Рабочая программа История Земли Иркутской (10 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Светлолобовская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол № 1 от «28» августа 2015г
руководитель ШМО естественно – математического цикла
_______ /Л. Г. Копырина/
Согласовано
заместитель директора по учебно – воспитательной работе
______ /Г. Г. Минибаева/
Утверждаю
директор
МКОУ Светлолобовская СОШ
______ /Н. П. Константинова/





Рабочая программа
по Истории Земли Иркутской
для 10 класса
2015 / 2016 учебный год









Составила:
учитель истории и обществознания
Л. Г. Копырина


















Пояснительная записка
к учебной программе обязательного курса по истории
«История Земли Иркутской»

Название программы: «История Земли Иркутской».
Ступень образования, на которой реализуется данная программа: средняя (полная).
Структура школьного исторического образования, для которой подготовлена эта программа: концентрическая.
Виды занятий, на которых реализуется программа: обязательные.
Уровень усвоения программы школьниками: базовый.

Инвариантная часть Базисного учебного плана реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации.
С 2007 / 2008 учебного года региональным компонентом предполагается ведение курса по изучению историко - культурного наследия области, рассчитанного на 34 часа учебного времени. Разработка данной программы обусловлена тем, что учителя региона не располагают учебными программами по историческому краеведению.
Под историческим краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определённой территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально – экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, области. Краеведение всесторонне изучает малые территории.
Школьное краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно способствует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому воспитанию школьников, всестороннему росту и развитию их способностей. Изучение истории края является средством конкретизации общеисторического материала и средством расширения знаний. Изучение местной истории обусловлено важностью патриотического воспитания учащихся.
Значение школьного краеведения особенно возросло в условиях модернизации российской школы. Оно превращается из методического приёма в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретёнными в результате исследования родного края. Обучая истории, опираясь на конкретные знания о родном крае, учитель способствует расширению представлений учащихся до понимания научных закономерностей, перерастанию знаний в убеждения.
Знание богатой истории края своей родословной, людей, с которыми рядом живёшь, способствует воспитанию гордости за свой народ, формированию национального самосознания. Любовь к родному городу, селу, гордость за свою малую родину имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качеств личности.
Иркутская область всегда играла значительную роль в экономическом и социальном развитии России. Героические имена, великие стройки, важные для всей страны события навсегда вписаны в историю нашего государства.
В настоящее время на плечи сибиряков, как не единожды в былые годы, ложится огромная ответственность за возрождение великой державы. Знание истории края, проблем сегодняшнего дня, перспектив развития должны способствовать формированию активной жизненной позиции сибиряков – преобразователей края.
Программа предусматривает изучение истории края с позиций современного видения исторического процесса, изучение исторического краеведения как составной части истории Отечества. На занятиях большое внимание уделяется современности, прослеживаются неразрывные связи с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым старшеклассником своей личной связи с историей Родины.
Для реализации поставленных задач предполагается широкое привлечение местного материала и публикаций в СМИ.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, документами, а также путем научно – исследовательской работы.

Ц е л ь к у р с а: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота своей страны и малой
Родины.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда з а д а ч:
Ознакомление учащихся совокупностью знаний об основных этапах исторического пути народов Прибайкалья, многообразии форм исторического бытия и деятельности жителей Сибири в прошлом;
Обеспечение учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического и культурного развития Иркутской области;
Развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа; применять исторические знания при рассмотрении вопросов истории родного края и оценке современных событий;
Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, воспитание идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;
Приобщение школьников к ценностям национальной культуры, воспитание и уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние родного края, своей страны и всего человечества.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в
ходе работы над курсом:
- называть даты важнейших событий, хронологические рамки, составлять логические и синхронистические таблицы, характеризовать периоды в развитии исторических процессов;
- читать и использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития региона;
- описывать исторические события;
- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию в одном или нескольких источниках;
- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретному народу и конкретной исторической эпохе;
- сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей , определять и обосновывать свою точку зрения, владея логическими приёмами рассуждения и доказательства на историческом материале;
- приобрести опыт активного освоения исторического и культурного наследия своего края, овладение исследовательскими умениями;
- составлять тезисы, конспекты, писать реферат, доносить до аудитории свою информацию.




Программа курса «История Иркутской области»
34 часа.
Вводный урок (1час)

Иркутская область – часть Великой России. Место Восточной Сибири в истории человечества, в истории Отечества, общее и своеобразное в нашей истории. Народы Сибири, её историческая география: оценка этнических и природных факторов. Соотношение внутренних факторов и внешних воздействий в развитии России. Роль Иркутской области в геополитике. Основные понятия: геополитическое положение.
Вводная обзорная лекция.

Раздел 1. Земля Иркутская в далёком прошлом ( 2 часа )
Тема 1. Наш край в древности. ( 2 часа)

Древнекаменный век: древнейшие стоянки; жилища и занятия людей; произведения искусства. Мезолит на территории края: занятия; орудия труда; стоянки периода мезолита (Буреть, Мальта). Исследования А.П.Окладникова. Новокаменный век: усовершенствование орудий труда; приручение животных; значение охоты и рыболовства. Стоянки неолита. Наскальные рисунки. Основные понятия : мезолит; неолит; петроглифы.
Комбинированный урок.

