Конспект занятия по информатике (2 класс). Тема Исполнители алгоритмов. Алгоритмы в нашей жизни


Внеурочное занятие по информатике
«Ступеньки к вершинам» 2 класс
Тема: Исполнители алгоритмов. Алгоритм в нашей жизни
Тип занятия: открытие новых знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для усвоения новых знаний;
-ознакомить с примерами алгоритмов в жизни;
-сформировать понятие «исполнитель алгоритмов»;
-формировать умения загружать и работать в среде программирования Scratch;
-способствовать развитию у школьников умения составлять простейшие алгоритмы.
Развивающие:
-содействовать развитию логического мышления у детей, памяти, воображения, познавательной активности, способности быстро воспринимать информацию;
-обогащать словарный запас у детей.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения;
- формировать умения планировать свои действия.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные: развивать умения оценивать правильность выполнения действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Познавательные: развивать умения добывать и перерабатывать информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные: развивать умения аргументировать свои ответы, выслушивать ответы других.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Методы, формы и приёмы работы
1.Метод создания благоприятной атмосферы (психологическая подготовка обучающихся к учебной разминке)
2.Работа со словарём - «Справочное бюро».
3.Наглядные методы: (картинки), демонстративный метод (мультфильм)
4. Интерактивные методы: «Незаконченное предложение», микрофон, интервью, кубирования, проблемное задание, метод комментированного управления.
5. Практический и частично-поисковый метод
6. Игры: «Кодировщики», «Закончи предложение».
7. Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки - обычные и для глаз, правила поведения в компьютерном классе.
Структура занятия
1.Организационный момент
2.Разминка
3.Изучение нового материала
4.Фикультминутка
5.Работа за компьютером
6. Рефлексия, подведение итогов
Ход занятия:
І. Организационный момент
Проверка готовности к занятию , психологический настрой на работу
Добрый день, добрый час!Как я рада видеть вас.Друг на друга посмотрелиИ тихонечко все сели.
- Все готовы к занятию? Настроимся на дальнейшую работу.
Девиз урока: (слайд 1, 2) проговариваем хором
Не просто слушаю, а слышу.
Не просто смотрю, а вижу.
Рассуждаю, отвечаю.
Знанья смело добываю!
ІІ. Логческая разминкаи
1) «Найди число»
- Проведем разминку. Сложите два числа, которые стоят рядом и сумму впишите в верхний кружочек (слайд 3)
2) Работа над загадками
- Отгадайте загадки.
**«Справочное бюро».
Работа с толковым словарем (с. 62)
- Знайка, напомни, что такое загадка.
Загадка – это краткое, условное описание кого-нибудь или чего-нибудь, по которому можно отгадать, кто это или что это. (слайд 4)
Скромный серый колобок,Длинный тонкий проводок,Ну а на коробке -Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,У компьютера есть ... мышка. (слайд 5)
Нет, она – не пианино,Только клавиш в ней – не счесть!Алфавита там картина,Знаки, цифры тоже есть.Очень тонкая натура.Имя ей ... . клавиатура (слайд 6)
На столе он перед нами,
на него направлен взор,подчиняется программе,
носит имя... монитор (слайд 7)

Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит.
И сейчас же буквы, точки,
Запятые - строчка к строчке.
Напечать текст, картинку
Кто сумеет? Это… (принтер) (слайд 8)
Корпус компьютера. В нем то хранится,
Что компьютеру пригодится.
Корпус из пластика, стали, стекла,
В нем материнская плата жила,
А также процессор, ОЗУ, дисковод...
Что это за корпус, скажите, народ? (Системный блок) (слайд 9)
** Метод «Незаконченное предложение»
- Итак, закончите предложение. Мышь, клавиатура, монитор, принтер, модем, системный блок – это устройства компьютера.

