Рабочая программа Русский язык. 9 класс. УМК Школа 2100



Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе:
- Федерального базисного учебного плана 1998 года;
- Обязательного минимума;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также в соответствии с программой УМК «Школа 2100» и нацелена на развитие функциональной грамотности учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости, формирование навыков устной и письменной речи. Программа продолжает непрерывный курс русского языка. В 9 классе учащиеся продолжают изучение синтаксиса и пунктуации; закрепляются знания о стилях и типах речи. В течение всего года работают с разными видами сложных предложений, а также систематизируются все изученные сведения, полученные в 5-8 сведения.
На старшем этапе изучения русского языка обеспечивается развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развивается абстрактное мышление, память, воображение, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Русский язык неразрывно связан со многими школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Так, русский язык неразрывно связан с литературой и историей, так как на уроках часто используются тексты из художественной литературы и исторических источников.
Русский язык связан с ИЗО, так как используются репродукции известных художников при написании сочинений и составлении предложений по картине.
На уроках развития речи учащиеся совершенствуют общеучебные навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Цели изучения русского языка.
Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию разных подходов к обучению родному языку:

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной, знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития;
- овладение умениями анализировать, классифицировать языковые факты, различать разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
- подготовка учащихся к ЕГЭ.













Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение языка на базовом уровне в объеме 2 часов в неделю. (68 часов)

Общие учебные умения, навыки.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуется и развивается следующие общие учебные умения и навыки:
- умение понимать и анализировать художественный текст;
- умение пользоваться различными видами чтения;
- овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил;
- развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил;
- умение пользоваться учебной, справочной литературой, словарями;
- умение сравнивать, сопоставлять, соотносить, синтезировать, обобщать;
- умение формулировать цель деятельности, планировать ее.


Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать:
- нормы речевого поведения, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферы общения;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;
- основные единицы русского языка, их признаки, взаимосвязь;
- основные понятия синтаксиса;
- связь истории языка, культуры русского и других народов;
- стили и типы.

Учащиеся должны знать/уметь:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический и пунктуационный;
По синтаксису:
- различать виды простых и сложных предложений;
- составлять различные виды предложений.
По связной речи:
- заменять сложные предложения простыми осложненными, использовать обоснованно сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- использовать различный способы цитирования, способы передачи чужой речи;
- составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования, рассуждения в разном стиле;
-писать изложение с дополнительным заданием с использованием разных типов речи;
- составлять тезисы, конспекты, писать рефераты и рецензии.
По орфографии:
- находить изученные орфограммы в словах и между ними, правильно писать слова с изученными орфограммами, производить орфографический разбор слов.
По пунктуации:
- находить смысловые образы в предложении, пунктуационно правильно оформлять
предложения изученных типов;
- обосновывать место и выбор знаков препинания;
- находить и исправлять пунктуационные ошибки, классифицировать знаки препинания по их функции;
- производить пунктуационный разбор.



Учебно-тематический план.


Тема
часы
Контрольные работы

1
Введение
1


2
Повторение изученного в 8 классе. Синтаксис и пунктуация.
3
Д – 1 (входной)

3
Повторение изученного в 8 классе. Способы передачи чужой речи.
11
Д – 1, И - 1

4
Сложное предложение. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
35
Д – 2,И -1, С - 1

5
Бессоюзное сложное предложение.
10
И - 1, С – 1

6
Сложноподчинённые предложения с разными видами связи.
5
Д – 1

7
Повторение и систематизация изученного.
3



ИТОГО:
68
Д – 5, И – 3, С - 2


































Содержание. 9-й класс (68 ч)

Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа.(1 час)

Современная лингвистика о проблемах изучения текста
Повторение изученного о простом предложении (14 часов).
Синтаксис сложного предложения
Систематизация изученного: сложное предложение; сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложения; средства связи частей сложного предложения.
Способы передачи чужой речи.

Сложносочиненные предложения.(35 часов)
Союзы и значения сложносочиненного предложения.
Стилистические функции сложносочиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения.
Строение сложноподчиненных предложений.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Роль указательных слов в подчинении предложений.
Виды придаточных предложений: изъяснительные, определительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия, присоединительные).
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными.
Синонимика простых осложненных и сложносочиненных/сложноподчиненных предложений.

