Схемы анализа и самоанализа урока учителем Схема анализа урока в системе личностно-ориентированного образования (по Е.В. Бондаревской)


Схемы анализа и самоанализа урока учителем
Схема анализа урока в системе личностно-ориентированного образования
(по Е.В. Бондаревской)
Подготовка учителя к уроку (выясняется в беседе с учителем)
Какую роль учитель отводит данному уроку в личностном развитии учащихся?
Задачи урока, их связь с задачами образовательной области, предмета, темы.
Когда проводилась исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности учащихся? Как использовались результаты диагностики при постановке задач урока, определении его содержания?
Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на данном этапе?
1.5.Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке; в чем продвинулись способные, средние и слабые учащиеся?
Организация урока.
Какие задачи были поставлены учителем перед учащимися? Удалось ли привлечь самих учащихся к постановке задач урока и его организации? Как учащиеся поняли задачи урока, и как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы?
Была ли создана мотивация предстоящей учащимися деятельности? Как был разбужен их интерес, возникло ли у учащихся желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, продвинуться в развитии?
Как учащиеся участвовали в организации урока: имели ли место взаимное обучение, взаимный контроль и оценка, какие роли выполняли учащиеся на уроке, кто принял на себя ответственность за организацию, порядок, дисциплину на уроке?
какова организационная структура урока? Можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели? Как изменялась деятельность учащихся на каждом этапе? Какие познавательные и личностные задачи они решали на каждом этапе?
2.5. Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.
Содержание урока.
Какие ценности были положены в основу содержания обучения на данном уроке и стали ли они предметом обсуждения с учащимися?
Какие глобальные и более частные проблемы развития человечества и человека были включены в содержание урока?
Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались? Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов? Была ли создана ситуация выбора (теории, системы, определения, способа решения задачи, проблем для обсуждения и т.д.) и как учащиеся проявили себя в этом выборе?
Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами познавательной и практической деятельности овладели учащиеся на данном уроке? Участвовали ли учащиеся в творческом поиске, в чем он состоял, каковы элементы, результаты творческой деятельности («произведения», созданные учащимися, «открытия», поставленные проблемы и т.д.).
Какими способами личностного развития, «строительства» собственной личности овладели учащиеся:
умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления;
умением общаться, коммуникабельностью;
умением сотрудничества и взаимопомощи;
умением саморегуляции, самоконтроля, самодисциплины;
умением самопознания, рефлексии и др.
В чем состоял развивающий характер содержания обучения на данном уроке?
Имели ли место дифференциация и интеграция содержания?
Технологии обучения.
Как была организована самостоятельная творческая работа учащихся на уроке?
Какими методами, приемами учитель приводил учащихся в состояние активности?
Имело ли обучение диалогический характер? Возникали ли у учащихся вопросы к учителю? Друг к другу, к учебнику и т.д.?
Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке? Имела ли место индивидуальная поддержка?
Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся?
Как предупреждались затруднения учащихся, и устанавливалась обратная связь?
Какие из современных технологий обучения использованы учителем?
Каков эффект технологии, использованной учителем?
Экология урока.
Состояние здоровья учащихся класса и его учет на уроке.
Какое настроение было у детей на уроке, не возникали ли состояния подавленности, агрессии, неудовлетворенности, пассивности, нежелания работать? Что было причиной подобных состояний? Не переутомились ли дети?
Достаточно ли были нагружены все учащиеся, не было ли перегрузки учебным материалом? Пережили ли дети радостное чувство успеха?
Условия (внешние, материальные) обучения в данном помещении.
Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимопонимание и взаимная забота учителя и учащихся - в чем они проявлялись? С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?
Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке.
Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта и уважение к ним, независимо от их успехов в учении?
Понимает ли учитель детскую психологию, причины поведения детей, все ли его действия, поступки и оценки были педагогически целесообразны и справедливы?
Хорошо ли учитель владеет специальными знаниями по предмету, умеет ли увлечь учащихся наукой, возбуждать интерес к учению, выстроить систему собственных доказательств тех или иных вопросов?
Были ли на уроке творческие педагогические находки, проявил ли учитель вдохновение, фантазию, импровизацию, артистизм, индивидуальный педагогический почерк?
Умеет ли учитель гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы, владеет ли искусством проблемного изложения материала и ведения эвристической беседы?
Не проявлял ли учитель раздражительность, недовольство детьми, не повышал ли на них голос, не нарушил ли нормы культурного поведения и педагогической этики?
Как учитель относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других детей, не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам и ответам детей?
Общая оценка урока как элемента системы личностно-ориентированного образования:
урок был хорошо подготовлен (недостаточно подготовлен) для решения задач личностного развития учащихся, обеспечил (не обеспечил) их продвижение в развитии и усвоении знаний;
урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культурособразности, индивидуально-личностного подхода;
ученики чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили субъектные свойства (активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, научным поискам, открытиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию и др.) учитель использовал (не использовал) гуманистические педагогические технологии, реализовал стратегию сотрудничества, педагогической помощи и поддержки учащихся, умело сочетал фронтальную работу с классом с индивидуальной работой с отдельными учащимися, поощрял индивидуальные творческие достижения детей;
общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению и самоопределению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта, стимулировали личные смыслы учения.
