Методическая разработка Программа лагеря дневного пребывания Орлёнок


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Вышнереутчанская средняя общеобразовательная школа»


18421356071870

2015

1.Содержание
2.Пояснительная записка
3.Цель программы
4.Задачи программы
5.Принципы
6.Приоритетные ценностные ориентиры
7.Ведущие ценности
8.Прогнозируемый результат
9. Основные формы реализации программы
10. Кадровое обеспечение
11. Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Орленок» с социумом
12. Режим дня
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания «Орленок», который функционирует при МОБУ «Вышнереутчанская СОШ». В нем отдыхают обучающиеся младших и средних классов.
Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, приёмных детей, ребят из многодетных  и малообеспеченных семей.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа лучших учителей школы .Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.

лагеря  с дневным пребыванием «Орленок» является: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
добиться увеличения количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
организовать отдых и занятость детей «социально незащищенных категорий»;
обеспечить увеличение проекта охвата учащихся группы риска организованными формами труда и отдыха;
содействовать максимальной включенности участников лагеря дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды;
сохранение и укрепление здоровья детей
обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем.
Реализация данной программы призвана обеспечить:
увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
организацию отдыха и занятости детей, в том числе из социально незащищенных категорий семей;
активное участие школьников, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей – участников школьной площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
Базовое содержание воспитания – классическое, ориентированное на ознакомление с отечественной культурой и историей, формирование  творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.
, по которым ведется воспитательная работа в ЛОУ:
патриотическое;
спортивно-оздоровительное;
нравственно-эстетическое;
творческое;
досуговое.
Патриотическое
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Спортивно-оздоровительное
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной  самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
Нравственно-эстетическое
Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Творческое
Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их  инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления  благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)
Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.
В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.
В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон
жизнедеятельности  детского коллектива.
ДосуговоеЛето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Данная программа  носит  кратковременный  характер,  рассчитана  на  1 сезон 21 день. Сезон имеет свою тематическую направленность, свои цели и задачи.
Сезон разделяется по периодам. Первый период – организационный (одн-два дня), второй – основной период (пятнадцать-шестнадцать дней), третий – итоговый (два дня). Периоды связаны с психологическим настроем детей на определенные взаимоотношения и определенные виды деятельности.
летнего отдыха и занятости школьников:
принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности  выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
принцип максимизации  ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач)
Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:
обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
обеспечение безопасности жизнедеятельности участников летнего оздоровительного лагеря;
поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
развитие самостоятельности  воспитанников.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков  в летний период являются:
физическое оздоровление школьников
сохранение и укрепление эмоционально-психологического  здоровья воспитанников
развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков
- начальник оздоровительного лагеря;
- старшая вожатая;
- воспитатели
- обслуживающий персонал.
Финансирование лагеря производится за счет учредителя.

сохранение и увеличение количества школьников охваченных организованными формами труда и отдыха ;обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
увеличение процента охвата учащихся группы риска организованными формами занятости;
сведение до минимума возможности совершения детьми  правонарушений в летний период;
участие школьников, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды;
уменьшение процента детей, участников детской площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы;
снижение случаев детского дорожно-транспортного травматизма.

08.00 – 08.30 – сбор детей, утренняя зарядка
08.30 – 09.00 – линейка
09.00 – 10.00 – завтрак
10.00 – 12.00 – работа по плану отрядов, общественно полезный труд
12.00 – 13.30 игры на свежем воздухе
13.30-14.30 обед
14.30 – уход домой
Содержание программыЦель: создать условия для эффективного оздоровления и воспитания детей и подросток.
Задачи:
оздоровлений детей;
раскрытие творческого потенциала детей;
развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей детей;
формирование навыков позитивного общения со сверстниками.
Предполагаемые результаты:
оздоровление детей;
развитие воображения, творческих способностей, умения общаться друг с другом;
создание эмоциональной доброжелательной атмосферы, способствующей общению.

Дата МЕРОПРИЯТИЯ
1 июня День открытия лагеря, День защиты детей
1.Мероприятие «День открытия лагеря, День защиты детей»
2.Оформление отрядного уголка
2 июня 1.Викторина «Хорошие манеры»
2.Беседа «Как сохранить свое здоровье летом»
3. Операция «Уют»
4.Посещение местного ФАП
3 июня 1.Сказка «Скажем гостье-заходи»
2. Экскурсия в летний лес «Краски лета»
4 июня 1.Конкурс рисунков «Сказки летнего леса»
2.Подвижные игры на свежем воздухе
3.Конкурс «Минута славы»
5 июня 1.Беседа «О профилактике опасных болезней»
2. Спортивная эстафета
6 июня 1.Викторина «Хорошие манеры»
2.Подвижные игры на свежем воздухе
8 июня День семьи, любви и верности, праздник святых Петра и Февронии1.Мероприятие посвященное Дню семьи
2.Подвижные игры на свежем воздухе
9 июня 1.Минутка здоровья «Правильное питание»
2.Мероприятие «Ни дня без смеха»
3.Подвижные игры на свежем воздухе
10 июня 1.Презентация ««Животные и растения в мировом океане»
2.Экологический десант
3.Подвижные игры на свежем воздухе
11 июня
1.Такое незнакомое «оригами» (изготовление поделок из бумаги)
2.Спортивный турнир
3.Подвижные игры на свежем воздухе
12 июня День России
1.Викторина «День России»
2.Рисунки на асфальте
3.Подвижные игры на свежем воздухе
13 июня 1.Конкурс рисунков «Мы любим Россию»
2.Подвижные игры на свежем воздухе
3.Спортивные состязания
15 июня 1.Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию»
2.Интеллектуальный марафон «Почемучки среди нас!»
3.Подвижные игры на свежем воздухе
16 июня День «Малые олимпийские игры»
1.Беседа «В здоровом теле здоровый дух»
2.Спортивный праздник
17 июня 1.Позгнавательно-спортивное развлечение «Вмире спорта и сказок-в поисках волшебного клада»
2.Рисунки на асфальте «Лето – это маленькая жизнь
3. Подвижные игры на свежем воздухе
18 июня 1.Беседа «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых)
2.Конкурс «По дорогам сказки»
3. Подвижные игры на свежем воздухе
19 июня 1.Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
2.Викторина по правилам дорожного движения «Красный, жёлтый и зелёный»
3. Подвижные игры на свежем воздухе
20 июня 1.Экскурсия к памятнику воинам-землякам
2.Посещение местного ФАП
3.Подвижные игры на свежем воздухе
21июня Закрытие лагеря
1.Торжественное закрытие лагеря
2. Подвижные игры на свежем воздухе
Организация взаимодействия летнего пришкольного
лагеря с дневным пребыванием детей «Орленок»
с социумом