Пунктуация.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Бессоюзное предложение (10 часов)
Синтаксис.
Сложное бессоюзное предложение.
Средства связи частей бессоюзного предложения.
Синонимика бессоюзных и сложносочиненных предложений.
Стилистические функции сложных бессоюзных предложений.
Сложные предложения с разными видами связи.

Пунктуация.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Сложное предложение с разными видами связи (5 часов)
Синтаксис.

Способы передачи чужой речи.
Повторение изученного (3 часа)
Развитие речи.
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.
Научный стиль.
Изложение с элементами сочинения.
Публицистический стиль.
Повествование с элементами описания и рассуждения. Изложение с элементами сочинения. Сочинение в форме газетной статьи с рассуждением-объяснением, рассуждением-доказательством. Рецензия на книгу, театральный спектакль или фильм.
Художественный стиль и стиль художественной литературы.
Повествование, описание, рассуждение в художественном стиле.
Изложение с дополнительным заданием. Изложение с элементами сочинения.
Систематизация изученного в 5–9-м классах. Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 9 «А» , «Г» классах.
(из расчёта 2 часа в неделю),

Раздел и § учебника.
Тема урока.
Кол-во часов
Материал учебника
Характеристика деятельности учащихся
Домашнее задание

1 четверть
1

Русский литературный язык – основа национального русского языка. Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа.
1
Упр.1-3
Освоение знаний о русском языке как многофункциональной, знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях
Упр.4 (миниатюра), вопросы с.6 (устно), сборники ГИА (сдать)

Повторение изученного в 8 классе (3 ч). Синтаксис и пунктуация.
2
§ 1

Словосочетание Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.
1
Вопросы для повт.
Упр.5-8.
Знать: виды сл/с, способы связи слов в сл/с; виды простых предложений, способы осложнения простого предложения.

Уметь: определять вид связи в сл/с, осложнять простое предложение.
Упр.8, вопросы с.8 (устно), способы связи в с/с(повтор)

3

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.
1
Вопросы для повт.
Упр.9-10

Упр.11, виды простых предл(повтор)

4

Диктант (входной) №1
1
-

Словар. слова (8 класс)

Повторение изученного. Способы передачи чужой речи (11 ч)
5
§ 2
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Предложения с прямой речью.
1
Упр. 12-16
Знать: различные способы цитирования, способы передачи чужой речи; знаки препинания при оформлении чужой речи на письме.

Уметь: излагать чужую речь разными способами; оформлять на письме диалог, прямую и косвенную речь.
Правило с.12-13 (уч), упр.16

6

Оформление прямой речи на письме.
1
Упр. 17-20

Повтор правило с.12-13, упр.19

7
§ 3
Предложения с косвенной речью.
1
Упр. 21-25

Правило с.17(уч), упр.25

8

Способы передачи чужой речи.
1
Упр. 26-28

Прав с.19(уч), упр.29

9
§ 4
Цитаты и знаки препинания при них
1
Упр. 30-33

Прав с.20-21, упр.34

10

Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
1
Упр. 34-37

Повтор прав с.20-21, упр.37



11

Контрольный диктант № 2 по теме «Повторение изученного. Способы передачи чужой речи»
1
-

Слов слова 9 кл с.172 (1 столбик)

12
§ 5
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Р/Р Научный стиль.
1
Упр. 38-40

Приемы сжатия текста (повтор), упр.42

13

Р/Р. Сжатое изложение

1
Упр. 41

Повтор правила с.7, 12-13, 19, 20-21, отв на вопр с.29(У)

14
§ 6
Анализ изложений. Работа над ошибками. Повторение и систематизация изученного о сложном предложении.
1
Вопросы и задания, упр. 43-47

Прав с.30, упр.45(п), 46(у)



Сложное предложение (35 ч, из них в 1 четверти – 3 часа)
Сложносочинённые предложения (5 ч, из них в 1 четверти – 3 часа)
15
§ 7
Сложносочинённое предложение. Средства связи частей сложносочинённого предложения.
1
Вопросы и зад для систематиз. Упр.49-51,

Знать: отличие сл/с от сл/под предложений; средства связи частей предложения: интонация, союзы; правила постановки знаков препинания в сл/с предложении.

Уметь: делать синтаксический разбор сл/с предложения; составлять сл/с предложения, используя средства связи.
Прав с.33-34, упр48

16

Группы сочинительных союзов.
1
Упр. 53-57.

