Урок обучения чтению Русский алфавит

Урок обучения чтению в 1 классе.
У. М. К. «Школа России»
Русский алфавит.
Тип урока. Урок обобщения полученных знаний
Цель. Обобщить знания обучающихся об алфавите.
Задачи:
Повторить и закрепить имеющиеся у первоклассников представления о буквах русского алфавита.
Формировать представление обучающихся о происхождении слов «Алфавит» и «Азбука».
Формировать умение расставлять слова в алфавитном порядке.
Развивать устную речь.
Совершенствовать навыки полноценного чтения.
Развивать навыки делового сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Формировать положительную мотивацию к учению.
Формировать ценностное отношение к русскому алфавиту.
Метапредметные результаты:
Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в групповой и парной работе.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения.
Формировать навыки сотрудничества.
Предметные результаты:
Знание алфавита, умение располагать слова в алфавитном порядке.
Формировать интерес к родному языку и литературе.
Оборудование.
Для учителя: Карточки из приложения, азбука
Для обучающихся: азбука, письменные принадлежности.







Этапы
Содержание
Х – р деятельности обучающихся
УУД

Организация начала урока 1 минута
Учитель приветствует детей. Предлагает поприветствовать друг друга.
Ученики приветствуют друг друга, учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
Регулятивные УУД:
Волевая саморегуляция

Вводная беседа
2 минуты
- Что обозначают выражения:
«Клевать носом», «Зарубить на носу», «Чесать языком», «Ломать голову».
Сегодня на уроке нельзя клевать носом и чесать языком, а нужно чаще ломать голову и всё важное, о чем говорят, зарубить на носу.

- Будем придерживаться этого вывода. Для того чтобы нам определить тему нашего урока надо будет поломать голову над ребусами.
Для выполнения задания разделимся на группы по цвету кружков на ваших рабочих местах.
Объясняют выражения.















Делятся на группы.
Познавательные УУД:
- анализ с целью выделения признаков.
Регулятивные УУД:
- контроль
Коммуникативные УУД:
- умение точно выражать свои мысли, определение способов взаимодействия.
ЛичностныеУУД:
- нравственно – этического оценивания.


Целеполагание
3 минуты
- Расшифруйте слова по первым буквам предметных картинок.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

- Как связаны между собой эти слова?
- Какая будет тема нашего урока?

- Чем мы будем заниматься на уроке чтения?

У каждой группы получается по одному слову
АЛФАВИТ, АЗБУКА, БУКВА

Алфавит и азбука состоят из букв.

Алфавит и азбука

- Мы сегодня вспомним русский алфавит, будем учиться располагать слова в алфавитном порядке, читать.
Регулятивные УУД:
Целепологание (постановка учебной задачи)
- оценка (выделение и осознание, того, что уже усвоено и того, что подлежит усвоению)
Познавательные УУД:
- общеучебные (формулирование познавательной цели)
- логические (выдвижение гипотез и их обоснование)

Усвоение нового материала
7 минут
- Что обозначает слово АЛФАВИТ?
- Что обозначает слово АЗБУКА?
- Мы проверим правильность наших предположений, прочитав тексты, которые есть у вас на рабочих местах.

- Что вы узнали об этих словах?
- Как появилось слово «Алфавит»? «Азбука»?
А знаете ли вы алфавит и умеете ли в нём ориентироваться, мы сейчас посмотрим.
- Сколько букв в русском алфавите?
«Буквы строго встали в ряд»
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки?
- Как узнать, сколько в слове слогов?

- Сколько букв, не обозначает звуков?
- Какие буквы обозначают только твёрдые согласные звуки?
- Какие буквы обозначают только мягкие согласные звуки?
- первая в алфавите
- 33 в алфавите
- Буква, обозначает гласный звук, но не бывает заглавной

Рассуждения детей.

Дети читают тексты напечатанные на карточках для слабочитающих и беглочитающих детей. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Отвечают на вопросы по содержанию текста.





