Внеклассное мероприятие Откуда есть пошла славянская письменность


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Васильевская основная общеобразовательная школа»
«Откуда есть пошла славянская письменность»
Учитель русского языка и литературы-
Земцева Наталья Михайловна.
2016 год.
Ход внеклассного мероприятия.
(Слайд 2.)
Ученица .Каждый год 24 мая на русскую землю приходит праздник весны - юный и древний: «День славянской письменности и культуры». В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита, великих Кирилла и Мефодия.
(Слайд 3)
Ученик. История поставила их имена в ряд с величайшими сынами человечества, ведь именно они принесли на землю славян свет письменности и знаний. Эти святые издавна считались на Руси покровителями «книжных людей» и учащихся
Ученица. И в XIX, и в начале XX века в нашей стране отмечался этот праздник, им заканчивался учебный год. А потом на многие десятилетия о нем забыли. И лишь с 1987г. в нашей стране вновь стал отмечаться праздник «День славянской письменности и культуры», а с 1991 он получил государственный статус.
Ученик.
Итак, давным-давно, более тысячи лет назад, братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. Сегодня мы расскажем вам, как это было.
(Выходят девушка и парень в национальных костюмах, звучит музыка – русские гусли)
(Слайд 4)
Ученица. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых лет.
Вспоминай их добрым словом!
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Ученик . (Слайд 5 .Монах в келье.)
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах…
(Выходит монах со свечой в руках, садится за стол, берет перо)
Монах-летописец.
Еще одно, последнее сказанье,
И летопись окончена моя.
Исполнен труд, завещанный
От Бога мне, грешному.
Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству научил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд, усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду,
И пыль веков, от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Еще одно, последнее сказанье…
Ученик. (Слайд 6-10. Славяне) Гой вы, славные наши жители.! Расскажу вам не сказку, а быль о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.
Жили-были тогда добры - молодцы, красны девицы-раскрасавицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать и письма писать.
Ученик . Слайд 11
Но это не значит, что славяне были темными и неграмотными в то время, когда другие народы уже читали и писали книги. Они тоже писали, только по-своему. Один из видов письма – предметный. Славяне делали зарубки на деревянных «памятных» дощечках или, как говорили, «на носу». «Зарубить себе на носу» означало запомнить. Также у славян было принято «узелковое». Узелки завязывались по-особому, чтобы вспомнить о чем-то. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые волхвами или кудесниками. Правда, «веревочные» книжки оказались недолговечными – клубки могли разматываться, веревки рваться, а слова - узелки легко забывались.
Ученица . (Слайды 12-14. Славянские божества)До X века у славян не было единого бога, и они верили в разных богов. Такая вера получила название языческой. Древние наши предки называли своими богами воду, землю, солнце, ветер. Хорс – бог солнца, Сварог – бог огня, Даждьбог – бог дождя , Макошь – богиня земли и жизни, Перун – сначала покровитель грома и молнии, покровитель воинов, а затем и главный бог. Каменных и деревянных истуканов, которых сами же сотворили, они пытались задобрить – приносили им жертвы.
Монах-летописец. (Слайд 15. Князь Владимир). И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса , Даждьбога и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. (Слайд 13. Идолы)Ученик. Кроме названных богов, на Руси почитали и многих других. Практически каждое племя поклонялось своим богам или возвышало одних над другими, и такое разноверие продолжалось вплоть до вступления во власть князя Владимира. В 980г. он возвысил над другими языческими богами Перуна, Даждьбога, Стрибога, Мокошь, Хорса.
Ученица .. Слайд 16 -17 .Крещение Руси
Но Русь не приняла этой реформы, несмотря на то, что в столице ежегодно проводили пышные праздники в честь этих богов. Люди продолжали молиться разным.
Руси нужна была единая религия, и князь Владимир остановил свой выбор на византийском православии.
Итак, в 988г. Владимир крестил Русь византийским крестом.
Монах-летописец
…Владимир велел изрубить всех деревянных идолов и старшего, Перуна, бросить в воду, а народу велел креститься, и обратился к городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». И все люди шли креститься и говорили друг другу: «Пойдем креститься в новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняли бы ее!» Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду. И греческие священники крестили всех.
Ученик. После святого крещения были разрушены идолы, пропали волхвы, забылись их тайные письмена, а чуть позже возникла и письменность на Руси, пришедшая сюда из Византии и Болгарии. Так как же овладевали грамотой славяне?
Монах-летописец (Слайд 18. Кирилл и Мефодий).Если спросите у славян-грамотеев: «Кто вам азбуку сотворил или кто книги перевел, - все знают и ответят – святой Кирилл-философ и Мефодий, брат его…»«Если спросить, когда это было, знают и это скажут: во времена греческого царя Михаила, и болгарского князя Бориса, и моравского князя Ростицы, и блатенского князя Коцела, в 863г. по Рождеству Христову».
Ученица .В 822 – 907г. на Среднем Дунае существовало славянское государство Моравия, включавшее в себя территорию современной Словакии, Венгрии, Чехии, часть Польши и Украины.
И вот, однажды, славянский князь Ростислав из Моравии отправил к византийскому царю Михаилу посла со словами: «Земля наша крещена, но нет учителя, который бы наставил и поучил нас, и разъяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского, одни учат нас так, другие по-другому, от того не знаем мы ни букв, ни начертаний. Пошлите нам учителей, которые бы могли рассказать о книжных словах и о их смысле. Мы, Божию милостию, здоровы, и вот пришли к нам учители многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который нас наставит всякой правде».
Ученик. В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) на берегу Эгейского моря жили два брата Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий. Были они люди мудрые и хорошо знали славянский язык. Вообще, Кирилл знал геометрию, астрономию, грамматику и 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали философом. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.
Ученик. И вот братья приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, а помимо этого в их миссию входила и проповедь Христианства, хотя Константин считал, что без письменности христианское просвещение невозможно. 24 мая 863г. в городе Плиске (в те времена столица Болгарии) Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

Ученик. (Слайд 19. Глаголица.)Кирилл, на основе греческого письма, создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку. Ряд ученых предполагает, что Кирилл создал две азбуки: глаголицу и кириллицу. Глаголица содержала в себе 40 букв и использовалась для записи церковных текстов на старославянском языке.
Учитель. Слайд 20
Форма букв глаголицы была чрезвычайно сложной и замысловатой, со множеством петель и завитков. Скоро она вышла из употребления, но, наряду с греческим алфавитом стала основой для составления впоследствии кириллицы, которую после смерти Кирилла доработали его ученики и сподвижники, назвав ее в честь своего учителя. (Слайд 17. Кириллица)Ученик. Славянская азбука-кириллица содержит 43 буквы. Обратите внимание, что каждая из них была особенной – имела свое имя: а –« аз», б – «буки», в – «веди», г –« глаголь» и т.д. Название букв должно было напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой». Само название «азбука» образовано от двух первых букв- «аз» и «буки», а «алфавит» – от греческих «альфа»+ «вита»= алфавит
Ученица. Слайд 21. Евангелие
Буквами можно было обозначать и числа: буква «аз» обозначала 1, «буки» - 2, «веди» - 3 и т.д. Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, мягкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А первой книгой, переведенной братьями на славянский язык, стало «Евангелие»: «Вначале было слово, и слово было Бог…»
Ученица. Старославянский язык, на который были переведены богослужебные книги, очень понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, то они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов – “Слово о полку Игореве”, “Поучение Владимира Мономаха”, “Житие Александра Невского”
Учитель . Слайд 22. Послушайте отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь. (Чтение отрывка по ролям) .Федосов В. и Емельянов И.
Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука. Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?
Внук: добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глаголь.
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Внук: Это вы кричите…
Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и
за это я тебе дам пятак…
Учитель.
Кирилл и Мефодий воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь братья посвятили учению, служению славянам, не придавая значения почестям и славе.
Ученик. К сожалению, Константину не суждено было вернуться на родину. Когда он вместе с Мефодием приехал в Рим, то тяжело заболел там, принял монашеский постриг, здесь-то как раз он и получил имя Кирилл, и через несколько часов скончался, не дожив до 42 лет. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. А похоронен он в Риме.
Ученик. Слайд 23.
Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер в 885г., был похоронен в Моравии.
Ученица. Слайд 24. В старину книги писались от руки и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывая каждую буковку.
Учитель .Слайд 25.Буквица
Гусиное перо обмакивали в баночку с чернилами, которые тщательно подбирались; писали даже растворенным золотом или серебром. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение “начать с красной строки”. Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами.
Ученик . (Слайд 26 . Петр Первый)
Славянский алфавит просуществовал на Руси более семи столетий. Лишь в царствование Петра Первого были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омега».
Ученик .Слайд 27.Современный алфавит
Во второй половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми
буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «И краткое» и «Е»
В 1918г. была проведена еще одна реформа, в результате которой убрали
буквы: «ять», «фита», «ижица» и «ер» на конце слова. Современный вариант азбуки содержит оптимальное количество букв – 33, которые легко произносятся и пишутся.
Ученица. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.
Ученик. Слайд 28. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.
Ученица. По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и МефодийЗа труды свои прославляются.
Ученик. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
(Чтецы уходят, выходят ведущие)
Ученик.
Многие столетия наши предки читали книги и творили молитвы на церковно-славянском языке.
Ученик.
Когда слышишь этот древний язык, кажется присоединяешься к тем, кого уже давно нет, вспоминаешь о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем»
Монах-летописец. (Слайд 29. Славяне). «…были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церкви прилежны, на пирования скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали…»
(Монах уходит)
Учитель.
Старославянизмы в современном русском языке относятся к пассивному словарю, но интересен тот факт, что некоторые из старославянских слов возрождаются и становятся весьма актуальными в наше непростое время. Это такие слова, как: великодушие, благополучие, благословение, милосердие. Эти слова должны занимать почетное место в нашем языке.
Ученик . Не перечислить всех богатств славянской речи. Речи, без которой не было бы произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого и других великих классиков.
Ученица. Давайте же бережно относиться к нашему языку, подаренному нам нашими предками. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавалось великое русское слово. И нам его хранить и обогащать. Стихотворение Ивана Бунина «Слово». (Слайд 24. Бунин. Музыка)Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Ученица.
В заключение нашего мероприятия хотелось бы еще раз отметить, что 24 мая во всех странах, где живут славяне празднуют День славянской
письменности и культуры. Благодаря Кириллу и Мефодию мы имеем самый
красивый и богатый в мире русский язык, который дал нам великих поэтов и писателей.
Ученик. (Слайд30. Памятник Кириллу и Мефодию) Неугасимая лампада в Москве на площади горит,
Там памятник стоит двум братьям, навек закованным в гранит.
От них язык свой знаем мы с древнейших дней, от «аз» до «буки»,
От них мы грамотой сильны, другие познаем науки
(На сцену выходят все участники)
Учитель.
Будем же чтить славных предков наших и помнить их великие дела на благо Отечества!
Ученик. Слайд 31 . Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы? (Слайд 26. Славяне)Все: Мы – славяне!
Учитель. Слайд 32
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле кто вы?
Все: Мы – славяне.
Спасибо за внимание.