Создание технологии оценки достижений метапредметных результатов освоения основной программы в рамках ФГОС по русскому языку и литературе»


«Создание технологии оценки достижений метапредметных результатов освоения основной программы в рамках ФГОС по русскому языку и литературе».Учитель русского языка и литературы Куданкина ВВ.МАОУ «Ермолинская ООШ МониторингМониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проблема разобщённости научного знания«Метапредметный подход в образовании, и соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того , чтобы решить проблему разобщённости, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов».Нина ГРОМЫКО, заместитель директора НИИ ИСРОО  Метапредметный подход в обучении.«Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета;Метапредмет основан на интеграции;Метапредмет-это предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительно-деятельностный тип интеграции учебного материала;Метапредмет – это новая образовательная форма. Актуальность обусловлена необходимостью разработки нового инструментария для оценки достижения метапредметных результатов основного общего образования в условиях реализации ФГОС.Новизна разработки заключается в попытке объединить в различных мониторинговых исследованиях ФГОС, взаимодополняющие виды деятельности, способствующие достижению метапредметных результатов учащихся.Цель данной разработки заключается в проектировании эффективной технологии оценки достижения метапредметных результатов по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи1. Проанализировать общие подходы федерального государственного образовательного стандарта к построению системы оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Апробировать существующий диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС. 3. Разработать диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе. 1.Совершенствование технологии оценивания достижения метапредметных результатов при обучении русскому языку.2. Повышение мотивации в учении.3. Рост качества знаний обучающихся. 4. Формирование исследовательской культуры учащихся, умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой, материалами сети Интернет. 5. Повышение эффективности образовательного процесса.6. Выявление наиболее одаренных учащихся по предмету и развитие их творческих возможностей.Планируемые результаты Применяя метапредметный подход, ориентируемся на развитие у учеников базовых способностей:мышлениевоображениепониманиецелеполаганиедействие Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметностиУченик сам узнаёт способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.Создаются условия для того , чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы:что именно он мыслительно проделал. Виды метопредметов«Знание»«Знак»«Проблема»«Задача» Ситуация»«Схема» «Смысл» реализует основную цель - обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов. «Знак» «Знание»является одной из форм работы, нацеленной на формирование у школьников теоретического мышления посредством введения их в культуру работы со знаниями. «Задача»учащиеся осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах. «ПРОБЛЕМА»Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Что оценивать?Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные, то есть умение действовать в различных ситуациях (учебных или жизненных). Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;Способность к сотрудничеству и коммуникации;Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений практику;Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексииОбъект оценки: • стартовой диагностики;• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;• защиты итогового индивидуального проекта.Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: Оценка метапредметных результатовСодержание оценкиОбъект оценкиПроцедуры оценкисовокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т.е. умение учиться.сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действийа) внутренняя накопленная оценкаб) итоговая оценка проектисследовательская работа портфолиокомплексные контрольные работыНовые формы оценки метапредметных результатов Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность.Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества.Познавательные:работа с информацией и учебными моделями;использование знако-символических средств, общих схем решения;выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.Метапредметные результаты МЕТОДЫ ОЦЕНКИ:наблюдение,оценка процесса выполнения,тестирование ,оценка открытых и закрытых ответов обучающихся ,оценка результатов рефлексии , портфолио обучающегося ,выставки и презентации.