Интегрированный урок музыка+изо, национально-региональный компонент


Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г.Сыктывкара
«Искусство коми народа»
Методические материалы к интегрированному уроку
(музыка, ИЗО) в 4 классе
Составители:
Антонова Г.В.- учитель музыки,
Шушакова А.В. – учитель ИЗО.
Сыктывкар 2015
Урок подготовлен и проведен учителем музыки Антоновой Г. В., имеющей высшую квалификационную категорию, педагогический стаж - 21 год; учителем ИЗО Шушаковой А. В., имеющей первую квалификационную категорию, педагогический стаж - 30 лет.Тема урока: Музыка коми народа (Урок №4 в теме «Музыка моего народа»).
Задачи урока:
1. Формирование общей музыкальной культуры; приобретение учащимися знаний и умений в области музыкальной культуры; приобщение к музыке родного народа; развитие умения «слушать» и «слышать» музыку, анализировать ее.
2. Воспитание у учащихся музыкального, художественного и эстетического вкуса; уважения к ценностям национальной музыкальной культуры.
3. Развитие у учащихся творческого воображения, чувства композиции, умения выражать свое понимание содержания произведения, формировать графические умения и навыки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя музыки:
- Ребята, на прошлых уроках мы слушали с вами произведения коми народной и композиторской музыки. Давайте их вспомним (сюита Ирины Блинниковой, коми народные песни «Козьо, козьо», «Доли - шели...»). В этих произведениях рассказывается о нашем крае, природе, людях нашей земли. А сегодня мы с вами не только будем слушать музыку, но и рисовать те образы, которые она рождает. Обратимся к первому национальному коми балету Якова Перепелицы «Яг - Морт» («Лесной человек»), который был написан в 1961 году. В основу этого балета было положено «Сказание о Яг - Морте». Ребята, вы получили карточки с заданиями. На них написаны вопросы и примерные ответы к ним. Вам нужно выбрать подходящие по смыслу выражения, можно дополнить своими. Послушайте внимательно фрагмент из балета.
Слушая музыку, представьте себе главного героя. Какой он?
(Слушание фрагмента «Тема Яг-Морта» из балета Я. Перепелицы, затем - обсуждение в группах (до 5 минут). После обсуждения заслушиваются ответы представителя каждой группы).- Вот каким вы увидели этого сказочного героя. Таким его нарисовало ваше воображение, а помогла вам музыка.
Правильно ли вы его представили?
Я прочитаю вам отрывок из сказания о «Яг-Морте»:
«Жил в непроходимой чаще леса, в пещере на берегу реки беспощадный лесной человек, жестокий злодей, алчное чудовище. Ростом он был с добрую сосну, имел ужасную образину: лицо черными волосами заросло, черной, как смоль, бородой. Дикие глаза сверкали из-под косматых бровей. Если по лесу шел, руками сосны раздвигал, громогласным голосом говорил - сильный ветер заглушал. Одет был в медвежью невыделанную шкуру, по виду - дикий зверь. Коварные проделки совершал человек-чудище, делал все, что его кровожадная душа хочет. К тому же был он великим колдуном. Похищал женщин и детей, а люди против него были бессильны.»Слово учителя ИЗО. Рисование.
- Ребята, вы поработали в группах, выяснили характерные черты главного героя, представили, как он выглядит, где живет, какие совершает поступки. Музыка нарисовала это в нашем воображении. Теперь мы попробуем все это отразить на бумаге. Каждый из вас нарисует иллюстрацию к этому фрагменту.
Как мы начнем работу?
Начинаем ее с выполнения композиции. Сначала продумайте сюжет. В нем вы должны использовать уже знакомые средства художественной выразительности: высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке, композиционного центра. Подумайте, какие краски можно использовать для передачи сказочного настроения, характеристики главного героя?
Дети работают с эскизами, учитель по ходу работы над ними делает поправки, дает советы по цветовому решению иллюстрации.
Работа над иллюстрацией в цвете выполняется разнообразными художественными материалами: акварелью, гуашью, мелками и т. д.
Во время работы над эскизами звучит музыка «Тема Яг-Морта».
3. Подведение итогов урока, оценивание.
Самые интересные картины вывешиваются на доске, учащиеся рассказывают по ним о своем герое. Отвечают на вопросы:
- Чем интерес был сегодняшний урок? Что запомнилось вам? Что нового вы узнали сегодня на уроке о музыке? Какие средства художественной выразительности вы использовали для передачи характера главного героя?
Приложение
Карточка №1.
О ком рассказывает музыка? Характерные черты главного героя? (Воин-борец, великан, немощный старик, добрый волшебник, жестокий злодей, великий колдун, маленький ребенок, алчное чудище, беспощадный лесной человек).Карточка №2.
Как выглядит главный герой этого произведения?
(Красивое лицо, ужасная образина, ростом с добрую сосну, величиной с ноготок, писклявый голосок, дико сверкающие глаза, черная борода, прекрасные глаза, косматые брови, громогласный голос, изящный костюм, по виду дикий зверь, одет в медвежью шубу).Карточка №3.
Где может жить главный герой произведения?
(Благоустроенный дом, непроходимая чаща леса, широкое поле, центр города, пещера на берегу реки, райский сад, лесные дебри).
Карточка №4.
Какие поступки совершает главный герой?
(Добрые, благородные дела; делает все, что его кровожадная душа хочет; полезные поступки; полезные дела; похищает детей; коварные проделки).
«Жил в непроходимой чаще леса, в пещере наберегу реки беспощадный лесной человек,
жестокий злодей, алчное чудовище. Ростом он был
с добрую сосну, имел ужасную образину: лицо
черными волосами заросло, черной, как смоль,
бородой. Дикие глаза сверкали из-под косматыхбровей. Если по лесу шел - руками сосны
раздвигал, громогласным голосом говорил -
сильный ветер заглушал. Одет был в медвежьюневыделанную шкуру, по виду - дикий зверь.
Коварные проделки совершал человек-чудище,
делал все, что его кровожадная душа хочет. К
тому же был он великим колдуном. Похищал
женщин и детей, а люди против него были
бессильны».