Дидактический материал. Подготовка к ЕГЭ. Паронимы.


Карточка ___
1. Орфоэпия (карточка)
2. Грамматические нормы (карточка)
3. Лексический минимум (паронимы):
Примеры словосочетаний
Прочитай словосочетания, приведи свои примеры лексической сочетаемости слов. 
абонент - абонемент: абонент московской телефонной сети  межбиблиотечный абонемент; абонемент в бассейн, в музей, в консерваторию; концертный абонемент
артистичный – артистический:артистическая жизнь, судьба; артистические способности, наклонности артистичный  ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение  барский – барственный: барский дом, барская усадьба, барские дети  барственная осанка, поза, манера держаться
будний - будничный: будний день  будничное настроение; будничная обстановка, одежда; будничное выражение лица; будничный голос
великий - величественный: великий писатель, композитор, художник, исполнитель, мыслитель  величественная панорама, величественный архитектурный ансамбль, величественное здание, величественные руинывечный - вековой: вечные человеческие ценности, вечные проблемы, вечная шаль на плечах, вечная мерзлота, вечный покой, вечный огонь  вековые дубы, вековая роща, вековой лес; вековые традиции, обычаиводный - водянистый:водная гладь, поверхность; водный стадион, вид спорта; водное пространство, водные поцедуры, водный раствор  водянистые стебли водорослей; водянистый суп, кисель; водянистые глаза; водянистая массавоенный - воинский: военный человек, военная промышленность, военный парад, военный завод, военное производство, военное дело  воинское звание; воинская доблесть, честь; воинская часть; воинский долггарантийный – гарантированный: гарантийный талон, гарантийная мастерская  гарантированный успех, гарантированные права, условия труда и оплаты, гарантированный отпуск
глиняный - глинистый:глиняная посуда; глиняный черепок, горшок; глиняный очаг; колосс на глиняных ногах  глинистые почвы, глинистый сланец, глинистый грунтгуманный - гуманитарный: гуманная профессия, позиция, гуманное отношение, решение, общество, гуманный закон  гуманитарная сфера, наука, проблема; гуманитарные исследования, гуманитарная катастрофадейственный - действительный: действенная помощь, действенное средство, действенные меры, действенная сила  проездной билет, действительный в течение 10 дней; действительный факт, действительная жизнь
деловой - деловитый: деловой стиль одежды, разговор;  деловая встреча, деловое письмо, деловые связи, деловые круги   деловитая походка, деловитый вид, деловитые манерыдельный - деловитый: дельный человек, совет; дельное предложение  деловитая походка, деловитый стиль поведения, деловитые манеры
демократичный - демократический:  демократическое правление, демократический строй, демократическая партия, демократические взгляды  демократичный стиль, демократичная одежда; демократичный клуб, ресторан; демократичное общество, окружениедипломат - дипломант: говорит как дипломат, вести себя как дипломат, профессиональный дипломат  дипломант конкурса
добрый - добротный: добрый человек, добрая улыбка, память, доброе лицо, добрый взгляд  добротная мебель, материя, добротный домединый - единичный:единая позиция по проблеме, единая форма, единое мнение, единый технологический процесс единичный случай, единичное явление, единичное исключение
житейский - жизненный: житейская проблема, житейские мелочи  жизненный интерес, путь; жизненное показание для операции; жизненная удача, драма, трагедиязвериный - зверский: звериные следы, звериное чутьё, звериный орнамент  зверский аппетит; зверское убийство, преступление; зверское выражение лица
земляной – землистый: земляные грядки, земляной холм, земляная насыпь, земляные работы  землистый цвет лица, землистое лицо
злой - злостный: злой взгляд, человек, голос, умысел; злая мачеха, жена; злые глаза, люди  злостный прогульщик, нарушитель, неплательщикинформационный - информативный: информационный носитель, информационная программа, информационные технологии  информативный доклад, информативное сообщение, выступление, информативная статьяискусный - искусственный: искусный мастер, искусный оратор  искусственная весёлость, искусственные ткани, искусственный камень