Меднобронзовый век: орудия труда из меди и бронзы, нефрита, кости и рога; связи с соседними племенами. Шаманство как своеобразное явление духовной культуры. Начало железного века (первое тысячелетие н.э.): орудия труда и оружие; кузнечное дело; приручение диких животных (лошадь, баран, бык); памятники железного века. Основные понятия: энеолит; шаманизм; жертвенники.
Комбинированный урок

Раздел 2. Прибайкалье в период средневековья. (3 часа)
Тема 1. Коренные жители Прибайкалья. (2 часа)
Уроки – семинары. Групповая работа.
Курыканы. Курыканы – народность тюркского происхождения. Расселение курыкан. Источники знаний о курыканах. Занятия: скотоводство, земледелие, кузнечное ремесло. Жилища и культура. Полукочевой образ жизни. Письменность. Высокий уровень искусства. Курыканы – предки бурят. Основные понятия: Курыканы; кидани; тюрки; писаницы.

Буряты, эвенки, тофалары. Территория, занятия и общественный строй бурят. Формирование бурятской народности. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Кровная месть. Эвенки. Расселение эвенков, общественные отношения, жилище, одежда, быт эвенков. Тофалары – малая народность Восточной Сибири. Оленеводство и охота – основные занятия тофов, жилище. Суглан. Названия городов, деревень, географических мест произошедшие из языка бурят, тофов, эвенков .Основные понятия: тофалары, тофы (карагасы); баргуты; буряты; эвенки; этнос; суглан; шуленга, чум, юрта.

Тема 2. Продвижение русских в Сибирь. (1 час)
Продвижение русских в Сибирь. Пути продвижения . Первые остроги: Илимский 1630 г., Усть - Кутский 1631 г., Братский 1634 г., Балаганский 1654 г.. Основание Иркутского острога в 1661 г., Я.Похабов. Илимское воеводство: развитие земледелия и промыслов. Начало Иркутского воеводства. Ясак. Значение присоединения Прибайкалья к России.
Первые христианские церкви и монастыри. Иннокентий Кульчинский. Развитие культуры. Описание земли Иркутской Семёном Ремезовым. Народные волнения 17 века. Основные понятия: землепроходцы; острог; ясак; волок; воеводство.
Лабораторное занятие по учебнику и историческому атласу Иркутской области.

Раздел 3. Становление и развитие капиталистических отношений в Восточной Сибири. ( 9 часов )
Тема 1. Прибайкалье в 18 веке. ( 2 часа )

Социально – экономическое развитие края. Рост населения, его занятия. Московский тракт. Повинности трудового народа. Развитие промышленности и ремёсел. Тельминская мануфактура. Илгинский винокуренный завод. Первые предприниматели края. Иркутск – губернский город. Управление Иркутской землёй. Население. Иркутск – центр торговли и ремесла. Иркутское купечество. Основные понятия : мануфактура; торгово-промысловая компания; «ясачные иноземцы»; городская дума; наместничества.
Комбинированный урок.

Культура. Первые школы. Монастырские школы, «навигацкая школа», «гражданская школа». Духовная семинария. Иркутское главное народное училище. «Именитые» люди 18 века. Исследование Сибири. Камчатская экспедиция В.Беринга. Г.Ф.Миллер, И.Г.Гмелин, И.Георги, С.П.Крашенинников, Э.Г.Лаксман. А.Н.Радищев в Илимской ссылке. Г.И. Шелихов – «Колумб Российский». Основные понятия : «мунгальская школа»; духовная семинария; учительская семинария; навигацкая школа; этнография.
Комбинированный урок.

Тема 2. Иркутская губерния в первой половине 19 века. ( 4 часа )

Развитие экономики. Сельское хозяйство и крестьянство. Лесной промысел. Сельская община. Земледелие среди бурятского населения. Промышленность и работные люди. Развитие торговли и купечество. Города Прибайкалья. Городское общество. Участие населения в Отечественной войне 1812 года. Сбор средств для снаряжения добровольцев. Сибирские полки в военных действиях. Основные понятия : сельская община; «классы по состоянию»; прииски; «сельские» города; мещане.
Комбинированный урок.

Декабристы в Иркутской губернии.( 2 часа) Имена декабристов и места их пребывания. М.С. Лунин, Ф.Б. Вольф, В.Ф. Раевский, С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, братья Муравьёвы. Жёны декабристов и их участие в культурной жизни губернии. Вклад декабристов в развитие Сибири. Основные понятии: пересылочный пункт; поселенцы; политическая каторга; декабристские вечера.
Семинар. Сообщения учащихся; образное задание.

