Нормализация просодической стороны речи в игровой форме.


Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4»
Нормализация просодической стороны речи
Учитель – логопед ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»
Сумина Е.Г.

Екатеринбург
2016г
Нарушение просодической стороны речи оказывает существенное влияние на общее и речевое развитие.
Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы:
глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух.
Голос характеризуется следующими признаками:
Высотой, которая служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи.
Громкостью или силой.
Тембром. Определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека.
Диапазоном, т.е. количеством тонов.
Нарушение голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и приемов логопедической работы.
Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.
При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, качество голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.
Функциональные нарушения голоса у детей подразделяются на спастическую дисфонию, возникающую из-за перенапряжения голоса и функциональную афонию или отсутствие голоса. В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений.
Органические нарушения голоса подразделяются на центральные и переферические.
К центральным нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией.
К переферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани.
Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов.
Страдает и речевое развитие. Задерживается накопление словаря, развитие грамматического строя речи, звукопроизношение.
Восстановление просодической функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии – фонопедии. Артикуляционные дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психиатрией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением.
Коррекция просодической стороны речи включает и работу над интонацией.
Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи.
Интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи.
Мелодика речи – это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Ритм речи – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Темп – это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость и внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи. В детской речи наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределять речевой выдох в соответствии с длинной высказывания. Тембр – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д.
Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе усилением голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Для формирования у детей ритмико – мелодической стороны речи необходимо развивать речевой слух: такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голоса – силу и высоту; речевое дыхание – его длительность и интенсивность.
ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Начало, середина, конец
Цель: развитие фонематического слуха – научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.).
Коробка разделена на три части (н – начало слова, с – середина слова, к – конец слова). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ход игры.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
Веселый попугайчик
Цель: развитие звуко – фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры.
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони (молоточком) каждое слово? Будь внимателен».
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
а)одинаковые – ра-ра-ра;
б). со сменой темпа (медленно – быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра;
в). с наращиванием ряда - па- -па-па- -па-па-па- -па-па-па-па- -па-па-па-па-па.
Необходимо следить за достижением координации голоса и движения.
Водичка
Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука «с».
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры.
Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок!»
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук «с» протяжно.