Метапредметные результаты Кроссворды, ассоциативные кроссворды, викторины, игры, конференции, виртуальные экскурсии, проектная и исследовательская деятельности. Инсерты, кластеры, сенквейны, тестирование. Составление диагностических карт по темам.Нетрадиционные формы и методы метапредметного контроля на уроке. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.ИНСЕРТ Алгоритм самооценки:Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?Ученик (самооценка) ставит: + – знаю или умею очень хорошо;? – иногда ошибаюсь;- – пока самостоятельно не выполняю. Учитель (оценка) ставит: + – знает, умеет применять на практике;? – знает, но иногда ошибается;- – пока испытывает трудности. ФИОЦелеполагание2345891011121516171819Ученик?????+++++++++Ученик??????????++++Ученик??????????????Ученик-------???????Ученик?????+++++++++Ученик??????????????Ученик???+++++++++++Ученик???????????+++Ученик++++++++++++++Ученик++++++++++++++{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ученик (самооценка) ставит: + – знаю или умею очень хорошо;? – иногда ошибаюсь;- – пока самостоятельно не выполняю. Учитель (оценка) ставит: + – знает, умеет применять на практике;? – знает, но иногда ошибается;- – пока испытывает трудности Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе можно создать такой кластер:Кластер Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: ГерасимДобрый, трудолюбивыйЗаботится, любит, работаетНе должен страдать из-за жестокости людейЧеловек. Синквейн – определение уровня сформированности специфических компетенций по предмету;– диагностику зафиксированных результатов;– прогнозирование будущих достижений учащихся (тестирование выявит интеллектуальные качества, достигнутые в результате изучения указанного предмета);– поощрение желания учащегося добиваться хороших результатов;– реальное оценивание качества обучения .Тестирование нацелено на: Обведи букву с правильным ответом на каждый вопроc по содержанию текста.Подчеркни в прочитанном тексте слова, которые помогут понять, где происходит действие.Подчеркни вариант, в котором правильно указано время действия в прочитанном тексте. Запиши всех персонажей данного текста в порядке их появления.Подчеркни в тексте слова, характеризующие главного героя.Определи тему прочитанного текста. Подчеркни правильный ответ.Определи главную мысль прочитанного текста. Подчеркни правильный ответ.Примеры тестовых заданий. Литературно-речевая содержательная областьЗнание, понимание. Составь предложение ... . Составь описание … (не более 2-х предложений).Опиши 2-мя предложениями …, используя следующие слова в переносном значении: ….Составь связное высказывание (не более 3-х предложений) по данным опорным словам.Придумай и допиши концовку к данному тексту (не более … предложений).Придумай и запиши свой вариант окончания текста, используя элементы рассуждения (не более … предложений).Примеры тестовых заданий.Языковая познавательная областьСинтез (интеграция) Сформулируй и запиши … вопросов к прочитанному тексту, которые начинались бы словами: Где? Кто? Почему? Как? Когда?Сформулируй и запиши … вопроса по содержанию текста.Сформулируй самостоятельно и запиши главную мысль прочитанного текста.Письменно вырази свое отношение к поступку главного героя прочитанного текста.Придумай и запиши свой вариант окончания текста, используя элементы рассуждения.Запиши данные предложения так, чтобы получился текст.Составь текст, используя опорные слова.Составь текст, используя данные словосочетания.Продолжи текст по данному началу.Примеры тестовых заданий. Литературно-речевая содержательная областьСинтез (интеграция) Впиши мягкий (ь) знак там, где это необходимо.Допиши безударные окончания.Запиши … слов (по … слов на каждое задание), в кото­рых согласных звуков было бы столько, сколько и гласных; согласных больше, чем гласных.Запиши … слов только с твердыми согласными; только с мягкими согласными.Выпиши из предложения/текста … слов, в которых букв больше, чем звуков.Выпиши из предложения/текста … слов, в которых букв меньше, чем звуков.Выпиши группы родственных (однокоренных) слов, выдели в них корень.Выдели корень в данных словах.Примеры тестовых заданий.