Доклад по теме Современный урок в системе личностно — ориентированного обучения

Доклад на педсовете.
Современный урок в системе личностно - ориентированного обучения.
В.А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».
Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует, чтобы каждый ученик всегда был занят разрешением задачи, представляющей определенную трудность, но посильной для него, так как только при этом условии будет осуществляться развитие его познавательных способностей и поддерживаться интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только общую учебную программу, но и определить пути разрешения этой проблемы в системе личностно -ориентированного обучения. Одним из таких путей является индивидуализация обучения, основная цель индивидуализации обучения -поднять сильных и способных, а слабых учеников подтягивать до уровня средних, а некоторых из них, возможно, и до уровня сильных и способных.
Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Поэтому учитель должен создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке или дома, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.
Решение этих и подобных моментов во многом зависит от умения учителя овладеть вниманием учащихся. Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всего урока.
На этом этапе учителя математики нашей школы преимущественно используют те приемы активизации, которые обеспечивают подведение учащихся к осознанной необходимости усвоения нового материала или выполнения определенного задания.
Так изучая тему «Проценты» учащихся подводят к мысли о необходимости знания данного материала для решения экономических задач, проведения банковских операций и ребята увлекаются такими задачами. Известно, что именно творческие, причем посильные, задания наиболее цепко держат внимание учащихся. При этом опора на интерес и радость, которую получат дети от сделанных открытий и, главное, открытий своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности.
Помогает в поиске построения современного урока осознание того, что сложность, доступность для учащихся и новизна преподавания изучаемого материала - основные приемы воздействия на личность ребенка в обучении.
«Учение без препятствий, без трудностей вызывало бы мало интереса у школьников, ослабило бы их переживание положительных эмоций, лишило бы чувства радости от преодоления трудностей» - так писал великий педагог
С.Т. Шацкий, Он призывал учителей изучать своих учеников, развивать у них лучшие качества и способности.
«Готовиться к уроку так, чтобы все без исключения ребята могли проработать предлагаемый им материал, т.е. начать от минимума - какой минимум можно дать ученикам. Для этого нужно хорошо знать ребят».
Это позволит воздействовать на личность ученика, направлять его в нужное русло.
Главная цель обучения на современном уроке определяется, как усвоение подрастающим поколением основ социального опыта, который включает в себя четыре основных элемента:
знания о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности;
опыт осуществления известных способов деятельности;
опыт творческой деятельности;
опыт эмоционально - ценностного отношения к миру, к деятельности.
На современном этапе обучения необходимо развивать:
интеллектуальные умения; т.е. развивать и формировать такие умения, как слышать и слушать, сравнивать и выделять главное, анализировать, обобщать, конкретизировать, задавать вопросы, систематизировать, делать выводы. Все эти умения формируются при изучении любого предмета, и математики в частности. Так при изучении темы обыкновенные дроби в 5 классе для формирования понятия «Слышать и слушать» даем такие задания: запиши дробь: 2000/2004 или 2000/4 и др. При изучении сложения десятичных дробей можно развивать умения анализировать. Например: найди ошибку: 6,2-2,1 =41 и т.д.
исследовательские умения развиваются при применении темы «Проценты» при решении задач с экономическим содержанием; решении задач о ценообразовании, т.к. с ценами на товары и услуги люди встречаются каждый день; например: Задача № 1 Цена на товар снизилась на 5 % , а затем повысилась на 5 %. Изменилась ли первоначальная цена и на сколько?
Знакомство с элементами финансовой математики на уроках, позволяют демонстрировать практическую ценность математики и позволяют активизировать познавательную деятельность, начиная с 5 класса, применяя понятие процента, далее применяя понятие прогрессии 9 класс; степенная функция 11 класс и т.д.
Развитие творческих умений, т.е. самостоятельное осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию позволяет учащимся обнаружить новые проблемы в новой ситуации. Но все это очень трудно осуществляется в классах, где уровень развития детей разный, поэтому необходима новая форма обучения: индивидуально-групповая, т.е. разделение учащихся старших классов по направлениям и по профилям в соответствии с выраженными учащимися склонностями и интересами.

15