Статья на тему Формирование основ безопасности дорожного движения детей, как необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы дополнительного образования


Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом творчества Советского района»
филиал «Соколенок»
ДОКЛАД
Формирование основ безопасности дорожного движения детей, как необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы дополнительного образования
Составил: педагог дополнительного образования
Бадмажапова Сэндэма Васильевна

25 МАРТА 2016
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда ребёнок с ранних лет становится участником дорожного движения, актуален вопрос его обучения основам безопасного поведения, сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного и школьного возраста.
ДЕТИ – ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ЦЕЛЬ: - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ, ДОРОГАХ И В ТРАНСПОРТЕ, - ПОДГОТОВИТЬ СОЗНАТЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
ЗАДАЧИ:
Изучение Правил дорожного движения и применение их в практических жизненных ситуациях;
Формирование у обучающихся потребности в соблюдении Правил дорожного движения;
Вовлечение наибольшего числа детей в работу по пропаганде безопасного дорожного движения, здорового образа жизни;
Овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
Ознакомление с профессиями, связанными с дорожным движением;
Организация и участие в массовых мероприятиях по пропаганде безопасного дорожного движения;
Овладение умениями оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
Развитие внимательности, сосредоточенности, творческих и мыслительных способностей обучающихся.

Как научить ребёнка сознательно относиться к выполнению правил дорожного движения?
Необходимо ставить спектакли, проводить беседы, викторины и соревнования, применяя разные формы обучения, но все это необходимо выполнять в целостной системе. Соединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания. МАОУ ДО филиал «Соколенок» организует работу по изучению правил дорожного движения с учащимися МОУ №37 2,3, 5, 6 классов для воспитания ответственных участников дорожного движения.
В основе системы моей работы – взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, учителей школы) и использование активных и интерактивных методов обучения, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся.
Коммуникативная компетенция – основа выстраивания взаимодействия на любом занятии или мероприятии. Важно обеспечить максимальную включённость каждого участника в продуктивное общение. Больше всего я обращаю внимание на то, как дети формулируют ответ, высказывают свою мысль, отвечая на вопросы, которые не должны предполагать однозначного ответа («да», «нет»), стимулируют их к обоснованию своей точки зрения. Это важно, поскольку в век информационных технологий многие современные дети испытывают дефицит полноценного речевого общения.
Надо создать ценностно-смысловую компетенцию через формирование положительного отношения к учению, познавательной деятельности, включённость в творческий процесс, осознание себя как личности и как гражданина, понимания необходимых действий, ориентированных на правила дорожного движения.
Большое внимание уделяется формированию учебно-познавательной компетенции через постановку цели, для достижения которой учащимся необходимо составить план своих действий, преодолеть возникшие трудности, внести, по необходимости, коррективы в своё решение. Так, например, готовя ответ на задание «Определи знак», группа составляет план ответа, определяет последовательность действий, готовит полный ответ, формулирует свои мысли в словесной форме в соответствии с поставленными задачами. Предлагаю учащимся подготовить доклад, реферат на заданную тему. У детей формируется информационную компетентность – это умение пользоваться компьютерными источниками информации, самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую литературу, составлять план, тезисы. Особо значимой в этом вопросе является проектная деятельность, в которую учащиеся включаются с большим интересом.
Особенностью процесса обучения в учреждениях дополнительного образования детей является то, что он выстраивается, исходя из интересов, потребностей, мотивов ребёнка. Постоянно ставлю задачи: поддерживать, подогревать этот интерес, развивать мотивацию к познанию, творчеству, расширять потребности ребёнка. Наиболее эффективно это можно сделать, применяя интерактивные методы в процессе обучения. Это своеобразное решение многих проблем: процесс обучения становится ещё увлекательнее, интереснее, усиливается значимость и ответственность каждого ребёнка, каждый воспитанник чувствует себя творцом или соратником педагога.
Основным средством развития компетенций школьников являются игровые технологии, позволяющие организовывать разнообразные виды деятельности и поддерживать постоянный интерес обучающихся к изучению Правил дорожного движения, их активность. Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь.
Игровые технологии обеспечивают детям психологический комфорт, укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие. Их применение способствует развитию познавательных интересов, логического мышления, творческих способностей, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели [1].
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко используются самые разнообразные игры: с элементами физических упражнений и спорта; ролевые и ситуативные игры; дидактические, интеллектуально-познавательные.
Таким образом, выстраивая работу с детьми по формированию безопасного поведения на дороге, нужно предусматривать включение их в активно-деятельностную среду, которую успешно могут создать разнообразные методы и приемы, мероприятия, подобные акции «Перекрёсток без опасности».
Предложенные формы и методы работы не только систематизируют теоретические знания детей, но и закрепляют их на практике, расширяют представления о причинах дорожно-транспортных происшествий, о работе инспекторов ГИБДД, о собственной роли в создании безопасности на дороге, формируют причинно-следственные связи, закрепляют коммуникативные навыки, развивают логическое мышление и умения планировать свои действия, что имеет важное значение при переходе современного образования на новые образовательные стандарты.
Заключение
Подводя итоги можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности дорожного движения является актуальным. Это связано с потребностью общества в социально- адаптированной личности. Современная окружающая среда требует адекватного поведения младшего школьника на дороге. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация экспериментальной программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицах, беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности» и т.д.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей.
В экспериментальную работу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма, что является здоровьесберегающим компонентом в ДО.