Первобытная культура. Примитивное искусство. Этапы и периоды первобытной культуры

5.
Методические указания к блоку «Культура Древнего мира» образовательной программы «Школа юного культуролога»

Занятия 9-10
Первобытная культура. Примитивное искусство.
Этапы и периоды первобытной культуры
(2 часа)
Цель занятия: углубить и систематизировать представления учащихся о первобытной культуре (этапах и периодах); ввести в научный оборот учащихся понятие «примитивное искусство», раскрыть его особенности.
План
Повторение пройденного материала. Просмотр работ по теме «Жизнь первобытного человека»
Новый материал. Презентация (слайды 1-24)
Мультипликационный фильм «Кот, который гулял сам по себе» (длительность 20 минут) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока
Повторение пройденного материала. Просмотр работ по теме «Жизнь первобытного человека».
На прошлом занятии мы с вами вспомнили и узнали некоторые новые подробности о быте древних людей, увидели, каковы были их условия жизни, в чём они ходили, чем занимались; узнали, что послужило толчком для возникновения первых произведений искусства и какие они – первые произведения искусства. Вашим домашним заданием было дорисовать иллюстрацию к нашей энциклопедической статье о первобытном обществе.
* Покажите нам свои «произведения искусства» и расскажите, что и почему вы нарисовали.
Новый материал.
Сегодня мы продолжим говорить о первобытном обществе, первобытной культуре и о том искусстве, которое было самым первым, «детским». Его учёные называют примитивным.
Презентация
Слайд 1
Первобытная культура. Примитивное искусство
Слайд 2
Всё когда-то и где-то начиналось, зародилось, возникло – это кажется бесспорным. Но шаг за шагом мы обнаруживаем, что всякое начало относительно, оно лишь звено бесконечных изменений
До сих пор мы не можем ответить на многие вопросы, которые поставил перед нами первобытный человек.
Слайд 3
Каков возраст человечества?
Что заставляло древнего человека изобретать и творить?
Как возникла культура?
Слайд 4
На прошлом занятии мы с вами говорили об условиях, в которых жил первобытный человек. Обратите внимание на карту. Так выглядели те места, которые в современности называются Европа и Северная Африка. Учёные говорят, что именно здесь появилась первая жизнь. В зависимости от того, какие материалы использовал человек для производства орудий труда, археологи выделяют три периода первобытности:
каменный век,
бронзовый век
железный век.
Слайд 5
Первый период, про который мы будем с вами говорить – это каменный век.
Каменный век – древнейший период в развитии человечества между двумя миллионами и шестью тысячами лет до н.э., на протяжении которого орудия и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем.
Каменный век делится учеными на три этапа:
древний (палеолит) – когда, собственно, и появился гомо сапиенс (homo sapiens); палеолит подразделяется на нижний, средний, верхний.
средний (мезолит) – когда были изобретены лук и стрелы;
новый (неолит) – когда появилась первая письменность.
Слайд 6
Все что делал древний человек, придумывая новые приемы охоты, новые формы обустройства жилья, магические и религиозные обряды, – все это было всплеском духовной энергии, выражением творчества, а значит культуры.
В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Слайд 7При изучении первобытной культуры исследователи выделяют разные формы общности людей и разные элементы культуры. Перед вами представлена таблица. В своих тетрадках вам также необходимо начертить таблицу с 5 столбиками. Первые три заполняем сейчас, четвёртый столбик мы будем заполнять по ходу занятия, пятый столбик заполним на следующем занятии. 
Этапы
первобытности
Формы
общности
людей
Элементы культуры
Произведения искусства

I
Нижний
палеолит
стадо
первые орудия труда



Средний
палеолит
община
первые орудия труда, первые захоронения, «медвежьи пещеры», речь.



Верхний
палеолит
община
первые орудия труда, искусство
(наскальная живопись), табу, магия.


