Современный урок с учётом требований ФГОС


Современный урок с учётом требований ФГОС Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель : Формирование ЗУН Развитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка , рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию Основные аспекты современного урока в рамках ФГОССубъективизация образовательного процесса (ученик-равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем)Метапредметность (формирование и развитие универсальных способностей учащихся)Деятельностный подход (знания не преподносятся ученику в готовом виде, а добываются в ходе поисковой и исследовательской деятельности)Коммуникативность образовательного процесса (взаимодействие учащихся на уроке, обмен информацией)Рефлексивность (учащийся ставится в ситуацию, когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока)Импровизационность образовательного процесса (учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения) Современный ученик – кто он?Ученик – субъект, т.е. хозяин своей деятельности Сам ставит цели Сам решает задачи урока Сам делает выводы Что такое обучение?Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и ученика в ходе образования.Взаимодействие учителя и ученика может пройти только через целеполагание. Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания.Цели должны быть:Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.Конкретные.Понятные.Осознанные.Описывающие желаемый результат.Реальные.Побудительные (побуждать к действию).Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Приёмы целеполагания на уроках изучения нового материала:«Тема-вопрос»«Работа над понятием»«Яркое пятно»«Исключение»«Домысливание»«Моделирование жизненных ситуаций»«Группировка»«Собери слово»«Проблемная ситуация»«Проблема предыдущего урока» Методы и формы обучения:Метод активного обучения (деловые игры, ролевые игры)Метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар)Метод активации творческого мышления (мозговой штурм)Метод взаимообучения (коллективное, групповое и парное обучение) Рефлексия урокаТекущая рефлексия (может осуществляться по ходу выполнения каждого задания урока)Итоговая рефлексия (в конце урока) Способы рефлексии:Рефлексия «Классическая»Каковы ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?Перечислите трудности, с которыми вам пришлось столкнуться?Каким образом вы преодолевали эти трудности?Чему вы научились?Что вам удалось больше всего при изучении темы?Что не получилось и почему?Опишите динамику ваших чувств и настроения при изучении темы? Рефлексия «Трактат»Представьте, что у вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В нём вы опишите ваши основные достижения и результаты. Дайте наставления, советы, попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым вам и удалось решить проблемы и достигнуть результаты. Какое из заданий застигло вас врасплох? Почему? Как избежать ваших ошибок?Какие рекомендации вы бы дали по добыче знаний в будущем? Способы рефлексии:«Бортовой журнал»«Эссе»«Маятник настроения»«Цветик-семицветик»«Синквейн»«Варианты портфолио»«Письменные интервью» Требования к современному уроку:Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урокаУчитель-организатор, а не информаторОбязательная рефлексия на урокеВысокая степень речевой активности учащегося Структурные элементы урока:Мобилизационный этап (включение ученика в активную интеллектуальную деятельность)Целеполагание (формулирование целей урока по схеме: вспомнить-узнать-научиться)Момент осознания недостаточности знаний (объяснение нового материала)КоммуникацияВзаимопроверка и взаимоконтрольРефлексия Требования к заданиям на уроке:1) Повышенный уровень сложности (проблемный, поисковый характер)2) Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета (или разных предметов) Требования к учителю:Точно и чётко формулирует заданияНе даёт новое знание в готовом видеНе повторяет задания два разаНе комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикамНе повторяет то, что сказали ученикиПредугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого разаПодбирает комплексное задание Типология уроков по ФГОС:Тип урокаВиды уроковУрок изучения новоготрадиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.Урок закрепления знанийпрактикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.Урок комплексного применения знанийпрактикум, лабораторная работа, семинар и т.д.Урок обобщения и систематизации знанийсеминар, конференция, круглый стол и т.д.Урок контроля, оценки и коррекции знанийконтрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость дать возможностьНеобходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.Контрольно-оценочная деятельность.