Рабочая программа по дополнительному образованию Математическая мазайка (7 класс)


Пояснительная записка
Необходимость разработки программы в образовательном процессе
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Правовые основы деятельности
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе: Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. Национальной стратегии действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленной на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.» Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г. Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».5 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10) Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 n 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" Устав ОУ
Направленность
Программа математического кружка носит естественно - научную направленность. Учить математическому видению важно и необходимо, так как учащиеся 13-14 лет очень позитивно воспринимают новое. У них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля и самоорганизации.
Точная наука математика учит логически мыслить, а это и формирует математическое видение.
Для учащихся 6 классов очень важен уровень личных достижений. Необходимо помочь ему почувствовать радость познания, умения учиться, быть уверенным в своих способностях и возможностях. Культура счета и математической речи улучшаются вычислительными умениями и навыками работы с величинами.
Работа кружка - это развитие познавательной активности и на уроке математики. Поскольку объем учебной нагрузки не позволяет учителю в урочное время предоставить внепрограммную информацию, и значительная часть разнообразного занимательного математического материала, остается невостребованной, то устранить данное несоответствие может разнообразие кружковых занятий.
Актуальность
Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Цель и задачи программы
Цели программы:
расширять кругозор учащихся;
повышать степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;
пробуждать активность исследовательских и познавательных интересов;
развивать логическое и творческое мышление;
повышать математическую культуру учащихся;
учить ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы.
Категория учащихся
Возрастная группа обучающихся: 13-14 лет, т.е. 7 классы.
Оптимальная численность группы до 18 человек.
Формы и режим занятий
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, творческие проекты, принимают участия в конкурсных программах.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Кроме того, эффективности организации кружка способствует использование различных форм проведения занятий:
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- дискуссия;
- творческая работа.
Срок реализации программы
Курс рассчитан на 1 час в неделю.
Общее количество проводимых занятий – 34 часа.
Планируемые результаты
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы;
Уметь находить несколько вариантов решения;
Решать задачи на смекалку, на сообразительность;
Решать логические задачи;
Работать в коллективе и самостоятельно;
Расширить свой математический кругозор;
Пополнить свои математические знания;
Научиться работать с дополнительной литературой;
Участвовать в математических олимпиадах.
Тематическое планирование

п.пНазвание темы Количество часов
всего теория практика
1 Текстовые задачи 15 7 8
2 Графы на плоскости 4 1 3
3 Принцип Дирихле 4 2 2
4 Задачи со спичками 4 1 3
5 Математические соревнования, ребусы 7 1 6
Содержание учебного плана
Тема 1: Текстовые задачи (15 часов)
Теория (7 часов): Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Логические задачи
Практика (8 часов): Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».
Тема 2: Графы на плоскости (4 часа)
Теория (1 час): Теория графов. Элементы теории графов
Практика (3 часа): Решение задач
Тема 3: Принцип Дирихле (4 часа)
Теория (2 часа): Понятие о принципе Дирихле. Использование принципа Дирихле при решении задач
Практика (2 часа): Решение простейших задач
Тема 4: Задачи со спичками (4 часа)
Теория (1 час): Арифметические задачи. Геометрические задачи
Практика (3 часа): Спичечная олимпиада
Тема 5: Математические соревнования, ребусы (7 часов)
Теория (1 час): Ребусы. Математические ребусы
Практика (6 часов): «Математические бои», «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон».
Формы аттестации и оценочные материалы
Самооценка и самоконтроль определения учеником границы своего “знания – не знания” , своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем которые еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержание контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамикикачества усвоения материала по следующим формам:
- фронтальный опрос на каждом занятии по изучаемому материалу;
- выполнения творческих заданий
- написание рефератов
- подготовке мультимедийных презентаций
- практических работ по темам
Текущий контроль проводится в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
игра;
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Календарно учебный график
№ Месяц Число Тема Количество часов Форма занятия Форма аттестации (контроля)
1 Задачи, решаемые с конца. Решение задач.
4 лекция, объяснение решение занимательных и творческих задач
2 рассказ, объяснение 3 решение занимательных задач 4 решение занимательных задач 5 Геометрические задачи
3 рассказ, объяснение 6 решение занимательных задач 7 решение занимательных задач 8 Задачи на разрезание 1 выступления учащихся с рефератами проверка рефератов
9 Задачи на разрезание. Решение задач. 1 решение занимательных задач выполнение творческих заданий
10 Задачи на переливания
2 рассказ, объяснение с применением презентации проверка
составленных кроссвордов
11 решение занимательных задач выполнение творческих заданий
12 Задачи на взвешивания Решение задач. 1 рассказ, объяснение с просмотром презентации мини-сообщения
13 Задачи на взвешивания 1 игровая 14 Логические задачи
1 объяснение с просмотром презентации творческие задания
15 1 решение занимательных задач выполнение творческих заданий
16 Графы на плоскости
4 рассказ, объяснение решение занимательных задач
17 выполнение тренировочных упражнений 18 решение занимательных задач выполнение тренировочных упражнений
19 решение занимательных задач проверка задач самостоятельного решения
20 Принцип Дирихле 1 объяснение с просмотром презентации подготовка сообщения
21 Понятие о принципе Дирихле 1 рассказ, объяснение с просмотром презентации 22 Использование принципа Дирихле при решении задач
2 решение занимательных задач подготовка творческих заданий
23 проверка рефератов
24 Задачи со спичками Арифметические задачи 1 объяснение с просмотром презентации проверка творческих заданий
25 Задачи со спичками Геометрические задачи 1 игровая решение занимательных задач в процессе игры.
26 Задачи со спичками 1 решение занимательных задач 27 Задачи со спичками Спичечная олимпиада 1 решение тренировочных задач проверка задач самостоятельного решения
28 «Математические бой» 1 Игровая, решение занимательных задач решение занимательных задач в процессе игры
29 Математические соревнования, ребусы 1 30 «Математическая карусель» 1 31 «Устная олимпиада» 1 32 «Умники и умницы» 1 33 Математические соревнования, ребусы 1 34 «Интеллектуальный марафон». 1 подведение итогов