II
мезолит
семья
лук, стрелы, схематизм в изображениях


III
неолит
семья
лук, стрелы, орнамент, письменность



Слайд 8
Для нижнего палеолита характерно стадное общество, когда стали появляться первые орудия труда. Появление первых орудий труда – это уже и есть зачатки культуры. Новые функции – передача, хранение, техника производства – это первые формы коммуникации, то есть началась ориентация человека на человека.
Слайд 9
Для среднего палеолита характерна форма общности людей в виде общины. В это время вместе с первыми орудиями труда обнаруживаются первые захоронения, «медвежьи пещеры», начинает формироваться речь.
Орудием труда остается каменный топор, но в жизни древнего человека большую роль начинают играть эмоции. “Медвежья пещера” – доказательство этого. Во многих первобытных стоянках археологи находят пещеры с макетами зверя, на которого охотилось данное племя. Череп зверя во многих местах пробит – видимо с силой наносившимися ударами. Предполагают, что первобытный человек приходил в такую пещеру перед охотой и тренировался.
* Обратите внимание, на слайде представлена статуя глиняного медведя со следами ударов копьём и каменные орудия, в том числе и наконечники копья и стрел
Слайд 10
*Вспомните, как первобытные люди украшали себя и свои жилища? Учёные отмечают, что именно в период верхнего палеолита появляется искусство в виде наскальной живописи, табу и магия. Искусство проявляется в изображении силуэтов зверей, узоров и загадочных знаков, вырезанных на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Это рисунки, резьба и рельефы на скалах. Древний человек изображал то, что входило в круг его интересов – животных, на которых охотился, и значительно реже – женщину.
Слайд 11
Замечательные росписи верхнего палеолита найдены во Франции в пещерах Фон де Гом, Ляско, в Испании – на потолке Альтамирской пещеры и многих других
Слайд 12
* Обратите внимание, как изображаются животные. В этих росписях образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий. Животное изображалось в разнообразных движениях, стремительном беге.
Слайд 13
Художник подмечал ритмические повторы и изгибы линий, симметрию положения частей тела. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками, с помощью изменения силы тонов моделируются объемные фигуры. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.
Слайд 14
В пещере Альтамира изображено около двадцати бизонов, лошадей. Каждое изображение в отдельности – превосходно. Но они расположены в полном хаосе. Тут возможна аналогия с детским рисунком – вкривь и вкось, без попытки соразмерить с форматом листа.
Почему это так? Само мышление первобытного человека таково, что он не осознает связей. Вглядываясь в одно явление, художник не видел, не понимал его связи с остальными, а, значит, и не мог изобразить. Такое явление учёные называют элементами примитивизма первобытного искусства.
Слайд 15
Первобытный художник изображал в основном животных и реже – женщину. Но если изображения животных отличаются точным воспроизведением основных объемов, даже передают фактуру некоторых материалов, например, шерсти, то в изображении женщин художник преувеличивал специфические женские признаки, черты матери, избегая показа индивидуальных черт.
Слайд 16
Искусствоведы такие изображения с иронией называют Венерами.
Любопытен парадокс этого искусства: отношение к человеку – преимущественно как к животному, в отношении к зверю – больше человечности.
Слайд 17
Выводы по особенностям искусства эпохи палеолита:
В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом проявились его сила и слабость.
Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота.
В то же время его отличает известная узость содержания.
Жизненные наблюдения человека сочетались с фантастикой и магией.
Слайд 18
Закончилась эпоха палеолита. Начался новый этап в развитии первобытного искусства – мезолит.
*Обратите внимание, что изображено на иллюстрации?
Слайд 19
Мезолит связан с изобретением лука и стрел. Жизненный опыт человека расширился, он начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты.
Слайд 20
Изменился и характер художественных образов.
Слайд 21
Становится характерным схематизм, исчезает многокрасочность, появляется большое количество изображений человека, которые детализированы, зачастую наполнено эмоционально-драматическим действом.
Слайд 22
Эпоха неолита также имеет другой характер. В период неолита человечество переходит от пассивного присвоения продуктов природы к хозяйственной деятельности – скотоводству и земледелию.
Слайд 23
Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология (своеобразное осмысление мира, где знания о мире неотделимы от переживаний).
Слайд 24
Характерной чертой культуры неолита было распространение мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента, положивших начало декоративному искусству.

Мультипликационный фильм «Кот, который гулял сам по себе»
Сейчас предлагаю вашему вниманию посмотреть мультипликационный фильм советского времени, созданный по мотивам произведения Р. Киплинга[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Кот, который гулял сам по себе», в котором в форме сказки (в художественной форме) коротко представлены основные этапы первобытной культуры, с особенностями каждого из них. Ваша задача при просмотре фильма найти и отметить эти особенности (увидеть, как представлены художниками одна из версий появления росписей на скалах, происхождение росписей керамических изделий, обрядовая магия, приручение домашних животных и т.д.)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Кот, который гулял сам по себе / Мультипликационный фильм. Реж. А. Снежко-Блоцкая (по мотивам произведения Р. Киплинга) – [Интернет-ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]] – 1968.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Вписать в словарь


15