Восточно–Сибирское генерал-губернаторство. Генерал-губернатор Сибири. М.М. Сперанский и его преобразования в управлении Сибирью. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв - Амурский. Айгунский и Пекинский договоры. Просвещение и образование в первой половине 19 века. Открытие учебных заведений. Иркутский сиропитальный дом Е.М. Медведковой. Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири. Архитектура Иркутска. Жизнь и быт иркутян. «Именитые» люди края: Г.С. Батеньков, П.И.Пежемский, Е.А. Авдеева - Полевая, М.И. Песков. Основные понятия : генерал – губернаторство; губерния; округа; волости.
Комбинированный урок.

Тема 3. Иркутская губерния во второй половине 19 века. ( 3 часа )

Экономика края. Поток переселенцев после реформы 1861 года. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда. Развитие капиталистических отношений в деревне, социальное расслоение. Захватная форма землевладения. Развитие промышленности. Формирование рабочего класса. Частный капитал. Добыча золота – наиболее доходная отрасль промышленности. Начало развития угольной промышленности. Хайтинская фарфоровая фабрика. Сибирь – кладовая ценных сырьевых ресурсов. Хозяйство коренного населения .Реорганизация управления. Строительство Транссибирской магистрали. Развитие средств связи. Торговля и купечество. Торговые пути. Развитие торгового оборота. Известные иркутские купцы: Баснины, Сибиряковы, Трапезниковы, Белоголовые. Мещанство. Основные понятия: захватная форма владения землёй; социальное расслоение.

Лабораторно – практическое занятие по учебнику и карте.

Общественная жизнь. Иркутск – центр общественной жизни. М.В. Загоскин. В.И. Вагин. Роль политических ссыльных в общественной жизни края. А.П.Щапов. К.Г. Неустроев. Издание газет. Александровский централ. Польские ссыльные. Основные понятия : движение «областников»; колониальная политика; «Александровский централ»; петрашевцы; народники; марксисты; социал-демократы.
Тематическая лекция.

Культурная жизнь нашего края. Просвещение и образование. Открытие новых учебных заведений. Педагоги и организаторы народного образования. Научно – техническая жизнь в губернии. Литература. Публичная библиотека. Театральная и художественная жизнь. В.П. Сукачёв. Строительство в Иркутске, архитектура города. Изменения в архитектурном облике города после пожара 1879 года. Строительство в губернии. Памятники культуры Приангарья. Основные понятия: сиропитательный дом; меценат; ВСОРГО; эклектика; русское барокко; русско - византийский стиль.
Заочная экскурсия по городу Иркутску. Групповая работа. Компьютерная презентация проектов.

Раздел 4. Иркутская земля в 20 – начале 21 столетия. ( 17 часов )
Тема 1. Иркутская земля в начале 20 века. (2 часа)

Экономика края. Противоречивое влияние железной дороги на развитие территории. Уровень развития промышленности. Отношение правительства к развитию промышленности в Сибири. Монополизация производства. Положение рабочих на предприятиях губернии. Сельское хозяйство. Переселение в Сибирь. Вовлечение крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Расслоение крестьянства. Влияние Русско-японской войны на положение трудящегося населения Сибири. Основные понятия: монополистический капитализм; многоукладность экономики ; классы ; сословия; рыночные отношения.
Урок – семинар «Мозговой штурм».

Общественно- политическое развитие края в начале 20 века. Рабочее движение: рост стачечного движения; переход к политическим требованиям. Иркутская социал-демократия. Социалистические организации. Политические ссыльные Балаганского уезда ( И.В.Сталин, П.П.Постышев). Революционные выступления в губернии в 1905-1907 годах. Начало революции. Октябрьская политическая стачка. Революция и армия. Крестьянская борьба. Национальное движение. Спад революционной борьбы.
Основные понятия: оппозиция; революционеры; социал-демократы; стачка.
Урок – практикум.

Тема 2. Между двумя революциями. ( 2 часа )

Экономическое положение губернии. Промышленность. Углубление монополизации производства и капитала, рост акционерного капитала. Сельское хозяйство. Аграрная политика правительства А.П. Столыпина. Крестьянское движение. Иркутское казачество. Дальнейшее расслоение крестьянства. Зажиточное сибирское хозяйство. Рабочее движение в Иркутской губернии. Напряжённость обстановки на Ленских приисках. Начало забастовки. Требования бастующих. Ленский расстрел 1912 года. Последствия Ленского расстрел. Общественно-политическая жизнь. Политические партии, общественные организации и общественные объединения. Периодическая печать. В годы первой мировой войны. Влияние войны на экономику Иркутской губернии. Обострение классовой борьбы. Голодные бунты, забастовки. Социально-политическая обстановка в крае накануне 1917 года. Основные понятия: переселенческая политика; аграрный вопрос; акционерный капитал; расслоение крестьянства; мировая война.
Лекция с элементами беседы.

Культура губернии начала 20 века. Образование. Научная жизнь. В.А. Обручев, А.П. Щапов, Н.С. Романов, А.М.Сибиряков. Литература. Театр, музыка, кино. Художественная жизнь. Памятник императору Александру 111. Картинная галерея В.П.Сукачёва. Архитектура. Основные понятия: земские школы; коммерческие училища; архивная учёная комиссия.
Комбинированный урок.