Прав с.37, упр.52(№3), 58(без разборов)

17

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
1
Упр. 59-61

Прав с.37, 43, упр.62

2 четверть
Сложносочинённые предложения (продолжение- 2 часа).
Сложноподчинённые предложения (31 часов)
18
§ 7
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
1
Упр. 63, 65-66)


Разбор с.45, вопросы с.46, упр.67

19

Р/Р Сжатое изложение

1
Упр. 64

Слов слова (2 столбик )

20
§ 8
Анализ изложения. Работа над ошибками. Сложноподчинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложноподчинённого предложения.
1
Упр. 68-70
Знать: средства связи частей сл/п предложения; подчинительные союзы; отличие союзов от союзных слов; правила постановки знаков препинания в сл/п предложении; виды придаточных предложений.

Уметь: ставить вопрос к придаточному и различать виды придаточных предложений; делать синтаксический разбор сл/п предложений; составлять и использовать в речи сл/п предложения; писать рецензию;
Прав с.50, упр.71

21

Виды сложноподчиненных предложений Подчинительные союзы и союзные слова.
1
Упр. 71-72

Прав с.51-52, упр.75

22

Указательные слова. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
1
Упр. 73-78

Повтор с.50-52, упр.79, 78

23
§ 9
Основные группы придаточных предложений.
1

Упр. 80-85


Прав с.55, упр.83

24

Значение и строение сложноподчинённых предложений с придаточным определительным
1
Упр.87-90

Теория с.56(переск), упр.84

25

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с однородной придаточной частью.
1
Упр. 86,
Упр. 91

Теория с.58, упр.88, 90

26
§ 10
Значение и строение сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.

1
Упр. 93-100



Теория с.63, упр.96

27

Р/Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
Упр. 101

Тропы (уч), подгот к кд

28

Работа над ошибками.
Контрольный диктант №3 по теме «ССП и СП предложения»
1
-

Слов слова (3 столбик)с. 172

29

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1


Повтор с.63, упр.99

30
§ 11
Р/Р Публицистический стиль.
1
Упр. 103-104

Теория с.71, упр.101

31-32

Р/Р Подробное изложение с элементами сочинения.
2
Упр. 105

Слов слова с.172(уч)

3 четверть
33
§ 11
Анализ изложений. Работа над ошибками. Р/Р Рецензия.
1
Упр. 106-107

Упр.108, устар слова (5 примеров)

34
§ 12
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью образа действия и степени.
1
Упр. 109-113

Теория с.78, упр.112 (№1)

35
§ 13
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью места.
1
Упр. 115-118

Теория с.81, упр.119 (№2,3)

36
§ 14
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью времени.
Р/Р Сочинение-рассуждение (миниатюра).
1
Упр. 120-123

Упр. 124

Теория с.84, упр.123(без разб)

37
§ 15
Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью условия.
Р/Р Приемы сжатия текста (повторение).
1
Упр. 126-130

Упр. 131

Упр.127(устно), 132(№2)

38
§ 16
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины.
1
Упр. 133-137

Упр.134(у), 138(п)

39
§ 17
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью цели
1
Упр. 139-142

Упр.144 (№1)

40

Р/Р Сжатое изложение
.
1
Упр. 143

Фразеологизмы (5), разг лексика

41
§ 18
Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью сравнения.
Р/Р Свободный диктант (самопроверка).
1
Упр. 145-148

Упр. 149

Теория с.94, 96, восклиц предложен

42
§ 19
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью уступки.
Р/Р Свободный диктант(взаимопроверка)
1
Упр. 151-153

Упр. 154

Теория с.98, упр.155(№3)

43
§ 20
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью следствия.

1
Упр. 156-159

Теория с.101, упр.160 (№4)

44
§ 21
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.

1
Упр. 161-165

Теория с.103, упр.166(№1)

45
§ 22
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

1
Упр. 167-168

Теория с.106-107, упр.170

46

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
Р/Р задания А1-А3(ОГЭ).
1
Упр. 169-170

Упр. 171

Теория с.110, упр.178(№3)

47

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
1
Упр. 171
Упр. 173-187

Повтор с.106-107, 110, упр.с.188

48

Р/Р Сжатое изложение
.
1
Упр. 177

Вопрос предлож, тропы, подгот к кд

49

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 «Сл/подчинённое предложение»
1
-

Инверсия (3 примера и функция)

50

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1


Теория с.120, упр191 №1)

Бессоюзное сложное предложение (10 часов)
51


§ 23
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
1
Упр. 189-196
Знать: определение бессоюзного сложного и предложения и смысловые отношения между частями такого предложения; порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения; правила постановки тире, двоеточия и точки с запятой.


