Доклад на тему Пути эффективного взаимодействия в режиме: учитель-ученик

МБОУ «Приреченская СОШ»
Рузаевского муниципального района



МЕТОДИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Пути эффективного взаимодействия в режиме: учитель-ученик, ученик-учитель.



Учитель английского языка:
ПАВЛОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА


2012
Мудрость жителей пустынь гласит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Применительно к иностранному языку это означает: иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Совершенно очевидно, что без активного взаимодействия педагога и ученика о результативности в обучении иностранному языку не может быть и речи.
Думаю, что каждый из коллег со мной согласится: на начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает.
Можно ли изменить ситуацию? Что для этого необходимо сделать? Эти вопросы крайне актуальны сегодня. Вспомним один из лозунгов проекта «Наша новая школа»: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Раскрыть способности каждого ученика в условиях падения интереса к учёбе, знаниям нелегко.
В.Ф.Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была продуктивной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол», такие условия, при которых каждый ученик реализует свои способности?.
Многие педагоги справедливо считают, что начинать следует с мотивации. Решение проблемы «Развитие мотивационной сферы при обучении английскому языку» позволит существенно повысить качество обучения.
Пробудить у ребёнка интерес к изучению английского языка, сделать процесс обучения посильным и радостным – задача непростая, но решаемая.
Очень важно убедить детей и их родителей в том, что в современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе образованного и успешного человека, способного жить и творить без знания английского языка.
В своей работе я постоянно подчеркиваю, что знание английского языка даёт возможность широко пользоваться Интернетом, раздвигая языковые барьеры, создаёт предпосылки для культурного и карьерного роста.
Для поддержания мотивации и формирования устойчивого интереса младшеклассников к изучению английского языка стараюсь максимально использовать игровые ситуации. Как горят глаза детей, когда в гости к ним на урок приходят сказочные герои, приглашая в путешествие по стране «Английский алфавит»! Эффективны игры: «Снежный ком», «Угадай-ка», «Найди пару», «Крестики-нолики», «Аукцион». Использование песен, стихотворений рифмовок, танцевальных элементов позволяет создать благоприятный психологический климат на уроке, помогает сохранить интерес к английскому языку.
Светлее, веселее, интереснее! Вот принцип, с которым нужно подходить к подготовке любого урока иностранного языка. Нестандартность в организации урока, с самого его начала, привлекает внимание детей. Если сегодня мы начинаем урок со стихотворения по ролям, завтра – с песни, послезавтра – с рифмовки – интерес к английскому языку не угаснет. Я придерживаюсь правила: «Изобретать, совершенствоваться, перепробовать десятки методов и выбрать наиболее эффективные». Каждый творчески работающий учитель не может не согласиться с Джоном Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра».
Увлечь современных школьников предметом гораздо сложнее, чем это было двадцать и даже десять лет назад. Не случайно такое широкое распространение сегодня получили нестандартные уроки, где дети могут не только получить знания, но и в полной мере проявить себя. Очень нравятся ребятам ролевые игры. Так, на уроке по теме «Добро пожаловать в Лос-Анджелес» мои девятиклассники выступили в разных ролях: режиссёра, оператора, претенденток на главную роль в новом фильме. Девятиклассницы в роли актрис старались произвести впечатление на членов жюри, когда читали стихи, сонеты Шекспира, исполняли музыкальные произведения. Каждая из трёх команд представила на этом этапе урока презентации о Калифорнии. Интересно было школьникам и следующее задание: соревнование с виртуальным знатоком английского языка.
Конечно, такой урок требует серьёзной подготовки, но как он запомнился ребятам!
В последнее время в школах стала популярна проектная деятельность. Она позволяет включить всех учеников в активную творческую работу. Изучение темы «Британский парламент» не вызывает у восьмиклассников особого восторга. Но стоило школьников озадачить созданием проектов, как отношение изменилось. Помимо тщательного изучения материала учебника восьмиклассники работали с дополнительной литературой, материалами Интернета. На заключительном занятии дети представили презентации; особый интерес вызвало обращение королевы Елизаветы к Британскому парламенту, заседание Палаты общин.
Работа над проектами расширяет познавательный кругозор учащихся, позволяет осуществить межпредметную связь. Если в вышеназванном проекте прослеживалась тесная связь с историей, то в проекте семиклассников «Окружающая среда» естественна связь с экологией. Проект – плакат представляет собой изображение дуба: перевернув его листья, мы прочтём советы семиклассников по защите окружающей среды.
Работа над проектом, как правило, происходит в атмосфере увлечённости, творчества, эмоционального комфорта, что, несомненно, влияет на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.
Проектная деятельность сегодня немыслима без информационных технологий, таких привлекательных для школьников.
Не секрет, что дети гораздо быстрее, чем мы, осваивают компьютерные новшества. Они охотно консультируют нас, педагогов, с удовольствием помогают учителю в создании презентаций, подборе видеоматериалов. Им нравится тестирование в отличие от диктанта, заданиям на компьютерных носителях отдаётся предпочтение. При всех плюсах компьютерных технологий педагоги столкнулись с серьёзной проблемой: далеко не каждый ребёнок может выбрать полезную, проверенную информацию в необъятном океане Интернета, и поэтому роль учителя – консультанта здесь очень велика.
Авторитет предмета, престиж иностранного языка находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы. В этом учебном году 24 моих ученика приняли участие в конкурсе «Британский бульдог», 17 – в конкурсе «Альбус».
На прошедшей неделе ярко, увлекательно прошёл праздник «Путешествие в Английский язык» для учащихся 2-5 классов. Ежегодно я готовлю праздники с элементами театрализованного представления к Дню Святого Валентина для старшеклассников. Дети первой и второй ступени с удовольствием участвуют в конкурсах стихов, играх, инсценировках. Особой популярностью у школьников пользуются виртуальные путешествия по англоязычным странам. Привлекает ребят и такая форма, как написание писем Санта-Клаусу.
На значимость английского языка я стараюсь обратить внимание школьников во время экскурсий. При посещении института механики и энергетики школьники убедились, что на «ты» с новейшими приборами и механизмами может быть только человек, хорошо владеющий английским (большинство инструкций было на английском языке).
Общение с иностранцами в сувенирной лавке во время экскурсии в Москву позволило моим одиннадцатиклассникам реально оценить свои знания по английскому языку.
Как всякий учитель английского языка, хочу, чтобы мои ученики хорошо говорили по-английски, стараюсь помогать им образовать себя, ввести их в общечеловеческую культуру.
Наш труд нелёгок, но интересен. Я люблю свою профессию, потому что постоянно ощущаю нужность детям. Каждый день я узнаю что-то новое и делюсь своими знаниями с учениками. Когда чувствую усталость, перечитываю совет профессора В.М.Лизинского: «дело не в том, чтобы выползать с урока, отдав, как на войне, все силы, а в том, чтобы ученики ушли с урока довольными и готовыми идти на следующий урок с удовольствием. Это зависит от привлекательности самого учителя, привлекательности содержания, интересных форм, используемых на уроке, и тех способов поддержки и поощрения, которые использует учитель».
Но только вы не мешкайте, не ждите,
Не останавливайтесь на пути.
И если быть счастливыми хотите,
Другому нужно счастье принести.
Б.Дубровин.

15