Эссе Я учитель — конкурс Учитель года — 2017

Эссе «Я – учитель»
учителя технологии МБОУ «Нетьинская СОШ им. Ю.Лёвкина»
Приваловой Елены Владимировны

Если ты хочешь построить корабль,
не надо созывать людей, планировать,
делить работу, доставать инструменты.
Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю.
Тогда они сами построят корабли...
А. де Сент-Экзюпери
Наверное, в жизни каждого человека самым ярким воспоминанием школьных лет навсегда остается Учитель - именно так, с большой буквы. Учитель, к которому и через двадцать лет после окончания школы приходят со своими радостями и бедами, приходят за советом и поддержкой, а иногда и без всякой серьезной причины - просто потому, что захотелось увидеть близкого человека, улыбнуться ему и сказать теплое слово.
Именно такими я помню своих Учителей, Учителей небольшой сельской школы. Бывая у себя на Родине, я всегда захожу в свою школу. Для меня это не просто место, где я училась. Это мой дом, мой второй дом, где было всегда интересно, где тебя ждали и любили. Я всегда бежала в школу с радостью.
Что же было в моей школе такого, что я радовалась ежедневной встрече с ней. Что я могу теперь сделать как Учитель, чтобы кто-то, как и я бежал в школу с удовольствием?
Учителем я стала совершенно случайно. Так сложились обстоятельства, что вначале 90-х, трудных для страны лет, стали не нужны специалисты моей профессии (я работала инструктором пожарной профилактики). По счастливому стечению обстоятельств я оказалась на индустриально-педагогическом факультете Брянского государственного педагогического института им. И.Г.Петровского, которым руководил В.Д.Симоненко. Именно благодаря этому обстоятельству и этому человеку, я стала учителем технологии. Рукоделие я любила с детства. Моя бабушка очень хорошо шила, вышивала, ткала. Наверняка от нее мне и передалась способность к рукоделию.
Каждый учитель может сказать, что его предмет особый и долго рассказывать, почему он важен. Я же хочу сказать о том, что для изучения технологии важны все предметы школьной программы. Математика – это расчет и построение выкроек, химия – свойства материалов, история, география. Практически знания многих дисциплин соединяет вместе такой «второстепенный» как многие говорят предмет.
Именно на этих уроках ребенок может применить все свои знания на практике, понять, как же наука работает на человека, улучшает его жизнь.
Я люблю свой предмет.  На мой взгляд, это один из жизненно важных школьных предметов. Без привычки к труду дети не обучатся ни письму, ни музыке, ни языку.
Очень жаль, что этот предмет постепенно исчезает из школьной программы.
Но радует, то, что сейчас девочки опять проявляют интерес к занятию рукоделием. Как я радуюсь, когда вижу, с каким увлечением Аня, всегда имевшая не больше «3», осваивает художественную вышивку, Вика вяжет, Вероника увлеклась проектами и исследованием по технологии.
Современные технологии помогают сделать процесс изучения данного предмета увлекательным. И я, как учитель вижу, что мои ученики могут применять на практике полученные знания и оценить возможность данного предмета в школьном курсе.
Выстраивая приоритеты в работе, все больше прихожу к заключению, что моя задача – зажечь огонь творчества в душе каждого ребенка.
Я рассказываю детям случаи из своей жизни, они делятся своими примерами и переживаниями. Мы искренне беседуем, учимся друг у друга взаимопомощи, уважению, состраданию, верности и патриотизму. В атмосфере добра и дружелюбия разбираем ту или иную тему.
В моих подходах к жизни, к работе нет ничего сверхъестественного. Необходимо принимать ученика таким, каков он есть – со всем его небольшим собственным, присущим только ему одному миром, с успевшими сложиться чертами характера, ценностными ориентирами и даже приоритетами. И свою задачу я вижу в том, чтобы в числе этих приоритетов ребенка обязательно, как бы самопроизвольно, на самом деле под моим ненавязчивым, направляющим влиянием, появилась гражданская позиция, свой взгляд на жизнь.
Учитель - это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Я стараюсь жить с детьми, не допуская фальши в отношениях, делить радости и печали, взлеты и падения. Очень важно понять ребенка, оценить его состояние, быть с ним искренним. Надо всегда его подбадривать, чтобы он верил в себя, хвалить, чтобы он был благодарным, надо учить его верить в людей. Все время стараюсь понять, насколько комфортно моим ученикам в школе, на моих уроках . Не боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, и часто произношу добрые слова похвалы в его адрес даже тогда, когда его успехи более чем скромны. Это придает ему уверенности в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более уверенно, пробуждает интерес к знаниям. Моя задача - помочь ученику найти себя, открыть свои способности и талант. Понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Я просто люблю детей, они такие разные, а детский мир такой богатый и разнообразный! Многое беру для себя от них. Учу детей радоваться жизни, быть самостоятельными и ответственными за свои слова и поступки.
Сегодня, по прошествии лет, я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда самый маленький успех ребенка стал моим успехом, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Я - учитель, а школа - это жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит - если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленно-восхищенный возглас, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд - вот что волнует меня. Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, думаешь, придумываешь...
Развивается и педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии. И, тем не менее,  какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит, и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Именно сейчас, когда многое изменилось в мире, и далеко не в лучшую сторону, когда с экранов телевизоров не сходит жестокость, насилие, пошлость, когда произошла дезориентация человека в мире ценностей, идеалов и, как следствие, наблюдается снижение значимости гражданской и общественной культуры, как никогда возрастает роль учителя в формировании нравственной личности. И поэтому в моем представлении современный учитель – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современной школе.
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик, напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»- писал А.Минц. Я хочу, чтобы мои ученики стремились к бесконечному морю, умели строить корабли и управлять ими.


·15