Теория с.120-121, упр.193(№3)

52

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

1
Упр. 197

Разбор с.127, упр.198(2)

53
§ 24
Р/Р Художественный стиль и стиль художественной литературы.

1
Упр. 199-200

Теория с.131, парцелляция (3 примера0

54

Р/Р Сочинение на лингвистическую тему .
1


Упр.204 (№1)

4 четверть.
55-56
§ 24 (2ч)
Анализ сочинений. Работа над ошибками. Р/Р Изложение с элементами сочинения.
2
Упр. 203
Уметь: определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать место и выбор знаков препинания.
По 2 примера на тропы и функция

57

Анализ изложений. Работа над ошибками. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
1
Упр. 205-209, правило

Теория с.136, упр.208, ввод слова (3 примера)

58
§ 25 (2 ч)
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1
Упр. 210-214

Повтор с.136, упр.210(№2)

59

Тире в бессоюзном сложном предложении.
1
упр. 216-220

Теория с.145-146, упр.218(п),219(у)

60
§ 26 (2ч)
Тире в бессоюзном сложном предложении.
1
Упр. 221-226

Повтор с.145-146, упр.227

Сложные предложения с разными видами связи (5часов)


61
§ 27
Сложные предложения с разными видами связи.
1
Упр. 228-230
Знать: виды связи частей в сложном предложении; порядок синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи; правила постановки знаков препинания в таких предложениях.

Уметь: определять вид связи между частями сложного предложения; использовать в устной и письменной речи сложные предложения с разными видами связи; применять правила постановки знаков препинания.
Теория с.156, упр.232(№1)

62

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.
1
Упр. 231-232

Прав с.159, упр.238

63

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
1
Упр. 233-236

Повтор с.159, упр.242(№3)

64

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
1
Упр. 237-242

Подготов кд

65

Контрольный диктант №5 «Сложное предложение» (итоговый)
1
-

Повтор средства лексики и синтаксиса, зачет с.165

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах (3часа)
66
§ 28
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Фонетика, графика, орфография.
1
Упр. 243
Вопросы с. 165
Знать и соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
обосновывать выбор правила при постановке знаков препинания в сложных предложениях; создавать тексты разных стилей на доступные темы.
Уметь: находить в словах все известные орфограммы; применять знания по лексике и фразеологии; делать все виды разборов; составлять предложения различных конструкций и использовать их в устной и письменной речи.
Зачет с.166, упр.244(№1)

67
§ 29
Лексика, фразеология, стилистика.
1
Упр. 245-246
Вопросы с. 166

Зачет с.168, упр.247(№3)

68
§ 30,31
Морфемика, словообразование, орфография. Синтаксис, пунктуация.
1
Упр. 248, вопросы с. 168