Языковая познавательная областьПрименение и анализ Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта Проект — это «пять П»:Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации ПродуктПрезентация. Требования:Организация проектной деятельности;Содержание и направленность проекта;Защита проекта;Критерии оценки проектной деятельностиОсобенности оценки индивидуального проекта Положение ;Тема (должна быть утверждена);План реализации (учащийся+руководитель)Требования к организация проектной деятельности Письменная работаХудожественная творческая работаМатериальный объект, макетОтчетные материалы по социальному проектуРезультат (продукт)проектной деятельности Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;Сформированность предметных знаний и способов действия;Сформированность регулятивных действий;Сформированность коммуникативных действийКритерии оценки проектной деятельности Самостоятельное приобретение знаний и решение проблемБазовый уровеньРабота в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученногоПовышенный уровеньРабота в целомсвидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предметаБазовый уровеньПродемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибкиПовышенный уровеньПродемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действияБазовый уровеньПродемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.Работа доведена до конца и представлена комиссииПовышенный уровеньРабота тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Коммуникативные действияБазовый уровеньПродемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросыПовышенный уровеньТема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Победители районной научно-практической конференции по русскому языку 2015 Оцениваемые в ходе выполнения проекта УУДрегулятивные действияактивность участия в планировании, распределение функций и их выполнение, соответствие исполнения плану, активность в контроле своих действийкоммуникативные действияхарактер взаимодействия в группе, участие в конфликте, активность/инициативность ученика, ориентация на партнера и согласованность позиций, лидерство, участие в презентации Специфика мониторинговых исследований развития УУД: изучение уровней сформированности ряда учебных действий как универсальных на базе нескольких предметных областейосуществление системности и преемственности в мониторинговых заданиях на разных этапах обученияопределение роли и места конкретного предмета в развитии УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, взаимовлияния УУД и ЗНАНИЙ,УМЕНИЙ. 1. Мотивация (создание проблемной ситуации)2. Исследование (может быть в малых группах).3. Обмен информацией. Организация информации.4. Связывание информации.5. Подведение итогов. Рефлексия.6. Постановка новых вопросов. Применение.Этапы современного урока  в соответствии с алгоритмом организации исследовательской деятельности: Определять время и место действия в прочитанном тексте. Определять действующих лиц в прочитанном тексте.Формулировать тему прочитанного текста. Формулировать главную мысль прочитанного текста.Соотносить тему текста с его заглавием. Соотносить главную мысль текста с его заглавием.Озаглавливать текст. Устанавливать грамматические связи слов в предложении. Выписывать словосочетания из указанных предложений.Составлять словосочетания.Различать словосочетания и грамматическую основу предложенияОпределять структурные части слова (морфемы).Понимать значимость и функцию каждой морфемыЦели контроля Прочитай внимательно текст и письменно ответь на каждый вопрос одним предложением.Определи и запиши главного героя из текста по данным характеристикам.Выпиши из текста слова, характеризующие качества главного героя.Подбери и запиши слова, характеризующие главного героя.Пронумеруй пункты плана в соответствии с содержанием прочитанного текста. Составь и запиши план прочитанного текста.Подбери и запиши заголовок, соответствующий теме текста.Подбери и запиши заголовок, соответствующий главной мысли текста.Выпиши из текста синонимы к данным словам.Литературно-речевая содержательная областьПрименение и анализ умение определять тему и главную мысль в тексте умение структурировать текстумение осуществлять перевод текста в различные таблицы, схемы и модели умение использовать различные источники при поиске информации умение формулировать вопросы к текстуУчебно-информационные умения Схема оценивания теста по русскому языку8 баллов. 1 балл за верно составленный текст, соответствующий теме. По 1 баллу за каждое верно сформулированное предложение текста. 2 балла, если при записи текста не допущено ошибок на изученные правила; 1 балл, если допущены 1-2 ошибки; 0 баллов, если допущены 3 и более ошибок. Комплексная проверочная работа по русскому языку.Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели.Правильно ли построены словосочетания? Если есть нарушения, установи их причину. Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.