Урок по русскому языку Удвоенные согласные


Удвоенные согласные 3 класс
I Этап: Самовоспроизведение к деятельности
Начать сегодняшний урок мне хочется со слов:
«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»
- Как их понимаете?
- Когда и кому бывает на уроке скучно?
- Всегда ли скука зависит от учителя?
Давайте сегодня поработаем так, чтобы нам с вами не было скучно.
II этап: Актуализация знаний.
- На доске находятся условные значки, которыми мы часто пользуемся при моделировании. Дав им характеристику, распределите в две группы.
ο-безударный гласный звук.
□-парный согласный по зв/глух.
∩-корень слова – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
¬-приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых однокоренных слов.
∆-сонорные звуки, звуки особой звучности.
[ ]-транскрипционные скобки.
ó-ударный гласный звук.
˄-суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых однокоренных слов.
(Получились 2 группы: ο □ ∆ ó [ ]¬ ∩ ˄)- Почему так распределили?
(Все о звуках – первая группа. О составе слова – вторая группа)- Что является объектом изучения в русском языке (Слово)
- Мы живем в мире слов, каждое слово – маленькое чудо. Часто слова на людей обижаются. С чем это может быть связано? (Неправильно слова произносят, а еще чаще неправильно пишут)
- Отчего так происходит? (Произношение расходится с написанием)
- Как называется то место в слове, которое по слуху написать нельзя? (орфограмма)
- Какие бывают орфограммы? (Слабых позиций, сильных позиций, не связанные с обозначением звука)
- Когда говорим слабые, сильные позиции, что имеем в виду? (Положение звука)
Двое учеников у доски работают в таблице.
сильная позиция слабая позиция
ó [у] ο
□ ο
□□
□ [в, в'] □
□□ (кроме □, [в, в']- Какая позиция является сильной для гласных? (Под ударением)
- Почему? (все звуки бывают в этой позиции, слышаться четко, нельзя ошибиться в написании)
- Слабая позиция? (Без ударения)
- Почему? (По нормам произношения звуки [э][о] в безударные слоги не входят, их заменяют другие, а значит не все звуки бывают в этой позиции; можно ошибиться в написании)
- Что еще надо добавить? ([у] в сильной позиции всегда, т.к. ни с кем не чередуется и нельзя ошибиться в написании)
- Бывают ли сильные и слабые позиции у согласных? (Да, у парных)
- Почему ведем речь о парных? (Они чередуются в парах)
- Какие позиции для согласных сильные? (Перед гласным, перед сонорным согласным, перед звуками [в][в'])
- Слабые позиции согласных? (На конце слова, перед согласными, кроме сонорных и звуков [в][в'])
- Зачем нам знать сильные и слабые позиции звуков? (Чтобы проверять)
- Об орфограммах какой группы говорим? (Орфограммах слабых позиций)
- Какой общий способ проверки этих орфограмм? (Звук в слабой позиции обозначается той же буквой, что и в сильной)
- Это и есть основной закон русского письма. Правильно ли я вас поняла, чтобы правильно написать орфограмму слабой позиции, я должна найти сильную позицию звука? (Да)
- Вопрос за малым, а как эту сильную позицию найти? (Подобрать однокоренное или форму слова, чтобы звук был в сильной позиции, т.е. изменять слово)
- Мне кажется, мы забыли сказать о еще одном важном моменте. (Звук в слове обозначается по своей сильной позиции в той же части слова)
- В какой части слова мы уже научились проверять безударные гласные. (В корне)
- А как вы думаете, как безударные гласные будем проверять в других частях слова. (Не знаем, но раз закон всеобщий, видимо так же)
- Это мы говорили об орфограммах слабых позиций. Какие орфограммы этой группы вы уже изучили? (Безударные гласные в корне, парные согласные по зв/глух, непроизносимые согласные)
- Что объединяет все эти орфограммы? (Перед написанием мы ищем сильную позицию звука)
- Что отличает все орфограммы сильной позиции? (Пишутся по правилу)
- Какие орфограммы сильной позиции изучали? (Жи – ши, цы – ци, ъ/ь, удвоенные согласные)
- И третья группа орфограмм? (Не связаны с обозначением звука: большая буква, предлоги, пробел, знаки препинания)
В результате диалога, на доске появиться запись:
слабой позиции
(безуд.гласн. в корне
парные согл. по зв/гл
непроизносим. согл.)сильной позиции
(жи – шицы – циъ/ьудв. согл.)не связанные с обозначение звука
(большая буква,предлоги,
пробел,
знаки препинания)
Орфограммы
III этап: Постановка проблемы
[ана и филип прач'итали ашышках раскас]
- Прочтите транскрипционную запись на доске. Спишите ее в тетрадь.