Тема 3. Революция и гражданская война / 1917 – 1920 гг./ ( 2 часа )

События 1917 года. Отношение к февральской революции населения губернии. Подъём национально - освободительного и общественного движения. Октябрь в Иркутске. Офицерско – юнкерское восстание в декабре 1917 года. Утверждение Советской власти. Основные понятии: альтернатива развития; буржуазно – демократическая революция; социалистическая революция; национально – освободительное движение; двоевластие.
Урок - историческое расследование (сопоставление альтернатив преодоления кризиса 1917 г в Сибири).

В годы гражданской войны. Начало Гражданской войны и военная интервенция. Власть Временного сибирского правительства. Утверждение диктатуры А.В.Колчака. Партизанское движение. События Гражданской войны на территории Усть – Удинского и Балаганского районов. Разгром Колчака. Установление власти Советов. Основные понятия: гражданская война; военная интервенция; красный и белый террор; диктатура.
Урок – практикум.

Тема 4. Иркутская земля в 1921 – 1941 годах. ( 3 часа )

Социально – политическая обстановка после гражданской войны. Общественные организации и движения. Утверждение безраздельного господства в структурах власти большевиков. Централизация управления экономикой. Восстановление экономики. Положение в промышленности. Национализация. Положение в деревне: деятельность продотрядов; возрождение коммун; помощь голодающим Поволжья. Переход к НЭПу. Конкуренция между предприятиями. Торговля. Рост капиталистических отношений в деревне. Противоречия и трудности в период НЭПа. Итоги хозяйственной деятельности. Основные понятия: национализация; НЭП; продналог; конкуренция; потребкооперация; коммуны.
Комбинированный урок.

Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация. Начало индустриализации. Первенец индустрии – металлический завод (завод им. В.В.Куйбышева). Строительство авиационного завода. Социалистическое соревнование. Итоги и уроки индустриализации. Проблемы и противоречия. Коллективизация. Начало массовой коллективизации. Особенности коллективизации в Прибайкалье. Организация колхозной жизни. Коллективизация на территории Усть – Удинского района. Колхозы перед войной. Социально – политическая обстановка в 30 – 40-е годы. ГУЛАГ на Иркутской земле. Кровавый 1937 год. «Враги народа». Основные понятия : модернизация; индустриализация ; коллективизация; социалистическое соревнование; «кулак»; контрреволюционер; ГУЛАГ; репрессии; НКВД.
Семинар. Групповая работа.
Перемены в сфере культуры. Борьба с неграмотностью. Школьное образование. Профессионально-техническое образование. Наука в 20 – 40-е годы. Культурно-просветительская жизнь: радио, печать, кино. Литература. И.Уткин, П.П.Петров, И. Молчанов-Сибирский, И.Гольдберг, Ин. Луговской, К.Седых и др. Театр. Н.П.Охлопков. Художественная жизнь. Художественный музей. Объединения художников. Основные понятия: Губграмчека; ликпункты.
Комбинированный урок.

Тема 5. Великая Отечественная война и послевоенное строительство. ( 3 часа )

Передний край в глубоком тылу. Отечество в опасности. Перестройка экономики на военный лад. Подвиг на Сибирской ниве. Всенародная помощь фронту. Наука и культура на передовых позициях. Односельчане – труженики тыла. Иркутяне в боях за Родину. Героизм Иркутян на фронтах Великой Отечественной войны: разгром немецкой армии под Москвой ( 78-ая стрелковая дивизия дальневосточников под командованием А.П.Белобородова; 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия; 82-ая мотострелковая дивизия); участие в боях за Севастополь, Сталинград, на Курской дуге; форсирование Днепра (герои устьудинцы С.В.Терещенко, В.К.Беломестных) ; освобождение Восточной Европы ( уроженец с.Усть-Уда А. М.Андреев); Берлинская операция. Наши земляки – участники войны с Японией. Односельчане – участники Великой Отечественной войны. Величие нашей победы. Основные понятия: отечественная война; мобилизация; эвакуация; гвардейская дивизия; вермахт; милитаристское государство; капитуляция;
2 часа. Конференция «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Социально – экономическое развитие Иркутской области (1946 – 1960 гг.) Состояние экономики в послевоенный период. Новый этап индустриального развития экономики. Строительство новых предприятий: Ангарский нефтехимический комбинат; Братская и Мамаканская ГЭС; Коршуновский горно-обогатительный комбинат; Иркутский алюминиевый завод; Иркутский телецентр; Байкальский целлюлозный завод; сибирские города. Начало БАМа. Трудности сельского хозяйства. Итоги развития промышленности и сельского хозяйства области к 1960 г. Социально-политическая обстановка и культурная жизнь. Послевоенные репрессии. «Ренессанс» иркутского ГУЛАГа. Усиление партийного диктата. Влияние 20 съезда КПСС на общественную жизнь области. Образование и наука. Литература. Г.Кунгуров, М.Сергеев, П.Маляревский, К.Седых, Г.Марков. Театр. Живопись. Города. Основные понятия: индустриализация; МТС; дефицит трудовых ресурсов; «целинный» район; репрессии; апогей сталинизма; реабилитация; всеобуч.
Урок изучения нового материала.