Карта наблюдения
I. Эффективность урока*
Требования к деятельности учителя Требования к деятельности учащихся
(К4)
Организаторской
(К1) Обучающей
(К2) Воспитывающей
(КЗ)
1 2 г 4 5 6 7 8 9 10 К1К2КЗ К41. Выполнение плана 1. Наглядность 1. Нравственная направленность 1. Познавательная активность
2. Эффективность использования 2. Научность 2. Формирование трудовых и учебных умений и навыков 2. Интерес к предмету
3. Гигиена 3. Прочность осознанности ЗУНОВ 3. Экономическое, экологическое воспитание 3. Степень самостоятельности
4. Обратная связь 4. Доступность, посильность 4. Умственное воспитание 4. Актуализация знаний
5. Уровень педагогического мастерства 5. Проблемность5. Физическое и
гигиеническое воспитание 5. Уровень анализа
6. Организация
урока 6. Связь с жизнью, практикой 6. Эстетическое
воздействие 6. Развитие речи
7. Качество
речи учителя 7. Оптимальность выбора задач 7. Связь с жизнью 7. Навыки коллективной работы
8. Рациональное
использование времени 8. Оптимальность выбора методов 8. Оценивание
учащихся 8. Умение работать на доске
9. Педагогический такт и внешний вид 9. Уровень контроля
и требовательности 9. Стиль работы учителя 9 Организованность и дисциплинированность
10. Соблюдение правил труда и техники безопасности 10. Объем домашних заданий 10. Воспитательное значение деятельности
учителя 10. Внешний вид
Каждый пункт оценивается от 1 до 3 баллов, (К1)+(К2)+(К3)+(К4) . 100%
n
Опорные таблицы и схемы для анализа урока
Организационный этап
Дидактическая задача этапа Подготовить учащихся к работе на уроке
Содержание этапа Взаимные приветствия учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания.
Условия достижения положительных результатов Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований
Показатели выполнения дидактической задачи этапа Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организации внимания всех учащихся
Этап проверки домашнего задания
Дидактическая задача этапа Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки
Содержание этапа Выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков знаний и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов
Условия достижения положительных результатов Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить степень выполнения домашнего задания большинством учащихся класса
Показатели выполнения дидактической задачи этапа Возможность учителя за короткий промежуток времени (5—7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся, типичные недостатки усвоения, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, высокая степенб определения качества знаний материала, изученного учащимися дома
Этап всесторонней проверки знаний
Дидактическая задача этапа Глубоко и всесторонне проверить знания1—4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования опрашиваемых и весь класс
Содержание этапа Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся, оценка знаний, умений, навыков
Условия достижения положительных результатов Использование самых различных методов проверки заданий, начиная с фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой,
которая дает возможность за 10-15 мин получить ответы на 10-20 вопросов; постановка дополнительных вопросов для прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы, создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапеПоказатели выполнения дидактической задачи этапа Установление не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости, их оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон и их анализ, умений, навыков и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихсяЭтап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Дидактическая задача этапа Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
Содержание
этапа Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала, показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы
Условия достижения положительных результатов
1 Предварительное формулирование учителем цели, оценка значимости для учащихся нового материала, учебной проблемы; фиксация этого в поурочном плане, умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями, навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимися цели на различных уроках
Показатели выполнения
дидактической задачи этапа Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах)
Этап усвоения новых знаний
Дидактическая задача этапа Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах; добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения систематизации новых знаний, усвоения путей, способов, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки
Содержание этапа Организация внимания; сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися
Условия достижения положительных результатов Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, более полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений, вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся, запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта, использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, постановки перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала (когда это возможно), актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, словарная работа
Показатели выполнения дидактической задачи этапа При использовании эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения
Этап проверки усвоения учащимися нового материала
Дидактическая задача этапа Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы
Содержание этапа Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий
Условия достижения положительныхрезультатов Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или направить
ответ ученика, найти другое, более рациональное решение, и т.д.; учет количества и характера дополнительных ответов при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала
Показатели выполнения дидактической задачи этапа Учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и сильных учеников
Этап закрепления нового материала
Дидактическая задача этапа Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Содержание этапа Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала, закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знании
Условия достижения положительныхрезультатов Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний
Показатели выполнения дидактической задачи этапа Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи, воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий
Этап информации учащихся о домашнем задании (инструктаж по его выполнению)
Дидактическая
задача этапа Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
Содержание этапа Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов работы (как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники)
Условия достижения положительныхрезультатов Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов, дифференцированный подход к отбору учебного материала, задаваемого на дом
Показатели выполнения дидактической задачи этапа Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками