«Использование информационно-компьютерных технологий как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников».


Районный конкурс «Учитель года»
Конкурсный материал
«Описание инновационного педагогического опыта»
учителя начальных классов Неонилиной Натальи Николаевны
МОУ Пильнинская средняя общеобразовательная школа № 2
им. А. С. Пушкина , Пильнинского муниципального района
«Использование информационно-компьютерных технологий как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников».

2013 год
Для школ нашей страны  начался качественно новый этап Федеральной целевой программы развития образования. Новое поколение детей мы учим в новом информационном пространстве.
Стала меняться и роль учителя в информационной культуре — мы, учителя, должны стать координаторами информационного потока. Следовательно, нам необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.  Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.  Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества
Чтобы открывать перед учениками новые горизонты, учитель всегда сам должен учиться. В одной из научно-методических книг я прочла следующее: «Примером постоянного самообразования, саморазвития для своих учеников должен стать педагог. Именно учитель, своей инициативой, участием в работе педагогических сообществ, внедрением в образовательный процесс современных технологий, своей активной жизненной позицией увлекает своих учеников». С этим высказыванием трудно не согласиться.
С понимания и осознания перемен в образовании и необходимости изучения новых технологий и началась моя учеба в этом направлении, а началась она для меня с курсов «Электронный гражданин» в 2007 году. С этого времени мы с учениками шаг за шагом начали постигать азы новых технологий.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
С появлением в нашем классе компьютера, мы с детьми стали использовать его как источник учебной информации: для поиска и использования готовых программных продуктов: текстов контрольных работ, рисунков, фотографий. Работа с готовыми материалами дает мне и моим ученикам ряд преимуществ: варианты контрольных и самостоятельных работ я уже не пишу на доске, а раздаю отпечатанные ребятам на парты. Это экономит наше рабочее время. Дети с большим интересом, активно включаются в работу. Они становятся субъектами данного вида деятельности. Вместе с ними мы ищем дополнительную информацию, а также совместно с родителями учимся делать презентации к урокам. Большую часть рисунков используем на уроках изо и технологии, а фотографии просто необходимы на уроках гражданского образования при изучении таких тем, как, например, «У янтарного моря», «В горах Кавказа», «Многоцветные краски Востока. Необходимую информацию я предлагаю детям искать на сайтах:
Началка www.nachalka.com/ и
Про школу www.proshkolu.ru/ ,
а сама использую еще такие сайты:
Педсовет. су pedsovet.su/
КМ- Школа km-school.ru/
Весь накопленный нами материал хранится в электронных папках на «Рабочем столе» компьютера, а потом используется на различных этапах урока.
Например, прогнозирование темы урока может сопровождать иллюстрация, а объяснения учителя по литературному чтению – портрет писателя.
Использование всех этих материалов помогает мне решать одну из главных, стоящих перед учителем начальной школы – расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
В любом классе обучаются дети разного уровня мыслительного развития. Невозможно сегодня представить организацию образовательного процесса без технологии дифференцированного обучения. И здесь на помощь приходит компьютер в функции рабочего инструмента для создания и подготовки дидактических материалов: вариантов заданий, таблиц, памяток, схем и т.д. Это помогает повысить эффективность самостоятельной работы, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
За годы моей работы в школе был накоплен материал для коллекции аудиозаписей. Эту копилку использую на уроках, например, на уроке музыки по теме «Великое содружество русских композиторов» слушали музыкальный фрагмент «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского. На уроках литературного чтения использую аудиозапись текста как образец выразительного чтения, например, стихотворение Пушкина «Зимнее утро» ребята слушают в исполнении артиста М. Козакова.
Аудиофрагменты  применяю также на уроке  для снятия напряжения, релаксации, как фон отдельных его этапов.
Аудиозапись активно использую и на уроках окружающего мира, и математике, что позволяет расширить словарный запас, развивать речь учащихся и поднять интерес к учебному процессу.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. Их использование позволяет мне выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода.
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». 
Компьютер с проектором позволяют мне осуществлять демонстрацию с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране. Например, интерактивные тренажеры я использую для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт, таблица умножения). Это позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.   "Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.