Тема 6. Иркутская область в 1961 – 1985 годах. ( 3 часа )

Социально – экономическое развитие Иркутской области. Территориально – производственные комплексы (ТПК) – новая форма индустриального развития экономики. Братско – Илимский ТПК; Верхнее –Ленский ТПК; Ангаро – Усольский промышленный узел; Размах капитального строительства. Братская ГЭС; БРАЗ; Усть – Илимская ГЭС; Усть - Илимский лесопромышленный комбинат; мебельная фирма «Байкал»; БАМ; нефтеперерабатывающие комбинаты; обувная фирма «Ангара»; и др. Итоги и уроки нового этапа индустриализации области. Преобразования в аграрном секторе области. Укрупнение колхозов. Рост удельного веса государственных хозяйств. Углубление специализации производства. Причины отставания аграрного сектора. Основные понятия: ТПК; промышленный узел; целина; экологические проблемы.
Лабораторное занятие по учебнику и историческому атласу Иркутской области.

Общественно – политическая жизнь. Ведущая роль партийных комитетов. Раскол общества на сталинистов и антисталинистов. Периодическая печать. Поддержка правозащитного движения. Противоречия общественной жизни и падение авторитета КПСС. Основные понятия: культ личности; «Оттепель»; неосталинизм; диссиденты; правозащитники; «Развитой социализм».
Комбинированный урок.

Культурная жизнь общества. Наука: формирование нового центра науки; строительство академического городка; Вычислительный центр; учёные области. Школа и образование. Реформа народного образования. Профессиональное образование. Литература и искусство. Писатель – земляк В.Г.Распутин. А.В.Вампилов. Проблемы культурной жизни. Коренное население области. Жизнь, быт, производственная деятельность, культура коренного населения. Административно-территориальное устройство: Тофалария; Усть – Ордынский бурятский автономный округ, Катангский район. Основные понятия: НТР; реформа общеобразовательной и профессиональной школы; аймак; православие; буддизм; дацан; лама.
Урок изучения нового материала с элементами обобщения

Тема 7. Иркутская область в 1986 – 2008 годах. ( 2 часа )
Политическая и культурная жизнь области. Шаги перестройки в области. Местная власть. Губернатор Ю.А. Ножиков. Законодательное собрание области. Городская дума. Б.А.Говорин. Экономические, политические, идеологические перемены. Губернатор А.Тишанин. Процесс объединения Усть – Ордынского бурятского округа и Иркутской области. Выборы в Государственную Думу в 2007г в области. Выборы Президента Р.Ф.. Основные понятия: Перестройка; гласность; Законодательное собрание; Городская дума; губернатор; референдум.
Урок – полилог. Анализ статистики; социологическое исследование; эссе.
На пути экономических реформ. Переход к рынку. Кризис в экономике. Изменения в социальной структуре населения области. Падение уровня жизни. Безработица. Начало подъёма в экономике. Экономическое развитие области в 21 столетии. Перспективы развития. Международные связи. Основные понятия: ваучер; либерализация цен; приватизация; рынок; акционер; фермер; инфляция.
Урок изучения нового материала с элементами дискуссии.
Итоговое обобщение. ( 2 часа )
Повторительно – обобщающий урок.
Урок контроля знаний

Календарно - тематический план

Содержание обучения.
Разделы, темы.
Кол-во
часов
Основные понятия
Формы проведения
занятий
Умения и навыки
Домашнее задание
Дата проведения

Вводный урок.
1
Геополитическое положение.
Вводная обзорная лекция
Умение составлять тезисы.



Раздел 1. Земля Иркутская в далеком прошлом.

Т е м а 1. Наш край в далёком прошлом.

2



2
Мезолит, неолит,
энеолит, петроглифы (писаницы), шаманизм, жертвенники.
Комбинированный урок.
Лабораторное занятие по учебнику и карте.
Умение получать необходимую ин- формацию из различных учебных пособий,
заносить данные в таблицу, обобщать делать выводы.



Раздел 2. Прибайкалье в период средневековья.

Т е м а 1 . Коренные жители Прибайкалья.
3



2
Курыканы, кидани, тюрки, писаницы, тофы
(карагасы), баргуты, буряты,
эвенки, этнос, суглан, шуленга, чум, юрта.




Уроки-семинары.
Групповая работа
(Приложение №12)




Умение работать с дополнительной литературой, читать историческую карту, работать сотрудничая в группе, навыки рефлексии.



Т е м а 2. Продвижение русских в Сибирь.
1
Землепроходцы,
острог, ясак, волк,
воеводство.
Лабораторное занятие по учебнику и историческому атласу Иркутской области.
Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию.



Раздел 3.
Становление и развитие капиталистических
отношений в Восточной Сибири.

Т е м а 1. Прибайкалье в 18 веке.
9





2







Мануфактура, торгово -промысловая
компания; «ясачные иноземцы, городская дума, наместничества, этнография, семинария,
«мунгальская школа».


Комбинированные уроки: Исторический диктант «Прибайкалье в средневековье» (Приложение № 6)
лекция учителя с элементами беседы; практическая работа по карте, работа с учебником.








Характеризовать период в развитии исторических процессов, использовать данные карты для
характеристики экономического развития страны.





Т е м а 2. Иркутская губерния в первой
половине 19 века.
4
Т е м а 2. Иркутская губерния в первой половине 19 века.
Комбинированные уроки.
Урок - круглый стол. (Приложение
№ 4, №7, 13)

Составлять конспект, тезисы, готовить реферат и доклад, подбирать необходимую литературу. Изложить, донести до аудитории свою
информацию, общение с аудиторией. Давать оценку событиям, историческим личностям.



Т е м а 3. Иркутская губерния во второй
половине 19 века.
3
Захватная форма владения землёй,
социальное расслоение, «движение областников», народники, марксисты, пет-
рашевцы, социал -
демократы, сиропи тальный дом, меценат, электика, русское барокко, русско-византийский стиль.
Лабораторно-практическое занятие по учебнику и карте.
Тематическая лекция.
Заочная экскурсия по городу
Иркутску.
Использовать данные карты, документов, материала учебника для характеристики исторического периода. Рассказывать об исторических событиях, составлять описание культурных и исторических памятников.



Раздел 4.
Иркутская земля в 20-
начале 21 века.

Те м а 1. Иркутская земля в начале 20 века.
17



2

Монополистический
капитализм, многоукладность экономики, сословия, классы, рыночные
отношения, оппозиция, революционеры, социал -демократы, стачка.

Урок-семинар
«Мозговой штурм».
Урок - практикум.
(анализ документального материала)

Применять полученные знания из курса
Истории России, соотносить исторические события края и страны, Анализировать документальный материал.



Т е м а 2. Между двумя революциями.
2
Переселенческая политика, аграрный вопрос, акционерный капитал, расслоение крестьянства,
мировая война, земские школы, коммерческие училища, архивная учёная
комиссия.
Лекция с элементами беседы.
Комбинированный урок.
Конспектирование
,тезирование лекции. Применять полученные знания из курса Истории России,
сравнивать исторические версии и оценки, высказывать своё отношение к событиям.



Т е м а 3. Революция и гражданская война.
2
Альтернатива развития, буржуазно -демократическая революция, социалистическая
революция, двоевластие, национально-
освободительное
движение, гражданская война, военная
интервенция, диктатура, красный и белый террор.
Урок -
историческое расследование (сопоставление альтернатив преодоления кризиса 1917 г. в Сибири).
Урок - викторина.
(Приложение № 9)
Находить, анализировать историческую информацию в нескольких источниках, сопоставлять разные версии, определять и обосновывать
свою точку
зрения.



Т е м а 4. Иркутская земля в 1921- 1941 годах.
3
Национализация, НЭП, продналог,
конкуренция, коммуны, потребкооперация, модернизация,
индустриализация,
коллективизация,
социалистическое соревнование, «кулак», ГУЛАГ,
контрреволюционер, репрессии, НКВД, Губграмчека,
Ликпункты.
Комбинированные уроки.
Семинар «Советская модель модернизации
в Восточной Сибири».
Групповая работа
(Приложение № 12)
Называть даты важнейших событий, описывать исторические события, характеризовать период, использовать данные карты
Умение работать в сотрудничестве,
составлять тематические конспекты, доносить до аудитории свою информацию.



Т е м а 5. Великая Отечественная война
и послевоенное строительство.
3
Отечественная война, мобилизация, эвакуация, вермахт,
гвардейская дивизия, капитуляция,
милитаристское государство. индустриализация,
МТС, дефицит трудовых ресурсов,
«целинный район»,
репрессии, апогей сталинизма, реабилитация, всеобуч.
Конференция (открытый урок с участием ветеранов ВОВ, учащихся 9 - 11 кл.) «Наш край в годы Великой
Отечественной
войны»
(Приложение
№ 4, № 7) Тематическая лекция. Викторина (Приложение № 8).
Составлять конспект, тезисы; подбирать литературу,
работать с документами, литературой, готовить доклады, сообщения, выступать перед аудиторией;
анализировать и обобщать исторические факты, давать оценку событиям, личностям.



Т е м а 6. Иркутская область в 1961-1985 гг.
3
ТПК, промышленный узел, целина, экологические проблемы, культ личности, неосталинизм, «Оттепель», диссиденты, право- защитники, «Развитой социализм», аймак, буддизм, дацан, лама, православие.
Лабораторное занятие по учебнику и историческому атласу.
Комбинированный урок.
Урок изучения нового материала
с элементами обобщения.
Находить, систематизировать информацию
в нескольких источниках, рассматривать со-
бытия с точки зрения их принадлежности к конкретному народу и конкретной эпохе.



