Статья по краеведению «Внеурочная деятельность.Духовно-нравственное и патриотическое воспитание силами краеведения»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа Троицк
142191 г. Москва, г.о. Троицк, Микрорайон «В» д.53
(т.8 (495) 851-40-64, 851-40-27; факс 851-40-27)
VIII Рождественские чтения
Доклад
«Внеурочная деятельность.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание силами краеведения»
(из опыта работы)
Доклад подготовлен
учителем географии
МАОУ СОШ 6 г.о. Троицк
Бусленко Т.Н.
Троицк
Декабрь 2015 г.
Доброе деяние никогда не пропадает втуне.
Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу;
тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви;
благодать, излившаяся на благодарную душу,
никогда не бывала бесплодной,
и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.
Василий Великий  — святитель, 
архиепископ Кесарии Каппадокийской,
церковный писатель и богослов. 
Новый век. Новое время. Как и раньше, каждое новое десятилетие ставило новые задачи перед образованием, так и теперь перед учительством цель, неизбежно требующая поиска новых решений. На протяжении последних лет привлекательными стали нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, является внеурочная деятельность. Актуальность, важность рациональной организации внеурочной деятельности особо возрастает в рамках перехода на новые образовательные стандарты.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей, а особенно классных руководителей.
Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники, что дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Не первый год работая с детьми, я пришла к выводу, что делать упор на духовно-нравственное и патриотическое воспитание можно и должно, именно, силами краеведения, учитывая, что я преподаю в школе географию.
Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение краеведению: « это всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Оно изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края». Очень похожее, практически идентичное рассмотрение вопроса дают Российская педагогическая энциклопедия, словарь русского языка С. И. Ожегова и словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова. Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что краеведение - это изучение своей малой Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем, это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Работу в этом ключе я старалась вести с 2005 года, когда впервые попробовала разработать Программу кружка по краеведению, искала интересные темы и наработки, формы взаимодействия и сотрудничества с детьми и родителями учащихся, сопрягала эту работу с географией, особенно с географией в 8 классе «География России. Природа страны».
Особое место в этой системе работы занимали и продолжают занимать классные часы, на которых удается проводить анкетирование с учащимися. Оно позволяет планировать работу в дальнейшем, и определяющими всегда становятся классные часы, посвященные краеведению. Если в 5-ом классе их тематика определяет, что такое краеведение, то к моменту 7-ого класса ребята уже самостоятельно определяют темы проектов, связанные с краеведением, а в 9-ом классе они способны осознанно участвовать в волонтерской деятельности и вести проекты профориентационной направленности.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 7-ого класса. В пятом классе нам удалось провести по плану встречи с интересными людьми нашего города:
- А.Г.Ольшанский «Мы защищали Москву и Ленинград»;
- А.И.Новиков «ВМФ на страже Родины»;
- О.И.Анциферова «Учительница первая моя».
В шестом классе учащиеся класса дважды встречались с представителем подводного флота СССР – Гарбуком В.М., который рассказал ребятам о мужестве и героизме защитников Родины, о Севастополе – городе русских моряков и русской славы, о воспитании будущих воинов, ведь Владимир Михайлович отдал флоту свои лучшие годы. Ульянова Л.С. – учитель истории, краевед, человек года 2012, - посвятила ребят в историю наших территорий, позволила им окунуться во времена Отечественной войны 1812 года.
А в этом учебном году, на редкость плодотворном, учащиеся моего класса уже встретились с работником Троицкого музея Санковым С.С., представителем династии троицких ткачей - Царенко А.Д., заведующей Троицким городским архивом – Куриленко А.Д.. И эти встречи очень обогатили ребят информацией, впечатлениями, а главное, дети увидели и услышали наяву тех людей, которые жили историей наших мест, вершили ее и являются прямыми свидетелями ее и наследниками. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Очень важно объяснить детям - вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете.
Ни одна из этих встреч не закончилась точкой, как таковой, а образовала свою «точку роста» - так как ребята, по сложившейся доброй традиции в нашем классе, и, отчасти, в соответствии с программой по краеведению, проектируют воспитательную работу в классе вместе с классным руководителем и родителями, учитывая условия сложившейся среды. Как педагог я вижу, какой ребенок бывает в начале учебного года и каким он становиться в конце обучения, после участия в мероприятиях по внеурочной деятельности. Результат приятно радует – ребенок чувствует себя уверенно среди своих сверстников, становиться общительным, контактным.
Этому способствуют такие формы работы с детьми, как:
- Свободный микрофон – ученикам предлагается обсудить события школьной и общественной жизни;
- Прямой разговор  – лекция, насыщенная яркой информацией с необычными примерами, фактами, позволяющая «высветить» отношение к рассматриваемому явлению или событию;
- Философские беседы «Я о тебе, ты – обо мне» – обсуждение жизненных ситуаций воспитанниками, беседа на темы личностного общения или этического содержания жизненных ценностей.
