Рабочая программа по курсу Риторика




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по риторике «Учимся говорить правильно»
Внеурочная деятельность
3класс










г. Альметьевск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
«Закон об образовании Российской Федерации» гот 10.07.1992г №3266-1
ФГОС (для начальной школы)
Письмо « об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011г № 03-296
Авторская программа Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100».
Положение о работе кружков МБОУ «СОШ № 20», утвержденное 31.08.2010г.
Положение о ведении документации руководителям кружков и секций МБОУ «СОШ №20», принятое на педагогическом совете от 31.08.2010г.

На изучение учебного предмета риторики отводится 70 часов в учебный год (2 часа в неделю).

1 четверть - 16 часов
2 четверть - 16 часов
3 четверть - 20 часов 70 часов
4 четверть - 18 часов




Современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению, человек, который общается. Эффективное общение – это общение при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.

В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
1) «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи; речевой ситуации – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения.
2) «Речевые жанры» даёт представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т. е. текст определённой коммуникативной направленности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, предусмотрена их взаимосвязь.


Школьная риторика – предмет с чётко выраженной практической направленностью, где:
- большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно – риторических умений и навыков4
- большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности;
- понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
- первые (У - 1) связаны с умением анализировать и оценивать общение;
- вторые (У – 2) с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.



Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
Результаты первого уровня
Приобретение школьниками знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (знания о загадках, пословицах, поговорках, нестандартных и логических задачах)



Результаты второго уровня
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (красоте языка, правильному произношению и т.д)
Результаты третьего уровня
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (конкурсы по русскому языку)
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Дата

Тип урока

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Вид
контроля.
Измерители

Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания

Примечание










Раздел 1. Наука риторика (8 часов)

1-2
Проверь себя
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Урок-обобщение
Уметь:
анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче;
– анализировать свою общительность;
– продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания;
– подчинять свое высказывание речевой задаче
Текущий
Речевые задачи (цели)


3-4
Что мы помним
о речевой ситуации

Комбинированный урок

Текущий
Общение – общительный человек. Твоя общительность


5-6
Твои речевые роли

Урок открытия новых знаний

Текущий
Твоя общительность


7-8
С какой целью?
Зачем?

Урок рефлексии

Текущий
Твоя общительность


Раздел 2. учимся говорить (8 часов)

9-10
Неподготовленная речь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Урок открытия новых знаний
Уметь:
– определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность;
Текущий
Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи


11-12
Подготовленная речь, приемы подготовки

Урок открытия новых знаний
– оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения
Текущий (устный опрос)
Приемы подготовки











13-14
Говорим подробно, кратко

Комбинированный урок
Уметь выразить похвалу (одобрение) и ответить на нее
Текущий контроль



15-16
Похвала (комплимент)

Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос)
Похвала, одобрение
(комплимент)


Раздел 3. слушаем, вдумываемся (2 часа)

17-18
Слушаем, вдумываемся
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Урок открытия новых знаний
Уметь:
– определять прием слушания, подходящий для данной конкретной ситуации;
– составлять план услышанного и воспроизводить его
Текущий контроль (графическая работа)
Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов. Составление плана-схемы услышанного


Раздел 4. учимся читать, писать (4 часа)

19-20
Читаем учебные тексты

Урок открытия новых знаний
Уметь:
– ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста);
– составлять план прочитанного текста и воспроизводить его;
– определять нужный способ правки текста
Текущий контроль
Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как прием чтения


21-22
Учимся писать, редактировать







Комбинированный урок

Текущий контроль
Способы правки текста: замена слов, с/с, предложений. Изменение последовательности изложения (перестановка предложений, частей текста)










Раздел 5. вежливое общение (10 часов)

23-24
Проверь себя

Урок-повторение
Уметь:
– отличать истинную вежливость от показной;
Текущий контроль



25-26
Что такое вежливость?
Д
Е
Урок открытия новых знаний
– определять степень вежливости: вежливо – невежливо – грубо;
– отвечать на добрые слова добрыми поступками, проявлять внимание, вежливость, доброту
Текущий контроль
Что такое вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость)


