26.02 47 11 Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс.
§37 в8 5.03 5.03 3.03 48 12 Растениеводство.
§38 в4,5, 7 7.03 7.03 5.03 49 13 Животноводство.
§39в 4-6 12.03 12.03 10.03 50 14 Географическая исследовательская практика Учимся с «Полярной звездой». АПК. §40 14.03 14.03 12.03 51 15 Сухопутный транспорт. §41 в1,8-9 19.03 19.03 17.03 52 16 Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Практическая работа №22 «Составление характеристики одного из видов транспорта» §42в9,10 21.03 21.03 19.03 53 17 Сфера услуг §43 2.04 2.04 2.04 54 18 Географическая исследовательская практика. Учимся с «Полярной звездой» Особенности развития сферы услуг своей местности Подготов. К к.р4.04 4.04 7.04 55 19 Контрольная работа по теме «Хозяйство» 9.04 9.04 9.04 Природно-хозяйственные зоны(6) 56 1 Зональность в природе и жизни людей. Практическая работа №23 «Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах» Устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России.
Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.
Знать понятие «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства. §45 11.04 11.04 14.04 57 2 Северные безлесные зоны. §46в9 16.04 16.04 16.04 58 3 Лесные зоны. §47в 10 18.04 18.04 21.04 59 4 Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны §48-49 23.04 23.04 23.04 60 5 Субтропики. Высотная поясность в горах. Практическая работа №24 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности» §50 25.04 25.04 28.04 61 6 Зачет по теме: «Природно-хозяйственные зоны» 30.04 30.04 30.04 Наше наследие(8) 62 1 Территориальная организация общества. Устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России.
Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.
Знать территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества. Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуации. Понятие «качество жизни». Идея устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в 21 веке. §51 2.05 2.05 5.05 63 2 Влияние моровых процессов на жизнь россиян. «Все связано во всем». §52 7.05 7.05 7.05 64 2 Всемирное наследие. Что мы оставим потомкам. §53 14.05 14.05 12.05 65 3 Учимся с «Полярной звездой» Семь чудес России. Подгот. К к.р16.05 16.05 14.05 66 4 Зачет по теме: «Наше наследие» 21.05 21.05 19.05 67 4 Итоговая контрольная работа. 23.05 23.05 21.05 68 5 Обобщение и повторение знаний 28.05 28.05 26.05 69 6 Обобщение и повторение знаний 30.05 30.05 28.05 70 7 Повторение пройденного за год 30.05 30.05 28.05