А «точки роста» позволяют открыть широкое поле деятельности, как для классного руководителя, так и для учащихся и их родителей:
1.Культурное, духовное обогащение:
- Обзорная экскурсия по городу «Город Троицк - наукоград»;
- Экскурсия в Троицкий городской музей;
- Участие в Конкурсе «За окошком Рождество»;
-Посещение благотворительной Новогодней выставки-ярмарки;
- Посещение выставки работ А.К.Назарова «О времени и о себе», которая дала ребятам возможность увидеть родной Троицк 70-80 годов XX века. Картины «Больница им. Семашко» и «Троицкий Шанхай» говорят сами за себя.
- Посещение концерта Троицкого хора;
-Участие в Конкурсе презентаций ко Дню города Троицка;
- Участие в Конкурсе «Самый успешный ученик»;
- Письма в Донбасс и др., говорят ученикам, что история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом, или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
2. Трудовые дела:
- Работа по озеленению школы;
- Участие в городских субботниках;
- Помощь в уборке парка исторической усадьбы «Троицкое»;
- Участие в Акции «Мы за чистый лес!»;
- Участие в Акции «Сирень Победы» и др. дают возможность классному руководителю научить ребят осознавать проблемы окружающего их микромира и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь деятельности человека с природой, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».3. Умственное, нравственное развитие:
- Открытый тематический классный час «Ветераны Троицка,- они ковали для нас Победу!»;
- Мероприятие для учащихся 6-ых классов «Снятие блокады Ленинграда»;
- Участие в Конкурсе «История моей семьи в истории России»;
- Участие в Акции «Бессмертный полк»;
- Экскурсия на территорию воинского мемориала в Кузовлево;
- Экскурсия на место гибели Виктора Талалихина;
- Участие в Конкурсе «Сбережем планету вместе»;
- Участие в Конкурсе «Моя СТИХиЯ»;
- Экскурсия на Троицкую камвольную фабрику;
- Открытый тематический классный час «Я живу в ТиНАО»;
- Мероприятие для 7-ых классов «Поселок Троицкий в годы Великой Отечественной войны» и другие, в подготовке и проведении которых задействовано много краеведческого материала, который доступен для ребенка, а значит, каждый из них может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое в процессе работы над исследовательским проектом, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Это прекрасно позволяет развивать умение самостоятельно находить нужную информацию, связанную с нашим городом в музеях, архивах, библиотеках, работать со статистикой и, изучив её, делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени. И все выше перечисленные мероприятия и внеклассные дела не только для детей, но, прежде всего, силами самих детей под руководством классного руководителя.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства, и умение учеников применять на практике полученные знания.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Они определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.Работа в должном направлении позволила мне и учащимся моего класса начать крупный исследовательский проект, который мы посвящаем 40-летнему юбилею нашего города. Отдельные наработки уже нашли свое отражение:
- Участие в Конференции «Экотропа в Новой Москве» с проектом «Влияние Троицкой камвольной фабрики на окружающую среду Микрорайона В»;
- Участие в Конференции «Отечество» с проектом «Историческая роль Троицкой камвольной фабрики»;
- Изготовление исторического буклета, посвященного 265-летнему юбилею старейшего градообразующего предприятия «Троицкая камвольная фабрика».
Каждое наше новое дело ребята стараются не только проанализировать, но и отразить либо на сайте школы, либо, непосредственно, в школьном СМИ «Шестое чувство», редактором которого вот уже как два года является Галахов Сергей, ученик моего 7 «А» класса, а при нем большой журналистский корпус из состава 7 «А». Благодаря системной работе, охвачено внеурочной деятельностью 83 % учащихся моего класса, т.е. почти весь коллектив, за редким исключением.
Таким образом, осуществляя внеурочную работу как классный руководитель, я выполняю главную задачу: участвую в формировании личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности в нашей школе чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов:
приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия, а это, в свою очередь, соответствует задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих».
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
И закончить свой доклад о внеурочной деятельности силами краеведения мне хочется стихотворением моей ученицы Наумовой Елены «Мой город»:
Четвертая четверть. С урока звонок.
По тихой аллее в положенный срок
Иду и любуюсь на солнечный день
На зелени кустик, на срубленный пень.
Светло и уютно у нас в городке -
У берега речки, от бед вдалеке.
Весеннего леса красивее нет,
Смотри, на полянке зацвел первоцвет,

По веточке нежной ползет муравей,
На дереве скачет смешной воробей,
На кочке в кустах ощетинился еж.
Чудесный зверек – ни на что не похож!

А улицы наши, проспект и бульвар,
Где ветки сирени спускаются к нам,
Там люди идут, на работу спеша,
И мама несет на руках малыша.
И новых высоких домов хоровод
В городе нашем растет каждый год.
Вечерней порою открой поскорей
Окошко. Послушай - поет соловей!
На фабрике нашей из бронзы солдат,
Где в праздник Победы проходит парад,
Где белые вишни в старинном саду,
Девятого мая с букетом приду!
Прохладным и свежим подул ветерок,
Со мной засыпает родной городок.
Красивый, любимый сегодня, вчера.
Мой маленький Троицк –
Большая Москва!
08 декабря 2015 г.