27-28
Вежливо, невежливо, грубо
К
А
Урок рефлексии

Текущий контроль
Вежливо – невежливо – грубо


29-30
Добрые дела – добрые слова
Б
Р

Комбинированный урок

Текущий контроль



31-32
А ты вежлив?
Ь
Урок рефлексии

Текущий контроль



Раздел 6. разные тексты (4 часа)

33-34
Проверь себя.
Тексты разные нужны
Я
Н
Комбинированный урок
Уметь определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста
Текущий контроль
Начальное и конечное предложение текста как яркие признаки смысловой цельности текста



35-36
Диалог и монолог
В
А
Урок открытия новых знаний

Текущий контроль



Раздел 7. правильная речь (4 часа)

37-38
Пиши правильно!
Р
Ь
Комбинированный урок
Уметь:
– определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также случаи, когда нарушения затрудняют общение;
– определять и исправлять фактические ошибки и штампы
Текущий контроль
Правильная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны


39-40
Произноси правильно! Употребляй слова правильно!










Урок рефлексии

Текущий контроль
Речь хорошая (эффективная). Точность речи. Фактические ошибки


Раздел 8. правила успешного пересказа (6 часов)

41-42
Пересказ


Ф

Е
Комбинированный урок
Уметь:
– выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа;
– создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста
Текущий контроль
Понятие о сжатом (кратком) пересказе, о двух способах сжатия исходного текста


43-44
Выбери нужное
В
Комбинированный урок

Текущий контроль
Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборочного чтения (исходного текста)


45-46
Цитата в пересказе. Кратко о книге
Р
А
Комбинированный урок

Текущий контроль



Раздел 9. поздравляю тебя Вас (6 часов)

47-48
Поздравляю Кого?
С чем? Как?
Л
Ь
Урок введения новых знаний
Уметь:
– оценивать приглашение, поздравление с точки зрения их речевой задачи;
– поздравить с праздником (с успехом, с удачей) и ответить на устное поздравление
Текущий контроль
Приглашение, поздравление (устное и письменное)


49-50
Желаю Кому?
Чего? Как?
М
Комбинированный урок

Текущий контроль
Приглашение, поздравление (устное и письменное)


51-52.
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта!
А
Урок рефлексии

Текущий контроль
Приглашение, поздравление (устное и письменное)






Раздел 10. учись объяснять и доказывать (8 часов)

53-54
Рассуждение
Р
Урок открытия новых знаний
Уметь объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать ее уместность
Текущий контроль
Рассуждения с несколькими доказательствами


55-56
Вывод в рассуждении
Т
Урок рефлексии

Текущий контроль
Вывод в рассуждении


57-58
Правило в доказательстве

Комбинированный урок
Уметь:
– создавать рассуждения, пользуясь цитатами как доказательством;
– анализировать доказательную часть рассуждения; наличие в ней нескольких доказательств, главной мысли в каждом из них, способов введения доказательств
Текущий контроль
Рассуждения
с несколькими доказательствами


59-60
Цитата в доказательстве
А
Комбинированный урок

Текущий контроль
Рассуждение
с включением цитаты как доказательства


Раздел 11. что общего – чем отличаются (10 часов)

61-62
Сравни и скажи
П
Урок открытия новых знаний
Уметь:
– анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения
Текущий контроль
Сравнительное описание с задачей различения
и обобщения


63-64
Правила сравнения
Р
Е
Урок открытия новых знаний
сходства сравниваемых предметов, понятий;
– воспроизводить и строить сравнительные описания сходных предметов, понятий;
– определять способ построения сравнительного высказывания;
– создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения – в зависимости от речевой задачи
Текущий контроль
Сравнительное высказывание, два способа его построения


65-66
Как строятся сравнительные тексты?
Л
Ь
Комбинированный урок

Текущий контроль
Сравнительное высказывание, два способа его построения


67-68
Типы текстов. Сравнение.
М
А
Й
Интегрированный урок (русский язык)

Уметь говорить, слушать, писать, читать, общаться.
Сравнение текстов.












69-70
Интеллектуальный марафон по теме «Что мы изучали
на уроках риторики
в 3 классе»

Урок-обобщение









Методические разработки для учителя:
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3-й класс. Методические рекомендации. «Баллас »,2010год.
Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. 3-й класс. « Просвещение », 2010 год.



Заголовок 115