Размышления на тему Я современный учитель


Я современный учитель?
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов. (Петр Калита)
Передо мной встает вопрос: «Я современный учитель?» Ответ на этот вопрос постараюсь найти в « Профессиональном стандарте педагога», ведь пройдет менее года и меня, учителя математики, будут оценивать исходя из требований профессионального стандарта. В профессиональном стандарте педагога обозначено все то, что должен уметь современный педагог, именно не учитель, а педагог. Профессиональный стандарт в определенной степени является идеалом, к которому, тем не менее необходимо стремиться. Исходя из стандарта, учитель должен быть отчасти психологом, отчасти воспитателем, отчасти социальным педагогом. А значит, моя деятельность как учителя математики включает не только обучение, но и воспитательную и развивающую деятельность. Отдаю себе отчет, что учителям коррекционной школы и бессменным классным руководителям, повезло, ведь перед нами всегда ставилась задачи: обучающая, развивающая и воспитательная и всем этим направлениям уделялось большое внимание. Современный учитель ведет учеников в незнакомую жизнь, помогает приобретать все новые и новые знания и умения их обретать. Современный учитель - наставник, открывающий двери в мир высоких технологий и быстро меняющейся социокультурной среды. Сегодня перед учителем действительно встают задачи, которых не было буквально 15-20 лет назад, а именно: научить человека жить в современной высокотехнологичной среде. Как учитель математики всегда уделяла большое внимание формированию необходимых жизненных компетенций, особенно так важных для умственно отсталых детей экономических и временных компетенций.
В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психологическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. В «Стандарте» напрямую указывается на необходимость психологической подготовки. Мне повезло, я прошла переподготовку по программе «Специальная психология», стараюсь применять полученные знания и умения в работе классного руководителя.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Конечно, и сегодня состав коррекционной школы неоднороден, на уроках математики я использую дифференцированный и индивидуальный подход, разрабатываю требования к знаниям и умениям каждой группы. Но в школе уже сейчас появились дети со сложным дефектом, с умеренной степенью умственной отсталости, дети-аутисты, с которыми я ещё не работала. Таким образом, скоро мне придется осваивать новые компетенции, которым сложно полностью соответствовать и без которых будет очень трудно работать
Современный учитель должен «идти в ногу со временем», использовать в своей работе современные педагогические технологии (в том числе информационные) и методики, инновации, владеть материалом, знать современные тенденции развития образования и т.д.
Методическая работа по изучению, апробации и внедрению инновационных и интерактивные технологий, прохождение курсов на базе школы позволило внедрить в свою деятельность ИКТ, проектную деятельность, групповые формы работы, формирующую оценку. Но в этом направлении важно не останавливаться и продолжать активно осваивать инновационные технологии.
Стандарт предъявляет высокие и разносторонние требования к профессионализму педагога. Насколько высоки эти требования я поняла изучив раздел «Преподаватель основной и средней школы» и модуль «Преподавание. Математика». Большинство компетенций в этом модуле не востребованы в нашей коррекционной школе.
Курсы, организованные на базе школы преподавателями ЛГУ имени А.С. Пушкина и ЛОИРО, школьные спец. семинары позволили расширить многие знания и умения меня как учителя. Изучая «Стандарт педагога», поняла, что о большинстве компетенций я имею представление. Конечно, я осознаю, что предстоит большой труд по освоению новых компетенций и расширению и переосмысливанию старых.
Учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам.
Мой выбор – постижение мира вместе с моими учениками, которых родители доверили мне, учителю. Я обязана вести за собой детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы они не становились ненужными. Я должна научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».