каменный – каменистый: каменный дом, каменное зодчество каменистая дорога, каменистый берег
командированный - командировочный: работник, командированный в Москву; жить в гостинице как все командированные; командированный из Новгорода командировочное удостоверение; командировочные деньги
комфортный - комфортабельный: комфортная ситуация, атмосфера, обстановка, роль  комфортабельная квартира, мебель; комфортабельный автомобиль, самолёт, теплоход, поездкрасочный - красящий: красочный пейзаж, натюрморт, язык; красочная картина; красочные, яркие цвета лета  красящее веществоледяной – ледовый: ледяная горка, ледяной голос, ледяной ветер  ледовое побоище, ледовый дворец
могучий – могущественный: могучий дуб, могучий торс; могучая грудь, фигура; могучие плечи  могущественное государство, могущественная власть, могущественное влияниенетерпимый – нестерпимый: нетерпимое отношение, нетерпимый поступок, нетерпимое поведение, нетерпимая выходка  нестерпимая духота, боль, жараодеть – надеть: одеть ребёнка, больного, малыша надеть платье, костюм, очки, украшенияпрактичный – практический: практичный человек, практичный шаг; практичная хозяйка, жена, мать  практические занятия, практическая жизнь, практические навыкипредставить – предоставить: представить к награде, представить жениха родителям, представлять интерес  предоставлять возможности, предоставлять документы
поступок - проступок: благородный поступок, самоотверженный поступок, мужской поступок, достойный поступок, совершить поступок допустить проступок, досадный проступок, серьёзное наказание за проступок
сытый - сытный: сытый человек, сытые дети, сытый кот, сытый волк  сытный обед, сытное блюдо, сытный корм
эффективный – эффектный: эффективный метод, способ, эффективное решение  эффектная женщина, эффектные костюмы, эффектная картина
4. Словообразование:
1. Выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую:
Любите стихи беззаветно, самозабвенно. Останьтесь наедине со стихотворением и вы почувствуете всё остальное, что я не сумел сказать о нём.
2.Выпишите слово, образованное способом сложения:
Эти системы стали образцами мертвой этики. Не составили исключения и курсы этики, которые каждому из нас приходилось изучать в вузах, чтобы после окончания экзаменов прочно вычеркнуть из памяти.
3. Определите способ образования слов: снизу, вежливость вдохновение, тишь, тупизна, крик, храп, переходный, глупость, благоговея, ворчливый, стоп-кран, подытожить, парение.5. Орфография. Вставить пропущенную букву. Определите название орфограммы. Вспомните правило.
1 В еж...вых рукавицах
2 жуч...к3 обожж...нное лицо
4 сильный ож...г5 ш...рох6 д...риж...р
7 нож...нка8 волч...нок
9 собач...нка10 книж...нка11 бумаж...нка12 тренаж...р13 плащ...м14 пш...нная каша
15 ш...лковая ткань
16 алыч...вое варенье
17 ретуш...р18 борьба с саранч...й19 распаш...нка20 щ...лочь21 зажж...нная свеча
22 малыш...вая группа
23 крюч...к24 совершить подж...г25 встреча с басмач...м26 парч...вая ткань
27 ж...рдочка28 разрешенный прием
29 челноч...к30 истощ...нная земля
31 холщ...вая рубаха
32 сургуч...вая печать
33 ш..винизм34 разбит паралич...м35 искуш...нный человек
36 обж...гший37 ж...лчный38 стаж...р39 ш...пот
40 обж...раУкажите номера слов, в которых пишется О.
6. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните. Выделите грамматические основы, дайте характеристику каждого предложения. Определите части речи служебных слов.
1)Одежда была теплая платье шерстяное шапка меховая.
2)Душа настоящего человека сложный и самый нежный музыкальный инструмент.
3)В зеркале отражается тело в глазах душа.
4)Кроме чаек в море никого не было.
5)Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.
7. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой.
Выпишите из предложения словосочетания со связью примыкание, которые не в ходят в деепричастный оборот. Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом.