Рекомендации на лето










Контрольные работы.
Проверочный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе».
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
стр. 48 «Мой отец».
Мой отец.
Для большинства людей очень важны суждения отца и матери, деда и бабушки. Не являясь в этом отношении исключением, я обо всех серьёзных событиях моей жизни рассказывал родителям.
Когда я устроился на работу, мама, волнуясь, подробно расспросила меня о первых впечатлениях. «Люди бывают разные, сынок, - сказала она. – Будь терпелив, сдержан и вежлив. Избегай резких оценок».
Я знал, что она, конечно, права. Будучи педагогом с большим опытом, мама привыкла находить подход к каждому человеку. По её словам, в людях всегда следовало искать что-то хорошее.
Отец во время нашего разговора больше молчал. Человек суховатый и замкнутый, он жил в мире чисел и строгих математических законов. На работе он был очень уважаем за трудолюбие и знания, но близко не сходился ни с учениками, ни с коллегами. При этом я знал, что семья и работа составляли смысл его жизни. В настоящий момент он переживал не меньше мамы, только не выражал своих чувств вслух, а в конце моего бурного рассказа неожиданно заявил: «Хочу посмотреть на твой кабинет. Я завтра свободен».
Утром отец молча достал из своего рабочего ящика инструменты: дрель, молоток, клещи – и прихватил гвозди и шурупы разных размеров. Придя в класс, он обследовал все парты и стулья, а также мой письменный стол, принёс лестницу и поправил портреты учёных, висевшие на стенах, снял шторы и велел их выстирать.
Я изумлённо следовал его указаниям. Мы починили полки в шкафах, вытерли пыль, расставили книги и наглядные пособия. Несмотря на усталость, нам было легко и весело вместе.
Закончив работу, отец внезапно хлопнул меня по плечу: «Так-то, брат, - сказал он дружелюбно. – Рабочее место надо держать в порядке».
(257 слов)
Грамматическое задание.
Вариант 1.
Найдите в тексте диктанта предложение с прямой речью, которую разрывают слова автора. Выпишите (или подчеркните) его. Составьте схему.
Произведите синтаксическиё разбор предложение, составьте его схему:
На работе он был очень уважаем за трудолюбие и знания, но близко не сходился ни с учениками, ни с коллегами.
3) Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова неожиданно.
Вариант 2.
Найдите в тексте диктанта предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Выпишите (или подчеркните) его. Составьте схему.
Произведите синтаксический разбор предложения, составьте его схему:
Несмотря на усталость, нам было легко и весело вместе.
Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова изумлённо.


Контрольный диктант с грамматическим заданием. №2 по теме «Повторение изученного. Способы передачи чужой речи»
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
стр. 49 «Педагогическая деятельность Николая Ивановича Новикова».

Контрольный диктант с грамматическим заданием. №3 по теме «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения».
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
стр. 59-60 «Мой директор».
Контрольный диктант с грамматическим заданием. №4 по теме «Сложноподчинённое предложение».
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
стр. 76-77 «Школа в Ясной Поляне».
Контрольный диктант с грамматическим заданием. №5 по теме «Сложное предложение» (итоговый).
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
Стр. 93 «Сердце отдаю детям»


Сердце отдаю детям.
После десяти лет педагогической работы я был назначен директором Павлышевской средней школы, и здесь завершилось формирование моих педагогических убеждений.
Воспитание – это прежде всего настоящее духовное общение учителя и ребёнка. Я считал, что если директор, то есть главный воспитатель, только учит, как воспитывать, но непосредственно не общается с детьми, он перестаёт быть воспитателем.
Уже с первых недель директорской работы факты убеждали в том, что передо мной останется навсегда закрытым путь к сердцу ребёнка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений. Я завидовал классным руководителям: они всегда с детьми. Вот воспитатель проводит задушевную беседу, вот он собирается с воспитанниками в лес, на речку, на работу в поле. Ребята с нетерпением ожидают тех дней, когда они пойдут на экскурсию и когда отправятся в поход, будут варить кашу и ловить рыбу, ночевать под открытым небом, всматриваться в мерцание звёзд. А директор, вынужденный только организовывать, советовать, замечать недостатки и исправлять их, остаётся как бы в стороне. Без того, что он делает, конечно, нельзя обойтись, но я чувствовал неудовлетворённость своей работой.
Время от времени я пытался включиться в жизнь того или иного детского коллектива: я шёл вместе с ребятами на работу или в поход по родному краю, ездил на экскурсии. Но и я, и дети чувствовали какую-то искусственность этих отношений: ребята не забывали, что с ними я буду только на некоторое время.
После шести лет работы директором школы, я не оставлял своих обязанностей, стал воспитателем классного коллектива и оставался им на протяжении десяти лет.
Детство – важнейший период человеческой жизни, и от того, как прошло детство и что вошло в разум и сердце ребёнка из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
(В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»)


















Литература для учителя.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов.- М.: «Баласс», 2007 год.
Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В Текучёва. .Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: «Баласс», 2010 год.
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Н.И. Исаева. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 9 класс.- М.:«Баласс», 2007 год
Русский язык. Диктанты. Изложения. Контрольные и проверочные работы. Тесты. - М.:. «Экзамен», 2003 год.

Печатные пособия:
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

.


Литература для учащихся.

Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В Текучёва. .Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: «Баласс», 2010 год.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва. Русский язык. Краткий справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов.- М.: Баласс, 2007.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5-9 классы. ИПК и ПРО.- Курган,
2010




 
·