- Кто же прочитал рассказ о шишках? (Она или Анна)
- Почему возникло разночтение? (В словах нет ударения)
- Я ставлю ударение в первом слове, в остальных вы сами. (Один ребенок работает у доски)
- Так кто же прочитал рассказ? (Анна)
- Все ли вас устраивает в моей транскрипционной записи? (Нет, не отмечена долгость [н]) Дополняют запись. ана- Сделайте буквенную запись этого предложения, подробно комментируя выбор буквы и графически выделяя орфограммы.
(Анна), пишем с большой буквы, эта орфограмма не зависит от обозначения звука, люди так договорились. Пишу удвоенную -н, т.к. звук долгий, это не орфограмма, подчеркивать не буду…

На доске появилась запись: Анна и Филип прочитала о шишках расказ.
- В буквенной записи есть ошибки, как можно проверить? (По словарю орфографическому) Филипп, рассказ
- Почему ошиблись при написании (Новая орфограмма)
- Почему в слове Анна не было проблем? (Долгота звука подсказала)
- Легко ли ориентироваться по долготе звука для написания удвоенной согласной? (Нет)
- А все потому, что долгота звука не характерна для русского языка.
- И все же есть у удвоенных согласных секрет, позволяющий понять причину их написания, пусть не у всех, но хотя бы у какой-то группы слов. Хотите секрет узнать? (Да)
- Это есть тема нашего урока. Зафиксируем ее на доске: Удвоенные согласные.
IV этап: Поиск решения
- Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенными согласными. Свои выводы оформите графически.
Работа в группах идет с набором слов: рассказ беззаботный рассмешил группа касса профессия
Вывод, сделанный детьми:
(В первой группе слов удвоенная согласная – результат словообразования, на стыке приставки и корня. Во второй группе удвоенная согласная написана в корне. Причина написания неизвестна, видимо так договорились люди.
- Но ведь для договора должны быть причины… Когда возникают затруднения, к чему мы обычно обращаемся? (К словарям)
- Предлагаю на выбор: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический.
Дети, посовещавшись в группах, выбирают этимологический. (Свой выбор аргументируют).
После работы со словарями дети делают вывод: все слова иностранного происхождения)На доске появляется запись:GruppeKasseProfession
- Как вы думаете, легко ли жить словам иноязычного происхождения в русском языке? (Думаем что нет, т.к. они здесь чужие).
- Конечно, ведь им приходится приспосабливаться к нашим законам. У некоторых слов это получилось так хорошо, что мы считаем их своими, забыв об их происхождении. А другие слова так и продолжают жить по своим законам…
Дети замечают, что «у себя на родине» слова тоже писались в удвоенной согласной.
(Так наверное люди договорились оставить им удвоенные согласные «на память». Это их связь с родиной…)Совместно с детьми оформляется вывод:
Удвоенные согласные в корне – один из опознавательных признаков слов иноязычного происхождения. Это традиционное написание, основанное на этимологии.
V этап: Первичное закрепление
(работа в парах)
- подчеркните только те слова, которые относятся к теме сегодняшнего урока Массаж, оттаял, синее, ввинтил, кроссворд, рассердился, аттестат (проверка, аргументации детей)VI этап: Самостоятельная работа
А сейчас я расскажу историю. В ней будут встречаться слова с удвоенными согласными. В тетрадь списывайте только те слова, которые относятся не только к теме, но и непосредственно к сегодняшнему уроку
(текст на экране)
Интересен мой рассказ
Захожу я утром в класс
Вижу – слон сидит за партой
Орфограммы учит кот
Вожжи мыши взяли в рот
А проказница мартышка
С умным видом смотрит в книжку…
Не соврала вам ни на грош
Просто очень сон хорош.
(проверка)
VII этап: Включение в систему знаний и повторение
- Какой же секрет удвоенных согласных удалось нам узнать? Причины их написания? (Результат словообразования, на стыке приставки и корня;
Традиционное написание, основанное на этимологии слова)- Давайте нашу орфограмму поместим в нашу таблицу, к какой группе отнесем? (Сильной позиции, т.к. запоминаем слова, не проверяем)
VIII этап: Рефлексия
- С какой проблемой столкнулись?
- Какие знания, умения помогли решить проблему?
- Что на уроке было главным, а что интересным?
Д/з: Выясните причину написания удвоенных согласных в словах:ванна
рассвет
русский
Как знать, может быть вам удастся сделать еще одно открытие, о чем и расскажите на следующем уроке.