Выпишите из предложения словосочетания со связью управление.
Искренне обрадованные неожиданно богатым уловом, мы немедленно тронулись в путь.
8. Вспомнить правило постановки (,) при союзе И. Знаки препинания расставить. Определить части речи (первые 2 предложения).
Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. Здесь были витые свечи всех цветов радуги и маски клоунов и оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях и золотые бумажные цепи. Всё в ней голос и пуш..к на всем лице и розовые руки было ещё молодо-зелено и напоминало о детскости. Намедни ночью бессонница моя меня томила и в голову пришли мне две-три мысли. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец. Тихое небо скромно мерцающее звездами и неподвижные рябины с черной листвой и еще более черными гроздьями ягод и белые словно меловые тропки пересеченные тенями и полосатый туман вдали за овинами всё было спокойно и бесстрастно.
9. Дайте полную характеристику предложения (схема обязательно).
Как славно что снег идёт и что приехала она и мы одни и с нами музыка наше прошлое и будущее которое может быть будет лучше прошлого и что завтра я поведу ее на свои любимые места покажу Оку поля холмы и лес и овраги.
Карточка ___
1. Орфоэпия (карточка)
2. Грамматические нормы (карточка)
3. Лексический минимум (паронимы):
4. Словообразование:
1. Выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую:
Любите стихи беззаветно, самозабвенно. Останьтесь наедине со стихотворением и вы почувствуете всё остальное, что я не сумел сказать о нём.
2.Выпишите слово, образованное способом сложения:
Эти системы стали образцами мертвой этики. Не составили исключения и курсы этики, которые каждому из нас приходилось изучать в вузах, чтобы после окончания экзаменов прочно вычеркнуть из памяти.
3. Определите способ образования слов: снизу, вежливость вдохновение, тишь, тупизна, крик, храп, переходный, глупость, благоговея, ворчливый, стоп-кран, подытожить, парение.5. Орфография. Вставить пропущенную букву. Определите название орфограммы. Вспомните правило.
1 В еж...вых рукавицах
2 жуч...к3 обожж...нное лицо
4 сильный ож...г5 ш...рох6 д...риж...р
7 нож...нка8 волч...нок
9 собач...нка10 книж...нка11 бумаж...нка12 тренаж...р13 плащ...м14 пш...нная каша
15 ш...лковая ткань
16 алыч...вое варенье
17 ретуш...р18 борьба с саранч...й19 распаш...нка20 щ...лочь21 зажж...нная свеча
22 малыш...вая группа
23 крюч...к24 совершить подж...г25 встреча с басмач...м26 парч...вая ткань
27 ж...рдочка28 разрешенный прием
29 челноч...к30 истощ...нная земля
31 холщ...вая рубаха
32 сургуч...вая печать
33 ш..винизм34 разбит паралич...м35 искуш...нный человек
36 обж...гший37 ж...лчный38 стаж...р39 ш...пот
40 обж...раУкажите номера слов, в которых пишется О.
6. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните. Выделите грамматические основы, дайте характеристику каждого предложения. Определите части речи служебных слов.
1)Одежда была теплая платье шерстяное шапка меховая.
2)Душа настоящего человека сложный и самый нежный музыкальный инструмент.
3)В зеркале отражается тело в глазах душа.
4)Кроме чаек в море никого не было.
5)Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.
7. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой.
Выпишите из предложения словосочетания со связью примыкание, которые не в ходят в деепричастный оборот. Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом.
Выпишите из предложения словосочетания со связью управление.
Искренне обрадованные неожиданно богатым уловом, мы немедленно тронулись в путь.
8. Вспомнить правило постановки (,) при союзе И. Знаки препинания расставить. Определить части речи (первые 2 предложения).
Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. Здесь были витые свечи всех цветов радуги и маски клоунов и оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях и золотые бумажные цепи. Всё в ней голос и пуш..к на всем лице и розовые руки было ещё молодо-зелено и напоминало о детскости. Намедни ночью бессонница моя меня томила и в голову пришли мне две-три мысли. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец. Тихое небо скромно мерцающее звездами и неподвижные рябины с черной листвой и еще более черными гроздьями ягод и белые словно меловые тропки пересеченные тенями и полосатый туман вдали за овинами всё было спокойно и бесстрастно.
9. Дайте полную характеристику предложения (схема обязательно).
Как славно что снег идёт и что приехала она и мы одни и с нами музыка наше прошлое и будущее которое может быть будет лучше прошлого и что завтра я поведу ее на свои любимые места покажу Оку поля холмы и лес и овраги.
Карточка ___
1. Орфоэпия (карточка)
2. Грамматические нормы (карточка)
3. Лексический минимум (паронимы):
4. Словообразование:
1. Выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую:
Любите стихи беззаветно, самозабвенно. Останьтесь наедине со стихотворением и вы почувствуете всё остальное, что я не сумел сказать о нём.
2.Выпишите слово, образованное способом сложения:
Эти системы стали образцами мертвой этики. Не составили исключения и курсы этики, которые каждому из нас приходилось изучать в вузах, чтобы после окончания экзаменов прочно вычеркнуть из памяти.
3. Определите способ образования слов: снизу, вежливость вдохновение, тишь, тупизна, крик, храп, переходный, глупость, благоговея, ворчливый, стоп-кран, подытожить, парение.5. Орфография. Вставить пропущенную букву. Определите название орфограммы. Вспомните правило.
1 В еж...вых рукавицах
2 жуч...к3 обожж...нное лицо
4 сильный ож...г5 ш...рох6 д...риж...р
7 нож...нка8 волч...нок
9 собач...нка10 книж...нка11 бумаж...нка12 тренаж...р13 плащ...м14 пш...нная каша
15 ш...лковая ткань
16 алыч...вое варенье
17 ретуш...р18 борьба с саранч...й19 распаш...нка20 щ...лочь21 зажж...нная свеча
22 малыш...вая группа
23 крюч...к24 совершить подж...г25 встреча с басмач...м26 парч...вая ткань
27 ж...рдочка28 разрешенный прием
29 челноч...к30 истощ...нная земля
31 холщ...вая рубаха
32 сургуч...вая печать
33 ш..винизм34 разбит паралич...м35 искуш...нный человек
36 обж...гший37 ж...лчный38 стаж...р39 ш...пот
40 обж...раУкажите номера слов, в которых пишется О.
6. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните. Выделите грамматические основы, дайте характеристику каждого предложения. Определите части речи служебных слов.
1)Одежда была теплая платье шерстяное шапка меховая.
2)Душа настоящего человека сложный и самый нежный музыкальный инструмент.
3)В зеркале отражается тело в глазах душа.
4)Кроме чаек в море никого не было.
5)Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.
7. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой.
Выпишите из предложения словосочетания со связью примыкание, которые не в ходят в деепричастный оборот. Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом.
Выпишите из предложения словосочетания со связью управление.
Искренне обрадованные неожиданно богатым уловом, мы немедленно тронулись в путь.
8. Вспомнить правило постановки (,) при союзе И. Знаки препинания расставить. Определить части речи (первые 2 предложения).
Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. Здесь были витые свечи всех цветов радуги и маски клоунов и оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях и золотые бумажные цепи. Всё в ней голос и пуш..к на всем лице и розовые руки было ещё молодо-зелено и напоминало о детскости. Намедни ночью бессонница моя меня томила и в голову пришли мне две-три мысли. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец. Тихое небо скромно мерцающее звездами и неподвижные рябины с черной листвой и еще более черными гроздьями ягод и белые словно меловые тропки пересеченные тенями и полосатый туман вдали за овинами всё было спокойно и бесстрастно.
9. Дайте полную характеристику предложения (схема обязательно).
Как славно что снег идёт и что приехала она и мы одни и с нами музыка наше прошлое и будущее которое может быть будет лучше прошлого и что завтра я поведу ее на свои любимые места покажу Оку поля холмы и лес и овраги.