-33

10
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Ь, Ъ

Ш, Ж, Ц

Ч, Щ, Й
А
Я

Ы

Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, выслушать собеседника
Познавательные УУД:
- логические (построение доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование)
Регулятивные УУД:
- Волевая саморегуляция
- контроль


Физминутка
1 минута
Изобразите буквы с помощью своего тела.
Дети выполняют задание
Регулятивные УУД:
- Волевая саморегуляция
- контроль
ЛичностныеУУД:
- смыслоопределение значения зарядки, физминутки и др. для здоровья.



Закрепление полученных знаний
12 минут
- Кто может произнести алфавит наизусть?
- Для чего человеку нужно знать алфавит наизусть?




Расположите имена в своей группе в алфавитном порядке.


- Как вы думаете, а есть ли алфавит в других языках?
- Рассмотрите латинский алфавит.
- Сколько букв? Есть ли буквы похожие на буквы русского алфавита? Обведите их в кружок. Поделитесь результатами с соседом.
- Когда мы используем буквы латинского алфавита?

- Несколько человек произносят алфавит.
- Чтобы располагать фамилии, слова в словарях, книги в библиотеке, карточки в поликлинике, чтобы легче находить нужную информацию.

Представление своей работы.
Остальные дети сигнальными карточками оценивают правильность ответов групп.


Дети рассматривают.





На уроках математики.

Подготовленный ученик рассказывает «Это интересно» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
Познавательные УУД:
- действия постановки и решения проблем
- общеучебные (поиск и выделение информации)
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество
Регулятивные УУД:
- контроль (сличение результата действия с заданным эталоном, обнаружение отклонений).
- коррекция (внесение необходимых изменений).
- оценка (осознание качества усвоения материала)




Работа по совершенствованию читательских умений.
13 минут
Об алфавите и буквах написано много рассказов и стихов, с одним из них С. Маршака мы познакомимся сегодня.
- Текст читает учитель.
- О каких ключах идет речь?
- Сколько это «три десятка с лишним»?
Какие чудесные края тебе смогут открыть буквы русского алфавита?




Следят по учебнику.
Буквы русского алфавита.

33

Книги.
Самостоятельное чтение стихотворения.
Чтение вслух.
Познавательные УУД:
- действия постановки и решения проблем
- общеучебные (поиск и выделение информации)
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество
- умение выслушать одноклассника
Регулятивные УУД:
- контроль (сличение результата действия с заданным эталоном, обнаружение отклонений).
- коррекция (внесение необходимых изменений).
- оценка (осознание качества усвоения материала)


Итог
1 минута
- Какая была тема?
- Что мы узнали?
- Желающие могут выучить это стихотворение.


Регулятивные УУД:
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено).

Рефлексия
1 минута
- Мы повторили русский алфавит, совершенствовании свои читательские умения, а теперь оцените свою работу на уроке. Раскрась страницы книги в зеленый цвет если на уроке ты был активным, смог выполнить все задания самостоятельно или совместно с группой, если ты испытывал затруднения – желтый, не получилась работа – в красный.
Дети раскрашивают страницы книги на эмблемах.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Используемая литература.
В.Г. Горецкий «Азбука» 1 класс 2 часть. - Изд-во Просвещение, 2014.
О.Е. Жиренко «Методические рекомендации к урокам литературного чтения». – Москва «Вако», 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
.   Разгадай ребусы
________________


________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Почему алфавит так назвали?
Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит на своём, строго определённом месте. И у каждой из них есть своё имя.
Слово «Алфавит» пришло к нам из Греции. Там первые две буквы назывались так – «альфа» и «вита». Именно так и возникло слово «алфавит».
А в русском языке первые две буквы назывались: «аз» и «буки». Так получилось слово «азбука».

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Это интересно знать.
 Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Обведите в наборе букв только буквы из русского алфавита и прочитайте слово.

W Ч Z Т S S Е Z Н D И D W S W Е



Рисунок 215