Обоснуй постановку знаков препинания схемой предложения.Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях?Раздели предложения на две группы.Проверь выполненную работу.Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера.Какое из заданий сложнее? Напиши, почему? №Ф. И. учащегосяВходящая (стартовая) диагностикаПромежуточная диагностикаИтоговая диагностикаграмот-ностьграммат. заданиеграмот-ностьграммат. заданиеграмот-ностьграммат. задание1Учениквыс.повыш.повыш.повыш.повыш.повыш.2Ученикповыш.повыш.повыш.повыш.выс.повыш.3Ученикпониж.пониж.пониж.пониж.базов.базов.4Ученикпониж.пониж.пониж.пониж.пониж.базов.5Ученикповыш.повыш.повыш.выс.повыш.базов.6Ученикбазов.повыш.повыш.повыш.базов.базов.7Ученикбазов.базов.повыш.выс.базов.выс.8Учениквыс.повыш.выс.повыш.базов.базов.9Учениквыс.повыш.повыш.выс.повыш.выс.10Ученикповыш.базов.повыш.повыш.повыш.базов.11Учениквыс.выс.выс.выс.выс.выс.12Ученикповыш.повыш.базов.выс.пониж.выс.ИТОГО:Низкий уровень (кол-во/%)------Пониженный уровень (кол-во/%)935884Базовый уровень (кол-во/%)59921011Повышенный уровень (кол-во/%)7127956Высокий уровень (кол-во/%)525735 Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило?Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Я могу…Я умею…У меня получается…Я понимаю…Я знаю…Я выполняю…Я способен…Я склонен…Я придерживаюсь…Я соблюдаю…Я применяю…Я использую…Я стремлюсь…Я стараюсь… Критерий оценивания Примерное задание Самооценка ученика Оценка учителя Умение принимать учебную цель Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового? Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов     Умение следовать инструкции учителя Выполни задание по указанию учителя: открой учебник на странице ___, найди упражнение ___, прочитай и пойми задание…     Умение осуществлять действия по образцу Выполни задание так, как в образце     Умение оценить свой результат Оцени свою работу по 5-ти балльной шкале. Объясни, почему так себя оценил.     Умение контролировать свои действия Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова? Умение задавать вопросы Сформулируй вопросы к тексту     Умение работать в паре Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя     Умение строить монологическое и диалогическое высказывание Составь краткий рассказ по теме (выразив свое отношение)     ре ФИОУмение принимать учебную цельУмение следовать инструкции учителяУмение осуществлять действия по образцуУмение оценить свой результатУмение контролировать свои действияУмение задавать вопросыУмение работать в пареУмение строить монологическое и диалогическое высказываниеУченик--????++Ученик??-?????Ученик-?---???Ученик+++?++??Ученик?????+++Ученик-----??? Критерий оценки ОценкамояОценкаучителяОшибки,трудностиМогу по гласным буквам определить мягкость или твёрдость согласной Умею делать звуко-буквенный анализ слова Вижу ли я орфограммы в тексте на изученные правила Все ли ошибки я смог найти в тексте Могу определить, что слово называет Могу разгадать, по какому принципу составлены слова в группы, и найти для каждой группы “лишнее” слово Могу по гласным буквам определить мягкость или твердость согласной Вижу в задании ловушку, могу объяснить, в чем она заключается РегулятивныеПознавательныеКоммуникаттивныеСамостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТОсуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. Ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. № Фамилия, имя Метапредметные умения Умение выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста Умение определять назначение разных видов текстов Умение делить текст на смысловые части Умение составлять план текста Умение формулировать вопросы к тексту Умение определять главную тему, общую цель или назначение текста Умение формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; Общее количество баллов Уровень Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 Максимальное количество баллов 3 3 3 3 3 3 3 21 Анкетирование показало, что 75% учащихся ставят своей целью узнать новое; 35% учеников хотят узнать сверх программного материала, 45% хотят поделиться своими знаниями с одноклассниками, а 35% –с учителем; 60% хотят получить хорошую оценку на уроках русского языка и литературы.//Русский язык в школе.-2011гАнкетирование учащихся Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”.Жанн Жакк Руссо Учитель! Он всегда в дороге,В заботах, поиске, тревоге,И никогда покоя нет!Он сам себя всех строже судит,Он весь земной он рвётся в высь;Не счесть пожалуй сколько судеб С его судьбой переплелись!Д.С.Лихачёв Спасибо за внимание!Всем творческих успехов!