Урок «Лес – многоэтажный дом»


Тема урока: «Лес – многоэтажный дом».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Задачи:
создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса;
воспитывать необходимость бережного отношения к лесу, как части природы, его обитателям, рационально использовать богатства леса.
Планируемые результаты:
метапредметные: формировать представление о лесе, его ярусах, видах леса.
личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;
регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
метапредметные: Формировать представление о лесе, его ярусах,видах леса.
личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности; формировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к уроку;
регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им.
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
метапредметные: Формировать представление о лесе, его ярусах,видах леса.
личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности; формировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к уроку;
регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и
следовать им.
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Ход урока
Рефлексия. Организационный момент.
-Друзья мои, я очень рада, Придя в приветливый ваш класс,И для меня уже наградаВнимание ваших умных глаз.Я знаю, каждый в классе гений,Но без труда талант не впрок.Давайте начинать урок.
- Ребята, кто из вас любит ходить в гости? А кто любит, когда к нему приходят гости? К нам тоже сегодня пришли гости. Поприветствуйте гостей.Ну и все вместе мы отправимся в один необычный дом. А с каким настроением надо ходить в гости? - Давайте улыбнёмся друг другу так, как никогда еще не улыбались. Пусть прекрасное настроение останется с нами до конца урока.2.Сообщение темы и цели урока. (звучит музыка леса) - Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
- Куда же нас пригласили? (в лес)
Кто из вас был в настоящем лесу?
А как вы думаете с чем можно сравнить лес?
- Да, лес и его обитатели.
- Девизом нашего урока будут слова
Николая Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать».
-Какие задачи мы будем решать на уроке? (познакомиться с лесом и его обитателями; учиться бережному отношению к лесным жителям)
- Эта информация поможет вам ориентироваться в природе леса, а в дальнейшем, пригодится на уроке биологии в старшей школе.
Какая же тема урока?
3. Новый материал.
- Когда мы приходим в гости, что говорим хозяину? - Давайте будем вежливыми и поздороваемся с лесом.
на экране:- Здравствуй, лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес.Всё открой, не утаи.Ты же видишь – мы свои!- Ребята, а где можно найти объяснение слова «лес»? (в словаре)- Да, в толковых словарях С.И.Ожегова и В.И.Даля.Вот что сказано в словаре Ожегова: «Лес - множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами».
- Ребята, вы согласны, что лес это одни деревья? (нет, ещё кустарники, травы, цветы, грибы)- Как много жильцов в лесу! Неужели они не мешают друг другу? Чтобы их всех расселить, каким должен быть дом? (большой и многоэтажный)
Так с чем же можно сравнить лес?
- Тогда давайте попробуем расселить их в лесном доме. Что это сделать давайте обратимся к нашим учебникам стр. 41-42 и пока читаете придумайте по одному вопросу и решите кому вы его хотите задать.
И так кто будет занимать верхний этаж? (деревья)- Это светолюбивые растения. Назовите, какие деревья встречаются в наших лесах. (ель, сосна, дуб, клён, берёза, липа)- На этаж ниже поселились растения, которые меньше нуждаются в солнечном свете –это …? (кустарники)- Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева один толстый ствол, покрытый корой. У кустарника несколько стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики).
- Назовите кустарники наших лесов (рябина, калина, орешник, малина, сирень). - На самом нижнем этаже света совсем мало. Живут там самые низкие и теневыносливые травянистые растения. Чем они все похожи? (У них тонкие стебельки зелёного цвета, легко ломаются).
- У каждого дома есть фундамент – основание, на котором дом держится. Он находится под землёй. У леса, что является фундаментом? (корни растений)
- Лесные этажи называются ярусами. -Известно ли вам лексическое значение слова ЯРУС?
-Что мы делаем, когда не знаем значения слова? (Обращаемся к словарю)
-Я прочитала в словаре Ожигова слово ярус – означает ряд горизонтально расположенных предметов.
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, кто я?»
-У вас на столах лежат изображения части растений. Рассмотрите их. Какие у них характерные особенности. Что их объединяет. Чем они отличаются? Идет работа по группам «Угадай, кто я?» (Вывешиваю плакат с деревьями, кустами, травами)
1 группа – получают конструктор дерева.
(вывешивают на доску, дают характеристику)
А какое дерево является символом России. (берёза)
Сообщение о берёзе
А кто знает Символом Липецка какое дерево является.
Сообщение о липе
2 группа – получают конструктор кустарника.
-Какие кустарники вы знаете?
А при заболеваниях гриппа и ОРВ плоды какого кустарника нам пригодятся.
Сообщение о смородине
3 группа - получают конструктор трав.
-Какие травы вы знаете?
Ребят, как вы думаете, как связано название этого растения с нами. Вы все посещаете школьный кружок ромашка.
Сообщение о ромашке.
Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.
Физкультминутка.
- Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнём.
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Долго по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху),
И нас лучики согрели (тянутся к солнышку.).
Бабочки кругом летали,
И нам крыльями махали. (Машут руками.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику. (Приседания)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк. (Дети садятся за парты.)
Работа по карточкам. (парная работа) - Человек не любит одиночества. Растения тоже редко растут вдали друг от друга. Чаще собираются компаниями. Каждая компания имеет своё название. Поиграем в игру «Найди пару». В первый столбик записаны названия деревьев, во второй – соответствующее ему название леса, где растут только эти деревья. Если затрудняетесь, можно найти помощь в учебнике на стр.40.Дуб березнякель осинниксосна липовыйберёза дубраваосина ельниклипа сосновый бор
Зарядка для глаз. - Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, и заметить, что в классе сделано из дерева.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг,Где стена и где окно,Глазкам видеть всё дано.Я закрою глазки вдруг,И опять смотрю вокруг.
- Что в классе сделано из дерева? (полы, шкафы, парты, стулья, рамы, линейки, бумага) Значение леса
- Многие из вас хоть раз ходил в гости в лес. А зачем вы туда ходили? (за ягодами, грибами, вениками, дровами, подышать свежим воздухом, отдохнуть, полюбоваться красотой леса). - Приходя в гости, как мы себя должны вести?
- Если лес даёт нам так много, какой вывод мы должны сделать? (лес надо беречь)
Работа в парах. - Прочитайте текст и найдите ошибки в поведении человека в лесу, обведите красным карандашом (работа по карточкам).
Текст: «С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, наломали прутиков и начали протыкать его ими». - Давайте проверим, насколько вы добры и внимательны к лесным жителям (презентация).- Надеюсь, вы никогда не допустите таких ошибок.
3.Закрепление изученного. Работа в группах.
- Посмотрите на репродукции картин в учебнике на стр. 43-44. Удалось ли художникам передать красоту лесов России?
- Давайте и мы побудем немного художниками. На первом ряду работает одна мастерская, на втором – другая, на третьем – третья. Вспомните, о чём мы говорили на уроке, из чего состоит лес, и придумайте сюжет своего пейзажа.
Сколько ярусов будет в вашем лесу.
Пока дети рисуют, звучит песня «Берегите лес»
- Выставка работ, защита.
4.Итог урока. Рефлексия.
- Как говорится: «В гостях хорошо, а дома лучше». Давайте попрощаемся с лесом (машут рукой).
Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь лесным жителям, добрым отношением к ним. Но особенно мне понравилась работа…
- Вспомните, что вы должны сделать дома? Узнать много нового и интересного о мире растений вы можете из энциклопедий, а также из произведений Пришвина, Сладкова, Бианки.
- Что вы узнали на уроке?
- Какие вопросы у вас ещё возникли?
- Что больше всего понравилось?
- Какие выводы вы для себя сделали из этого урока?
Сегодня все должны понять:Природу надо охранять.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Пока шёл урок, выросло вот такое деревце. Оно без листочков, но это не беда, мы его оживим! Зеленые листочки - хорошее настроение, синие листочки – совсем не порадовал вас урок…
- На память о нашем уроке я каждому из вас дарю памятку «Если вы заблудились в лесу». Прочитайте её, пожалуйста, и запомните.
Если вы заблудились в лесу, первое и основное правило безопасности: ни в коем случае не подавайтесь панике!