Конспект урока литературного чтения на тему Е.А. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить (2 класс)


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Сергеевна, и сегодня урок у вас проведу я. Готовятся к учебной деятельности. Регулятивные УУД.
Умение подчиняться правилам;
Умение следить за собой и порядком у себя на парте
Коммуникативные УУД.
Формирование положительного отношения к одноклассникам
2.Актуализация знаний. Какие произведения вы читали на прошлом уроке? Кто их автор?
Как вы поняли основную мысль рассказов «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек» ?Прочитайте пословицы ( презентация):
-Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
-Один за всех, все за одного.
-Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Совпадает ли основная мысль рассказов, которые вы читали дома, с данными пословицами? Докажите.
Расскажите о своих отношениях в семье с бабушкой с дедушкой (5-6 человек) Ученики отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, коллективное обсуждение.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
3. Речевая разминка.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком! (Г.Ладонщиков)
Сейчас я прочитаю вам четверостишие, а вы послушайте.
Теперь давайте прочитаем все вместе.
Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
Теперь начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте громкость.
Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно.
Что вам хочется сказать о стихотворении?
Что осуждает автор стихотворения?
Какие еще отрицательные качества человека вы можете назвать?
Слушают выразительное чтение учителя, читают все вместе, по желанию читают 2-3 ученика.
Высказывают свои предположения.
4. Самоопределение к деятельности.
(на слайде написано название произведения)
Прочитайте названия произведения. Предположите, о чем будет говориться в рассказе? Как Миша хотел маму перехитрить.
Личностные УУД
Проявлять интерес к
изучению темы.
4.Работа по теме урока.
Знакомство с основными этапами жизни поэта.
Первичное восприятие
Проверка первичного восприятия
ПеречитываниеФизминуткаВторичный синтез
Организация групповой работы
Инсценирование
Обсуждение коллективной деятельности

Подведение итогов. Рефлексия
Сегодня мы познакомимся с рассказом «Как Миша хотел маму перехитрить». Написал его Евгений Андреевич Пермяк.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.
В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение (освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное)
В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые рабселькоровские заметки и стихи были подписаны псевдонимом "мастер Непряхин".
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны. 
Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово (рассказ сопровождается презентацией)
За свою жизнь Пермяк написал множество произведений, давайте ознакомимся с некоторыми из них (слайд):
Кем быть?
На все цвета радуги
Сказка о сером волке
Азбука нашей жизни.
Горбатый медведь
Мой край
Последние заморозки
Сказка о стране Терра-Ферро 
А теперь я прочитаю вам рассказ «Как Миша хотел маму перехитрить», а вы внимательно послушайте.
Понравилось? Как вы думаете, этот рассказ смешной или грустный?
Давайте еще раз прочитаем текст
Давайте обсудим ситуацию, которую описывает автор.
Как же Миша хотел перехитрить маму?
Удалось ему это?
Как вы думаете, почему?
Как мама посоветовала Мише проучить вещи?(найти в тексте и прочитать).
Дождутся мама с Мишей результата? Над чем же Миша задумался?
Скажите, вы когда-нибудь были в театре?
С какой целью люди ходят в театр?
Сегодня мы с вами будем учиться инсценировать литературное произведение.
А что нужно сделать, чтобы подготовиться к инсценировке?
Для начала давайте вместе выделим основные пункты подготовки к инсценированию:
Чтение текста
Определение героев
Разделение на части, выделение реплик
4) Выбор интонации, мимики, жестов
5)Распределение ролей
6)Пробное инсценирование 7)СамооцениваниеИменно на эти пункты мы будем опираться при нашей дальнейшей работе (план весит на доске)
Какой первый пункт плана? Так как текст мы уже читали, переходим сразу ко второму пункту.
Назовите главных героев рассказа?
Что вы можете сказать о них?
-Какой по характеру Миша? Выберите нужные слова.
Добрый, спокойный, хитрый, безответственный, лживый, ласковый, неряшливый.
-Какая по характеру мама? Выберите нужные слова.
Спокойная, хитрая, ворчливая, мудрая, добрая.
-Давайте прочитаем текст по репликам и выберем соответствующую интонацию для точной передачи эмоций героев
( презентация: Таблица с текстом произведения и
перечнем эмоциональных состояний героев)
Прочитайте первый эпизод:
«Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
- Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?»
Какие чувства испытывает мама в данном эпизоде?
Давайте выберем слово помощник.
Прочитайте вторую реплику.
« Оно, мама, само отломалось.»Какие чувства в данный момент испытывает герой?
Выберем слово помощник.
(далее по такому же алгоритму производится работа с таблицей)
Одинаковая ли интонация речи героев в начале и в конце рассказа? А что меняется?
Как должна говорить мама в начале рассказа? Какой жест это показывает?
Как меняется ее интонация в конце рассказа? Почему?
А Мишины реплики будем читать с одинаковой интонацией или с разной? Докажите?
Давайте прочитаем текст по ролям и выберем соответствующую интонацию для точной передачи эмоций героев.
Для этого я предлагаю вам разделиться на группы. (по 3 человека)
-Сколько всего будет ролей?
-Я предлагаю вам еще одну роль – роль ТЕАТРАЛЬНОГО КРИТИКА.
Новая профессия - ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК. Что он делает?
Давайте совместно выберем, кто у нас будет театральным критиком. (ученикам дается карточка, по которой он будет оценивать команды)
Теперь разбейтесь на группы по 3 человека и распределите роли (автор, Миша и мама). Распределите реплики и прочитайте их.
Какая команда готова прочитать текст по ролям?
Чтение по ролям в командах
После выступления каждой команды театральные критики анализирует работу по карточке.
Теперь предлагаю вам оценить свою работу. Я раздам вам листки самооценки.
Учащиеся анализируют свою работу на листах самооценки
Какая из команд хочет выйти и попробовать инсценировать произведение?
Инсценирование произведения участниками одной из команд.
Вернемся к нашему плану. Посмотрите на него еще раз, и скажите, все ли пункты плана были выполнены?
Молодцы!
Подумайте и скажите, каким надо быть, чтобы родители были счастливы и гордились тобой?
В учебнике, на с. 83 прочитайте рассуждение известного педагога и писателя В.Сухомлинского.
Как вы понимаете смысл фразы «приносить в дом мир и покой»?
Закончим урок стихотворением Виктора ГинаНе обижайте матерей
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
(У каждого ученика есть карточка со стихотворением)
Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте.
Какие произведения вы читали сегодня на уроке?
Чему они учат?
Назовите авторов этих произведений.
Что вам больше всего понравилось?
Что вызвало наибольшее затруднение?
Домашнее задание:
Страница 83 номер 6. Принести сборники произведений по теме раздела. Уметь рассказать о тех произведениях, которые больше всего понравились.
Вам понравился урок?
Мне было очень приятно с вами работать! До свидания! Слушают текст
Высказывают свои предположения
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные УУД.
- Высказывать своё предположение;
- Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;
Познавательные УУД
Умение строить речевые высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные УУД
(навыки сотрудничества учителя с учениками)
Коммуникативные:
1.Формируем умение слушать и понимать других
2.Формируем умение работать в паре
Регулятивные УУД
Умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку
Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения.
Конспект урока литературного чтения.
Тема: Наш театр. Е.Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;
Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста;
Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям
Планируемые результаты: Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, читать его с выражением, находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, объяснить отдельные выражения в лирическом тексте, ставить вопросы к стихотворению.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.
Подготовка к уроку: подбор и обработка материала по теме: «Биография Е.А. Пермяка»
Тип урока: открытие новых знаний.