3. Игра «Кодировщики»
- Разкодируйте слово и вспомните понятия, с которыми мы познайомились на предыдущих уроках.
6 3 1 5 2 7 4 8
и г а р л т о м
Алгоритм (слайд 11)
4 3 6 5 7 2 1
а м д н а о к
Команда (слайд 12)
ІІІ.  Актуализация опорных знаний.
1. **Метод «Микрофон» (слайд 13)
- Что такое алгоритм?
Алгоритм – это последовательность команд, которые приводять к результату.
- Що таке команда?
Команда – это предложение, которое побуждает к действию.
- Как по другому называются такие предложения?
Побудительные преложения.
- Какое из даннях предложений является побудительным? (слайд 14)
1.Земля – наш общий дом.
2. Без чего не возможна жизнь на Земле?
3. Берегите нашу Землю!
4. Ах, как прекрасен мир вокруг!
- 3. Берегите нашу Землю!
- Почему это предложение побудительное? Докажите.
Потому что в предложении есть побуждение к действию.
- С кем мы познайомились на предыдущих занятиях?
С Рыжим котом. (слайд 15)
- В какой программме выполняет ваши команды этот кот?
«Scratch»
- Как открыть программу «Scratch»?
На рабочем столе щелкнуть дважды значок
- Какие команды может выполнять Рыжий кот?
Движение, внешность, звук, перо и другие.
Физкультминутка с котом з котом (слайд 16)
ІV. Объявление темы и задач занятия- На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомиться с алгоритмом, определим понятие исполнители программ и научим нашего кота писать пунктирную линию.
V. Работа над новым материалом1. Подача нового материала с элементами беседы пророль алгоритмов в нашей жизни и системе команд исполнителя.
- Алгоритмы окружают нас повсюду. Это алгоритм приготовления пищи и алгоритмм пошива одежды, инструкция по использованию кухонного комбайна и множество других.
- Любой алгоритм составляется с расчетом на определённого исполнителя, которому предстоит выполнять прописанные действия.
** Метод «Интервью»
- Как вы думаете, кто может бать исполнителем алгоритмов?
Исполнителем может бать человек, группа людей, животные, бытовые приборы, компьютер и т.д.
- Кто из исполнителей может выполнять данные команды? (Слайд 17)
** Проблемное задание- Как выв думаете, кто может разрабатывать алгоритмы? Почему?
Человек. Потому что только человек умеет думать.
- Разрабатывать алгоритмы может только человек, потому что это довольно трудоемкое занятие, которое требует от человека глубоких знаний и много времени.
Исполняют алгоритмы и люди, и устройства: компьютеры, роботы, спутники, станки, сложная бытовая техника и даже детские игрушки.
(карточки с изображениями разних бытовых предметов и т.д.)
- Итак, кто же такой исполнитель?
Исполнитель – это кто-то или что-то, способный выполнить действия, описанные алгоритмом. (слайд 18)

** Метод «Кубирования»
- Назовите исполнителей таких видов работ
Приготовление торта (кондитер)
Пошив одежды (швея)
Обучение детей (учитель)
Лечение зуба. (стоматолог)
Перевозка груза (водитель)
Пишет компьютерные программы (программист)
- Исполнители часто встречаются в сказках (Слайд 19).
а) В одной сказке Иван-Царевич говорит избушке на курних ножках: «Избушка, избушка! Стань ко мне передом, а к лесу задом!» Избушка понимает и выполняет точно заданные команды, то есть является исполнителем.
б) В «Сказке про Ивана –царевича, Жар-птицу и Серого волка» главный герой является исполнителем следующего алгоритма: «Направо пойдешь- коня погубишь, себя спасешь; налево пойдешь – себя погубишь, коня спасешь; прямо пойдешь – и себя и коня погубишь»
- Исполнитель решает задачу по заданному алгоритму, строго придерживаясь командам, не вникая и не раздумывая, почему он так делает.
в)Вспомним диалог из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»
- Скажите, почему «двое из ларца » не правильно исполняли команды «Нарубить» та «Замесить»?
(демонстрация отрывка из мультфильма) (Слайд 20)
Потому что исполнители неверно поняли команду.
- Исполнители выполняют команды формально.  Формальным исполнителем является компьютер, он не понимает, не думает, но точно выполняет те указания, которые дает ему человек.
** Метод комментированного управления»
- Задание на экране (слайд 24)
Установите соответствие между алгоритмом и исполнителем. Соедините стрелочками.
1 ученик: Я думаю, что исполнителем алгоритма1 будет грузчик.
2 ученик: Я думаю, что исполнителем алгоритма 2 будет калькулятор
3 ученик: Исполнителем алгоритма 3 является игрушка
Физкультминутка для глаз (слайд 25)
V. Формирование учений и навыков работы за компьютером. Повторение правил поведения в компьютерном классе
- Вспомним правила поведения в компьютерном классе
Игра «Закончи предложение»: (слайд 26)
Не начинай работу за компьютером … (без разрешения учителя).
Не дотрагивайся … (проводов, розеток, кнопок и клавиш).
Держи спину … (ровненько).
Сиди на расстоянии … (не менше 50 см от экрана монитора).
Неаботай за компьютером … (грязными и мокрыми руками).
2. Практическая работа- Сегодня мы научим нашего Руыжего кота писать пунктирную линию. (слайд 27)
1. Запустить на выполнение программу Scratch.
2. Выберите в левой части окна Перо.
3. Перетяните команду опустить перо в центральную часть окна
4. Выберите в левой части окна вкладку Движение.
5.Перетяните команду Идти на в центральную часть окна.
6. Выберите в левой части окна Перо.
7. Перетяните команду поднять перо в центральную часть окна
8. Выберите в левой части окна вкладку Движение.
9. Перетяните команду Идти на в центральную часть окна.
10. Запусти группу команд на исполнение несколько раз.
VІ.Итог занятия (слайд 28)