В этом году в нашей школе появился мобильный класс. Работа в нем стала еще одной ступенькой в освоении ИКТ-технологий.
У моих учеников в 4 классе новый предмет: « ОРКСЭ: основы светской этики». К учебнику есть электронное приложение для каждого ученика, в котором содержаться дополнительные иллюстрации, мультимедиа ресурсы, тренировочные упражнения, объединённые в рубрики: анимации, биографии, контроль, золотое слово, это интересно, исторический факт, обыкновенное чудо, интерактивные модели, словарь, хрестоматия, слайд-шоу, святые имена, тренажёр. Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности. Очень удобно, что экран моего ноутбука можно демонстрировать всем учащимся, а экран одного учащегося всем остальным. Работа в мобильном классе позволяет наблюдать за работой учеников и в индивидуальном порядке корректировать задания, ориентируясь на темп и уровень успеваемости каждого ребенка. Это позволяет реализовать “обратную связь” с детьми. Работая в мобильном классе, ребята учатся самоконтролю, повышается их самооценка. Подобная организация учебной деятельности дает моим детям возможность участвовать в разнообразных дистанционных олимпиадах для школьников. В этом учебном году ученики моего класса уже приняли участие в школьном этапе 2 Общероссийской олимпиады школьников по Светской этике, а также зарегистрировались Ребята участвуют в различных творческих конкурсах, так, например, Маша Полумордвинова получила диплом за 2 место в областном конкурсе рисунков «Наш дом – планета Земля», а Дима Масляев получил сертификат участника областного конкурса «Школа моей мечты». Этих результатов невозможно было бы достичь без активного участия родителей, поддерживать тесную связь с которыми помогает осуществить социальная сеть «Дневник. Ру». Для меня – это быстрый и удобный способ общения с родителями учеников, оперативный способ донесения информации ученикам и родителям, которые могут видеть выданные их детям домашние задания и оценку их выполнения. Для ребят – это удобная форма просмотра расписания школьных предметов на всю неделю и текущих домашних заданий, а также она позволяет им быть в курсе всех событий школьной жизни. Дневник дает ученику возможность просматривать свою статистику и рейтинги по оценкам за определенные периоды времени. Он создает дополнительную мотивацию учащегося к повышению успеваемости и закреплению достигнутых успехов. Электронный дневник призван вызвать интерес у школьников к самому процессу обучения и активному участию в школьных мероприятиях.
Работа с «Дневником. Ру» объединяет учителя, учеников, родителей, которые стали активными участниками образовательного процесса.
Как классный руководитель я ежегодно отслеживаю у своих учеников уровни школьной мотивации, качество обученности, а также уровни воспитанности. Результаты школьных диагностик я представляю в виде диаграмм. Я считаю, что применение современных технологий помогло мне повысить уровень школьной мотивации учащихся, это показывает проведенный мониторинг.
Мониторинг уровней школьной мотивации



2011 – 2012 учебный год 2 класс
134874019304000
25584151059180004815840105918000272415105981500272415105918000254889052578000 Качество обученности404431520510500172021520510500-64198520510500
Русский язык Литературное Математика
73% чтение 83 % 83 %
2012 – 2013 учебный год 3 класс
126301516319500
25584151059180004815840105918000272415105981500272415105918000254889052578000 Качество обученности404431520510500172021520510500-64198520510500
Русский язык Литературное Математика
78 % чтение 93 % 85 %
Творческий рост моих учеников, их успехи в учении заставляют меня, как учителя, расти профессионально. Со временем накапливался мой профессиональный опыт. Появилось желание общаться с коллегами в области, а также бывшими сокурсниками по педагогическому вузу, которые работают в школах разных городов нашей страны. Хотелось делиться с ними опытом, узнавать что-то новое, обсуждать наболевшие проблемы. С 2009 года я стала работать по программе «Гармония». Приходилось тесно общаться с коллегами, которые работали в этом направлении уже не первый год. Всем им я благодарна за своевременную поддержку. Со временем я открыла для себя следующие сайты:
Учительский портал www.uchportal.ru/Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ruПедсовет http://pedsovet.org/login/Следствием этого сотрудничества стало мое участие во всероссийском интернет – педсовете, куда я отправила свою работу «Сочинение на основе фотомонтажа» и получила сертификат участника. А также в 2012 году приняла участие в московском педагогическом МАРАФОНе учителей начальной школы. Тема этого форума: «Формирование и развитие УУД и достижение планируемых результатов в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО)». Мы были слушателями лекций, зрителями мастер – класса, а потом участниками встречи с ассоциацией учителей начальной школы г. Москвы, на которой обсуждали насущные проблемы начального образования, а также приняли участие в обсуждении и составлении поправок в документ об аттестации учителей.
