Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников



Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников
Основные направления сотрудничества.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги , не могут вызвать у отцов и матерей.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за  так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности  в общем доме «школа-семья».Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.
Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.
Причем, психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда подростковый возраст детей уже наступил и принес свои проблемы. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их родительском пути.
Для того, чтобы психолого–педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для просвещения.
Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит в будущем степень доверия родителей классному руководителю.
Демонстрация видеоматериалов, слайдов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.
Надо отметить, что любой аспект психолого – педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по их запросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Если они задают вопрос, значит, либо проблема, заключенная в вопросе , уже назрела, либо она имеет временной фактор.
 (примерные темы для совместного обсуждения)
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит и кто в этом виноват?
Это происходит потому, что школьная администрация , педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах».Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.
Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей  и учащихся культуры принадлежности к образовательно- воспитательному пространству школы.
Какие аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию и насколько серьезно они должны контролироваться со стороны администрации школы?
Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся.Родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной , традиционной экскурсии по школьному зданию, такую экскурсию могут проводить учащиеся – старшеклассники совместно с педагогом младших классов. Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.
Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых  дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д.
Большое внимание учитель младших школьников должен уделить традициям  проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе.
Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся  класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями, какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши и их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребенком дома, как работать с малышом по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить ребенку непонятный материал, если ребенок встретился с какими-то трудностями.
Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, классный руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел
         Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время
В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях. Родители младших школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и в музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.
Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В некоторых школах есть интересная практика, когда в начальной школе каждая семья должна подготовить один Родительский урок в учебном году. Его тема обсуждается с классным руководителем, а все остальное – творчество семьи.
 Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.
Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
Праздник рождения класса.
Встреча с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой.
Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».
Родительское собрание «Наши первые книжки».
Презентация  классного журнала « Новости школьных уроков».
Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений.
Организация и проведение родительских уроков.
Заседание клуба выходного дня.
10.  День открытых дверей в классе.
11.  Выпуск собственной  родительской газеты силами родителей и детей.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им  и заниматься диагностикой. Однако, речь идет не о психологической диагностике в чистом виде, речь идет о психолого- педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностика в работе классного  руководителя  с классом может быть предварительной , оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют её применения.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.
Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Диагностика в работе классного руководителя —  это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе к друг другу.
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
-родительских собраний
-тематических и индивидуальных консультаций
— внеклассных мероприятий
— организации поездок и экскурсий
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также у родителей и учеников.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»(хотя и этому учить необходимо), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.
Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек(курение, токсикомания, наркомания).Чтобы такая работа в классе была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей.
Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети.
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.
В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи, а также и семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов.
 Формы взаимодействия.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, — создайте необходимые условия для общения с вами.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться  конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.
Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены  классным руководителем и администрацией школы.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым формам работы классного руководителя с семьей можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.
Для того, чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели возможность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.
Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения.
Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя.
Затем классный руководитель анализирует ответы  родителей и на основании данных ответов планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.
 Примерное планирование организации групповой работы с семьей учащихся младших классов на учебный год.
 Сентябрь
Классные родительские собрания совместно с учащимися.Тема собрания»Как здорово, что всем мы здесь сегодня собрались.»
Встреча администрации  учебного заведения с родительскими комитетами младших классов. Анализ работы школы за прошедший учебный год и планы на будущее.
 Октябрь
Мои родительские университеты. Занятие 1. Тема заседания:» Как сохранить здоровье ребенка?»
Вечер вопросов и ответов для родителей первоклассников «Есть проблема – есть решение.» Ноябрь
Родительские собрания» Анализ результатов первой четверти.»Конференция родителей начальной школы «Традиции семьи и их значение в воспитании.» Обмен опытом воспитания детей в семье.
 Декабрь
Мои родительские университеты. Занятие 2. «Правовые знания и их значение в жизни семьи.»Маленькие и большие радости празднуем вместе. Совместное празднование Нового года родителями и детьми.
 Январь
Отчеты родительских комитетов школы о проделанной работе за первое полугодие.
Встреча с психологом и социальным педагогом школы.
 Февраль
Праздничное подведение итогов конкурса»Папа, мама, я – спортивная семья.»
Родительские собрания по теме» Мой вопрос школьному учебнику.» Март
Мои родительские университеты. Занятие 3. «Как научить ребенка быть нравственным.»Родительское собрание»Азбука нравственности.»
 Апрель
Радость творим вместе. Неделя совместного  творческого общения детей и родителей класса.
Круглый стол совместно с администрацией школы на тему «Поговорим? Поговорим!»
 Май
Итоговая отчетная конференция родительских комитетов школы.
Итоговые родительские собрания в классах.
 Июнь
Участие родителей в ремонте школьного здания и подготовке школы к новому учебному году.
Участие инициативной группы родителей в походах и поездках с учащимися класса.
 Наиболее распространенной формой групповой работы с родителями являетсяродительское собрание.
Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.
Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний , заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи  и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным только тогда, когда педагог планирует собрание, пишет его своеобразный сценарий.
К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни  учащихся класса. Для того, чтобы родительское собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый из пришедших на него родителей  должен получить то, что для него особенно актуально. Для этого в содержание родительского собрания можно ввести такие рубрики , которые будут уместны на каждом собрании. Такими  традиционными рубриками могут быть следующие  рубрики:
Из истории воспитания детей в семье;
Великие педагоги мира;
Традиции воспитания народов мира;
Крылатые фразы о воспитании;
Азбука воспитания детей в семье;
Советуем прочесть;
Книжная полка родителей;
Обсудим вместе с ребенком;
Шкатулка мудрости;
Творческая мастерская семьи
Большое значение классный руководитель должен уделить формированию традиций  в проведении родительских собраний. Это позволит сформировать интерес  у родителей  к участию в собрании , ответственность и потребность в участии  в делах классного коллектива.
Какие традиции родительского собрания являются значимыми иэффективными? В первую очередь, это традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Поощрение родителей может осуществляться в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей – помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты.
Огромное значение для родителей , дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может послать как домой ученику, так и на работу его родителей. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Хорошей традицией родительского собрания является и введение в его ход определенных ритуалов. Например, ритуал, который условно можно назвать «Волшебная шкатулка.» Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и помещают письмо в волшебную шкатулку, которая стоит в помещении , где проходит собрание. Такие письма ребята начинают писать уже в первом классе. В своих письмах они могут рассказать о том, что их волнует,  о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.
Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут. Иногда такая традиция становится семейной традицией.
Важными формами групповой работы являются также конференции,  родительские клубы,  встречи родителей с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.
 Индивидуальная работа с родителями.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести  следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.
Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогом, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.
Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:
— родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
— время консультации или беседы должно быть строго оговорено;
— родители не должны ждать под дверью своей участи;
— желательно, чтобы оба родителя присутствовали при встрече;
— необходимо четко формулировать цели консультации, её необходимость и актуальность;
— необходимо дать возможность родителям высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
— все доводы родителей, из аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны;
— в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
— если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;
Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Посещение ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома.
 Примерное положение о родительском комитете класса.
Родительский комитет класса – это объединение родителей для всемерного содействия педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.
Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.
Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который  хранится у председателя родительского комитета.
Положение о родительском комитете класса принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.
  Родительский комитет класса обязан:
Помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
Влиять на формирование культуры родительского общения;
Быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
Стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
Соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и  родителями.
 Родительский комитет имеет право:
Активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
Высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
Принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
Проводить беседы с проблемными учащимися;
Поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав ребенка и семьи;
Привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.