Актуальность и опыт применения современных образовательных технологий (из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Инсарская СОШ №2» Лисенковой Е.В.)

Актуальность и опыт применения
современных  образовательных технологий
(из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Инсарская СОШ №2» Лисенковой Е.В.)
«Ребёнок это не сосуд, который надо заполнить,
а огонь, который надо зажечь».

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Научить – учиться – вот лозунг стандартов II поколения. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Значит:  образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые  могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Поэтому моя задача как учителя истории и обществознания сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и  научить:  1 – учиться;  2 -  знать;  3 -  познавать;  4 -  делать;  5 -  жить; 6 -  быть Человеком.
Однако, на мой взгляд, наиболее эффективно решают поставленные задачи следующие технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, исследовательских методов в обучении, поскольку в основе такого обучения лежит доминирующая продуктивная деятельность.
1.) Проблемное обучение – технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Процесс усвоения знаний идет как решения проблемных задач, сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон, т.е. ученик овладевает универсальными учебными действиями. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. Роль учителя
1. Создает проблемную ситуацию - (отбор самых актуальных, сущностных задач);
2. Направляет учащихся на решение проблемы - (личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка);
3. Организует поиск решения.
Практика показывает, что приемы и методы создания проблемных ситуаций разные. В своей работе я остановилась на нескольких приемах.
Урок истории в 11 классе по теме «События Октября 1917 года в России»:
1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. - революция или переворот?»;
2) деление на группы - выдвижение гипотез (1 группа - Октябрь 1917г. - революция; 2 группа - Октябрь 1917г – переворот);
3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;
4) защита;
5) выводы по решению проблемы.
При изучении в 9-х и 11-х классах темы «Холодная война» дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: «Холодная война» продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.
Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество» детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Создание проблемной ситуации при моделировании деловых игр. 9 класс тема «Выборы». Учащиеся сталкиваются с проблемой нехватки знаний. Класс делится на группы и каждая из них готовит резюме на кандидата в президенты, депутата в государственную думу, в законодательное собрание края, главы поселения, но они не знают, какой ценз установлен для кандидатов. Когда учитель сообщает, что их кандидат не может быть зарегистрирован избирательной комиссией дети в недоумении, почему? Выдвижение версий подводит к выделению критериев, факты могут быть сообщены учителем или найдены в источниках.
Проблемное обучение реализуется мною:
1) в рамках урочной и внеурочной деятельности;
2) в рамках элективных курсов;
3) в рамках исследовательской и проектной деятельности.
На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:
1) незаконченное предложение:
самым интересным для меня было..., потому что...;
сегодня на уроке я узнал(а)...;
мне понравилось..., потому что...;
мне не понравилось...;
2) «точка зрения».
Таким образом, результатом обучения с помощью проблемного обучения является развитие УУД:
-личностные действия: самоопределение, нравственно – этическая ориентация;
-регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
-познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование), логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей);
- коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать свои мысли.
Плюсы технологии проблемного обучения:
Развитие:
внимания,
активизация познавательной деятельности и мышления,
воспитание самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
нестандартности мышления.
Минусы технологии проблемного обучения:
Однако, как и у всех технологий у данной технологии есть недостатки: нехватка времени на уроке на обсуждение выявленных проблем и результатов, потребность в достаточном количестве источников, опасность перехода обсуждения решений проблемы в спор. Проблемное обучение не применяю при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала, при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.
2. Проектная деятельность (исследовательский методов в обучении)
   Проектная технология, на мой взгляд, наиболее удачно и полно отвечает требованиям современного образования, т.к. обеспечивает формирование ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, личностного совершенствования. Перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет мне индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. В соответствии с доминирующим методом (видом деятельности) можно выделить следующие типы проектов, которые я использую в практике: информационные и исследовательские.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; под методом проектов технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
     Использование проектной деятельности позволяет решить комплекс учебных и воспитательных задач: научить пользоваться информацией из различных источников, расширять и углублять знания в данной предметной области, сформировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, повысить активность и самостоятельность учащихся, индивидуализировать обучение, использовать знания в практическом применении, овладеть умениями организовывать, планировать и осуществлять свою деятельность. Кроме того, ученики осознают ценность совместного труда, стремятся к рефлексии и коллективному анализу, овладевают высокой информационной и общей культурой. Метод проектов способствует формированию критического  и творческого  мышления, что отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
    Проектная деятельность ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя знаний он превращается в организатора познавательной и исследовательской  деятельности своих учеников, создаёт условия для проявления у детей интереса к самообразованию и применению полученных знаний.
Проект оценивается по следующим критериям:
Значимость и актуальность проблемы.
Полнота раскрытия темы.
Оригинальность решения проблемы.
Корректность используемых методов исследования и методов обработки результатов.
Умение представить проект на устной защите.
Самостоятельность выполнения проекта.
Активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Эстетика оформления результатов проекта.
Культура речи.
Использование средств наглядности.
В полном объёме этот метод может быть применён в старших классах и во внеучебное время. Однако знакомство ребят с этим видом работы необходимо начать уже на уровне второй ступени, используя мини-проекты.
Все мероприятия Недели истории в прошлом году были посвящены патриотическому воспитанию с помощью метода проектов. Темы проектов: «Дети в Великой Отечественной войне», «Русские полководцы», «Великие сражения».
И в заключении, хочется отметить, что на сегодня метод проектов – наиболее эффективное из известных педагогических средств формирования ключевых компетенций. Этот метод позволяет создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома. 
3. Педагогические игровые технологии
Игра позволяет учащимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал. Это повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира:
(урок «Путешествие в страну Хаппи», «В поход с Александром Македонским» и другие).
Игровая технология дает положительные результаты, так как:
1. Вовлекает всех учащихся класса в процесс обучения.
2. Позволяет учащимся быть непосредственными участниками игры.
3. Создает образное восприятие учащимися исторических событий.
4. Позволяет учащимся раскрепоститься психологически.
5. Помогает учащимся лучше запомнить учебный материал.
Мой опыт использования игровых технологий показал, что учащимся такие формы обучения нравятся, они способствуют повышению интереса к предмету.
4. Педагогическая технология развивающего обучения
Элементы технологии развивающего обучения использую в 5-9 классах. При работе мною используются рабочие тетради по истории и обществознанию. В тетрадях предусмотрен широкий спектр развивающих заданий: шифрограммы, кроссворды, логические задания, контурные карты, работа с документами, составление схем и таблиц, пакеты с ошибками, составление рассказов и сказок, работа с датами и понятиями, задачи на соотнесение событий, дат, имен, решение логических и практических задач.
Данный метод работы показал, что использование рабочих тетрадей в комплексе с учебно-методическими материалами дают высокие положительные результаты:
разнообразие в применяемых методах, приемах и формах обучения;
способствует накопляемости оценок;
происходит 100% охват учебной деятельностью всех учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания;
повышается интерес к предмету среди учащихся;
 развивает логику, мышление, устную и письменную речь.
Кроме рабочих тетрадей, мною готовятся тесты, логические, проблемные и практические задания.
5. Технология уровневой дифференциации
В стандарте исторического образования предусмотрены два уровня овладения знаниями: базовый и выше базового.
В данном направлении осуществляется работа на уроках и во внеурочной деятельности. Разработаны уроки зачетного типа, где предусмотрены комплексы заданий по двум уровням. Дозировка домашнего задания предусмотрена на базовый уровень и выше базового уровня.
При работе по данной технологии мною ведутся диагностические карты, в которых отслеживаются способности учащихся, усвоение ими учебного материала, оценки за выполнение работы, а также все пробелы в их знаниях (даты, понятия, работа с документами, знание фактического материала и т.д.). Ведение диагностических карт помогает отследить динамику усвоения знаний и своевременно ликвидировать недостатки.
По итогам диагностики с учащимися разных уровней проводятся дополнительные занятия по ликвидации пробелов (со слабоуспевающими учащимися) и углублению и расширению знаний (с одарёнными детьми).
6. Современные информационные технологии
В настоящее время необходимостью является то, что учащиеся, особенно выпускники, должны быть подготовлены к жизни в обществе современных информационных технологий.
I этап - пропедевтический (5-6 классы). На данном этапе происходит:
знакомство с компьютерными учебниками по истории, обществознанию;
формирование умений работы с дисками, дискетами для извлечения необходимой информации к урокам; формирование информационной культуры; тестирование учащихся.
II этап- курс основной школы (7-9 классы). Здесь предполагается:
создание презентаций по истории России; использование графических работ (графиков, диаграмм); использование мультимедийных технологий.
III этап - профильное обучение (10 - 11 классы). На данном этапе предусматривается: обработка информации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию; проектная работа учащихся; научно-исследовательская деятельность учащихся.
Моя система работы даёт стабильные результаты: успеваемость по предметам составляет 100%, качество знаний – более 65-75%.
Ежегодно ребята принимают участие в муниципальном и региональном этапах олимпиад по истории, обществознанию, праву, краеведению, православию и занимают призовые места.
Муниципальный уровень
Год
Учитель
Результат