Не желая останавливаться на достигнутом в дальнейшем освоении интернет – технологий, имея при этом личную заинтересованность, я стала участницей дистанционных курсов по теме «Использование ЭОР в образовательной деятельности». Эта учеба далась мне не просто: нужно было самостоятельно разобраться в предлагаемой литературе по данной теме, а также выполнить самостоятельные работы и ответить на вопросы тестов. Удовлетворение приносили ответы тренажёров: зачтено! А позже, в НИРО, преподаватели знакомили нас с тем, как применять ЭОРы на уроках. Мы познакомились с их богатейшей коллекцией, которая называется: «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов». school-collection.edu.ru
Мы, учителя, и в частности, учителя начальных классов, можем пользоваться достаточно объемным и постоянно пополняющимся массивом инновационных электронных учебных материалов. В коллекции имеются тематические ЦОР по всем основным предметам. Это анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы, правила, орфограммы, электронные задания и тесты. На уроках мы используем конструкторы таблиц изучаемых орфограмм по русскому языку, т.к. ЭОРы там есть почти по всем основным темам. По литературному чтению есть хороший материал к изучению сказок, а по математике – интересный геометрический материал.
В коллекции также существует раздел « Педагогическая мастерская», где размещены рекомендации по ее применению, поучиться можно и на «Мастер – классах»
Также здесь представлен богатейший материал произведения искусств, находящихся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже. Этим материалом, в частности, репродукциями картин, я пользуюсь на уроках изобразительного искусства, так, например, по теме «Пейзаж» представлены такие картины, как А. Куинджи «Вечер на Украине», А. Рылов «Зеленый шум», «В голубом просторе» «Зеленое кружево»
Для меня и моих учеников использование всего этого материала стало большим подспорьем в работе: не нужно искать материал в энциклопедиях, в библиотеках, стоит лишь зайти на страницу «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов. Это экономит мое время, а для моих учеников это повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики начинают охотно работать.
После прохождения курсов по теме «Использование ЭОР в образовательной деятельности», я стала применять полученные знания на практике и, в рамках работы школьного методического объединения, провела открытый урок по литературному чтению по теме «К. Паустовский «Стальное колечко» с применением ЭОР.
"Завтра" наших детей – это информационное общество. Поэтому научить ребенка обращаться с компьютером, находить и анализировать нужную информацию – необходимое условие для того, чтобы ребенок мог решать свои практические задачи.
. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что использование новых технологий прочно вошло не только в мою профессиональную деятельность, но и в мою личную жизнь. Благодаря интернету, меня смогли найти многие мои бывшие ученики. Они живут в разных уголках нашей страны и даже за рубежом: Майя Розыева стала учителем и живет в Москве, Юра Васин работает механиком речных судов в Самаре, Алена Блинкова – воспитатель детского сада в городе Ишим, Мурат Аннаев живет и работает в Шанхае, защитил докторскую и т. д. Переписка с ними вселяет в меня уверенность в правильности выбора жизненного пути, добавляет мне сил для дальнейшей работы. О переписке я беседую со своими нынешними учениками. Вместе с ними мы приходим к осознанию того, как важно общаться в современном мире, не терять связи с учителями и одноклассниками. В то же время я обращаю внимание детей на то, что для общения необходима грамотность, нужно учиться правильно строить свои высказывания, это в свою очередь является мотивацией успешной учебы.