Разработка урока по биологии на тему Корень. Значение. Строение. Корневые системы.

Урок по биологии в 7-К классе на тему "Корень. Внешнее строение корня. Корневые системы."

Учитель; Фомина Марина Алексеевна
Предмет: Биология
Класс: 7-К
Тип урока: урок-исследование.
Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В.Жак).
Триединая дидактическая цель урока:
Познавательная: закрепление понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня. Разъяснение особенностей строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
Развивающая: разъяснение особенностей строения корня и корневых систем. Сравнение строения и развития стержневой и мочковатой корневых систем. Развитие навыков работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Закрепление понятий, анализ результатов своей деятельности и формирование выводов. Развитие творческого мышления и монологической речи.
Воспитательная: демонстрация навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществление сотрудничества в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжение формирования навыков грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.
Методы и приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
3. практические ( лабораторная работа, дидактическая игра). карточки.
Средства обучения:
1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
3.Оборудование:
Демонстрационное – таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”, компьютер, экран.
Лабораторное –, гербарий с разными корневыми системами.

Литература:
1.З.А.Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.
1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана-Графф, 2004.-224 с.: ил.
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.- 352 с.- (В помощь учителю).
3. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991.
5. Биология. Еженедельная учебно-методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. / № 47, 2004.
6. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.
7. Электронная библиотека “Просвещение”, 6 класс.
8. 1-С Репетитор. Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока.
1. Организационный момент: 1-2 мин.
2. Этап актуализации и мотивации знаний: 5 мин.
Как вы думаете, что общего между домом и растением. Рисунок № 1. Почему дом крепко стоит на земле, а растение удерживается в земле при сильном ветре?
Да, ребята все дело в основании дома и корне растения. Они укрепляют дом и растение.
Вы догадались, что сегодня мы с вами поговорим о корне, о его значении, строении и корневых системах.
Учитель читает стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!
(В.Жак)
3.Повторение пройденного материала – 8-10 мин.
Учитель: все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?
Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).
Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.
Учитель: на прошлых уроках мы изучили общие вопросы строения тела растений, выяснили функции вегетативных органов растения – корня и побега. Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.
Учитель обращает внимание учащихся на строки из стихотворения, которые приведены в качестве эпиграфа к уроку и которые выступают в качестве главной идеи урока:
“ Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!”
Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Давайте вспомним что такое корень? Какие корневые системы вы знаете? В чем их особенности?
Учитель: Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.
Кончик корня покрыт корневым чехликом, защищающим его от механических повреждений. Далее расположена зона деления клеток. Возникающие при этом новые клетки составляют зону роста. За ней находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски.
Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.
В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) . У других растений в почве растет много примерно одинаковых по толщине корней, которые образуют как бы мочку, а главный корень не выделяется, такую систему называют мочковатой. Мочковатая система состоит из нескольких тонких главных и отходящих от них боковых корней, а также большого количества придаточных корней. Такая корневая система бывает только у травянистых растений – пшеница, ячмень, кукуруза, мятлик, лук, тюльпан и др.
3. Исполнительный этап: 15 мин. - объяснение учителя и выполнение исследования.
Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей и выполнить лабораторную работу.
Исследовательская работа
“Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.
Учитель сообщает цель исследовательской работы.
- Исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с гербарием, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем;
Учитель раздает гербарии растений и предлагает изучить данные растения по плану и результаты записать в таблицу:
Название растения
Тип корневой системы
Описание
Рисунок









4. Диагностика – 5 мин.
Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.
1 вариант.
1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система стержневая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы и .
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется.
3. Все корни растения составляют его .
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются корни.
5. Корень всасывает воду и минеральные вещества благодаря наличию .
2 вариант.
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. У одуванчика корневая система стержневая.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен корень.
2. Кончик корня покрыт .
3. Корневая система пшеницы называется.
4. Боковые корни развиваются как на корне, так и на корнях.
5. Главный корень развивается из.
Тест
1.Корень – это:
надземная часть растения
подземная часть растения
2.Виды корней:
1. главный, мочковатые, боковые
2. главный, боковые, придаточные
3.Корневая система – это:
1. все корни одного растения
2. все корни 2 растений
4.Типы корневых систем:
1. мочковатая и стержневая
2. главная и боковая
5.Видоизменения корней:
1. корнеплоды, корневые шишечки
2. плоды, корнеплоды

Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
5. Закрепление – 5 мин.
Организуется работа учащихся по вопросам (используется компьютерная презентация). Приложение 1.
Какие функции выполняет корень?
Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
Что такое корневая система?
Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?
Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?
Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?
Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.
Учитель подводит итоги урока:
-Ребята, мы выполнили задачу урока?
-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
- Было ли вам интересно?
6. Домашнее задание – 2 мин.
1. Изучить параграф 13, знать основные понятия.
2. Написать сообщение на тему:
“Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!”

Заголовок 115