2014 г.




Лисенкова Е.В.
4 призера по истории:
Кирдяпкин Д. 8 кл.
Лукьянова Д. 9кл.
Лобачев П. 9 кл.
Морозкин О. 11 кл.
1 победитель
Андронова С. 8 кл. и
3 призера по обществоз.:
Кирдяпкин Д. 8 кл.
Лукьянова Д. 9 кл.
Маркова В. 11 кл.
2 призера по праву:
Лукьянова Д. 9 кл.
Якушова А. 11 кл.
1 призер по МХК:
Дербеденева М. 10 кл.


Учитель
Участники
Класс
Название
конкурса
Уровень
Результат

Лисенкова Е.В.
Кирдяпкин Д.
8 а

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Наука рядом с нами»
Школьный
I место (победитель)


Кирдяпкин Д.
8 а

Научно-практическая конференция исследовательских работ «Первые шаги в науку»
Муниципальный
II место
(призер)


Кирдяпкин Д.
8 а
XV Республиканская олимпиада по школьному краеведению. Номинация «Родословие. Земляки. Военная история»
Муниципальный
II место
(призер)


Кирдяпкин Д.
8 а
II Республиканская научно-практическая конференция школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее». Номинация «Краеведческая».
Республиканский
I место (победитель)


Кирдяпкин Д.
8 а
Межрегиональный конкурс «Дерево Земли, на которой я живу»
Всероссийский
Грамота участника


Маврушкина О.
5 б
Общероссийская предметная олимпиада по истории «Олимпус» Осенняя Сессия
Всероссийский
Диплом лауреата


Булычева Н.
5 б
Общероссийская предметная олимпиада по истории «Олимпус» Осенняя Сессия
Всероссийский
Диплом лауреата



Якушова А.
11 а
«Живая культура традиции и современность»
Всероссийский
Диплом участника




15