Т е м а 7. Иркутская область в 1986 - 2008 годах.
2
Перестройка, гласность, Законодательное собрание, Городская дума, губернатор, референдум, приватизация,
ваучер, либерализация цен, рынок, инфляция, фермер.
Урок - полилог.
Анализ статистики, социологическое исследование,
эссе (Приложение
№ 5, 8 )
Урок изучения нового материала с элементами
дискуссии.
активное освоение
исторического наследия края, овладение исследовательскими умениями, владение
приёмами рассуждения и доказательства на историческом материале.




Итоговое обобщение
2

Повторительно -обобщающий урок. Викторина
«Герои Земли Иркутской» (Приложение № 10).
Урок контроля знаний (Приложение № 11.)
Умение применять полученные знания.





Приложение № 1
Памятка: как работать с книгой

1. Понять, как построена книга.
2. Отобрать важное, основное.
3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.
План – перечисление основных событий, вопросов.
Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.
В сложном плане – главные части плана делятся на дополнительные.
Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мысли автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагая свои мысли, помогает быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.
Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.
Выписки: выписываются факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.
Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять
В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.
Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений.

Приложение №2
Правила конспектирования

Название тем писать ручкой с цветной пастой.
Подзаголовок – обычной пастой, подчёркивать – цветной.
Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.
Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.
В каждом абзаце выделяется главное(ключевое) слово, отражающее данную мысль.
Каждый абзац пишется с красной строки.
Между абзацами оставляется красная строка.
В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».
Оставлять чистую страницу для построения структурно-логической схемы.

Приложение №3
Требования к написанию рефератов по истории
Реферат – это изложение сущности какого-либо вопроса.
Тему реферата обычно выбирает сам учащийся из списка , предложенного учителем.
Учитель помогает ученику в подборе необходимой для написания реферата литературы, а также в формулировании темы реферата.
В теме реферата должна быть заключена конкретная, достаточно узкая историческая проблема. Эта тема, проблема должна быть актуальной, значимой, а также достаточно интересной.
Реферат – это исследование конкретной проблемы. Поэтому для раскрытия темы реферата необходимо исследовать несколько источников (например, две или более монографий историков – специалистов по данной проблематике и имеющие различные точки зрения на эту проблему).
В реферате необходимо правильно, точно приводить цитаты и делать необходимые ссылки на источники этой информации, этих цитат в конце страницы.
Определённую ценность в реферате представляют приведённые по тексту таблицы, сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, картосхемы, иллюстрации, портреты.
В конце реферата должно быть сделано обобщение, заключение, выводы.
Высоко оценивается концептуальность изложения. Автор реферата должен достаточно аккуратно показать своё видение, своё отношение к данной проблеме или своё отношение к различным точкам зрения по этой проблеме.
К реферату прилагается список использованной литературы. В качестве литературы для написания реферата используются не учебники, а специальная литература, монографии.
Список литературы должен быть оформлен грамотно, в алфавитном порядке расположения авторов, с полными выходными данными использованных книг, журналов.


Приложение №4
Памятка
Для подготовки сообщения, доклада

Определите тему выступления, сформулировав его основную мысль, подберите литературу по данному вопросу. Получите консультацию педагога.
Внимательно прочитайте источник (книгу, статью, документ), в котором наиболее полно раскрыт вопрос . Составьте план выступления на основе этого источника.
Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листах, с указанием их темы – так вы облегчите себе дальнейшее использование материала.
Закончив подготовительную работу, приступите к оформлению выступления:
уточните его план, учитывая дополнительные материалы;
составьте подробный, развёрнутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки), на который будете ссылаться. Получите консультацию педагога;
помните, что основным правилом любого исследования является строгая доказательность фактов и выводов;
помните, что у слушателей должно остаться чёткое представление о том, в чём вы хотели их убедить, поэтому завершайте выступление краткими выводами.
Старайтесь не раз «проговорить» текст дома, чтобы привыкнуть к себе – оратору и точно проконтролировать отведённое вам время. Исполните выступление перед педагогом.
Помните, что выступление ваше должно быть доступным, эмоциональным. Вы должны говорить «своим языком»

Критерий оценки сообщения учащихся
Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность,
обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.

Приложение № 5
Памятка - алгоритм по формированию умения доказывать.

Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.
Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказывать.
Определите вывод, который будете доказывать.
Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Приложение № 6
Исторический диктант .
«Прибайкалье в период Средневековья»
Задание: В предложении вставьте пропущенные слова, фразы; закончите предложение.
1.Самая многочисленная народность Прибайкалья в 5-11 вв (курыканы)
2. Ко времени прихода русских в Восточную Сибирь бурятские племена были уже расселены: по Ангаре и её притокам Осе, Унге, Иде - (булагаты); по верховьям Куды, Лены - (эхириты); по на западном берегу Байкала, о. Ольхон, по реке Бугульдейка - (хоринцы).
3. Эвенки расселялись( по берегам Байкала, Лены, Ангары).
4.Высшим органом управления у эвенков считалось(родовое собрание).
5.В Нижнеудинском районе, на склонах Восточных Саян, живёт очень древняя народность - (тофалары).
6. В 1628 году из Енисейска направились к Байкалу две партии казаков. Одна – во главе с десятником Василием Бугром дошла до верховьев Лены. Другая – во главе с атаманом(Максимом Перфильевым) – достигла бурятских стойбищ на Ангаре.
7. Первым был поставлен в (1630 г.) Илимский острог.
8. В 1661 году по просьбе тувинского князьца (Яндаша), казаки во главе с (Яковом Похабовым) заложили Иркутский острог.
9. Иркутск стал городом в ( 1686) году.
10. Местное население - буряты, эвентки, тофалары – было обложено (ясаком).
11. Центром экономической жизни всей Восточной Сибири и северо-востока более ста лет являлось (Илимское воеводство).
12. В 1699-1701 гг. известный картограф (Семён Ремезов) составил «Чертёжную книгу Сибири».


Приложение № 7
Конференция «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

План подготовки конференции.


Что выполнить
Сроки
Ответственные

1
Информационный бюллетень – объявление конференции.
1 неделя
инициативная группа

2
Выставка книг в библиотеке и кабинете истории
1 неделя
учитель, библиотекарь

3
Подбор материала по теме в краеведческом музее
1 неделя
заведующий
музея

4
Консультация о порядке подготовки доклада, сообщения
1 неделя
учитель истории

5
Подготовка докладов и сообщений
1-5
недели
учащиеся-докладчики

6
Индивидуальные консультации для докладчиков
1-5
недели
учитель истории


7
Оформление кабинета по теме «Великая Отечественная война» с использованием краеведческого материала
2-3
недели
учитель, инициативная
группа

8
Изготовление и вручение пригласительных билетов
4 неделя
учащиеся
10 класса

9
Подготовка ТСО ( магнитофон, видеокассеты, СD и т.д)
5 неделя
учитель

10
Объявление о конференции, бюллетень-
программа.
4
неделя
инициативная группа

11
Проведение конференции
6
неделя
учитель истории


План конференции

Цели:
показать роль сибиряков в победе над фашисткой Германией и милитаристской Японией;
развивать навыки и умения:
работы с документами, дополнительной литературой, архивом музея;
анализировать и обобщать исторические факты;
составлять конспект, тезисы, подбирать необходимую литературу;
готовить доклады и сообщения;
оценивать значение для наших современников трудовых и боевых подвигов;
навыки публичного выступления перед аудиторией;
способствовать формированию у школьников чувств патриотизма, уважения к односельчанам - участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, уважения к старшему поколению.

Оборудование:
1.ТСО;
2. выставка литературы по теме;
3. Звукозаписи: Д.Шостакович «Седьмая симфония», Р.Рождественский «До свидания, мальчики», Александров «Священная война»
4. Книги-раскладушки, альбомы с краеведческим материалом.
5. Видеофильм «Легендарный сибиряк» (о боевом пути А.П.Белобородова).
Эпиграф: «Из одного метала льют
Медаль за подвиг и за труд».

Время проведения конференции: 2 академических часа.

П л а н к о н ф е р е н ц и и
( на доске)
1. Вступительное слово учителя.
2. Р.Рождественский «До свидания, мальчики».
3. «Сибирь стояла под Москвой»
4. 114 стрелковая на Ленинградском направлении и в лесах Карелии.
5. «Восходит заревом в века победа Сталинграда»
6. Победная поступь.
7. Разгром милитаристской Японии.
8. «Всё для фронта, всё для победы»
9. Выступление односельчан - участников событий.
10. Заключительное слово учителя (обращение к эпиграфу).

В докладах выступающих широко используется местный материал
(воспоминания участников событий, рассказы об односельчанах и т.д.)

Вступительное слово учителя: (задачи, план работы)
27 миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, землякам-ветеранам Великой Отечественной войны посвящается конференция «Наш край в годы Великой отечественной войны».
27 миллионов наших соотечественников унесла Вторая мировая война. После неё на наше планете было ещё более 100 войн. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны. Даже в Антарктиде на глубине 100 метров бур натолкнулся на пепел – может быть это тоже пепел войны. Из всех известных человечеству войн самой жестокой была Вторая мировая война.
Война началась 1 сентября 1939 года с момента нападения Германии на Польшу, Для советских людей она грянула в 4 часа утра 22 июня 1941 года.
(звукозапись песни Александрова «Священная война»)
Маленькую, провинциальную Усть-Уду, расположенную на стыке трёх рек – Ангары, Уды и говорливой Еловки и её жителей война застала врасплох. Было тёплое июньское лето выходного воскресного дня В центре посёлка, у рынка и магазинов, как всегда собрались жители, делали покупки, вели беседы. Но вот радио, висевшее на столбе, сообщило о военном нападении Германии на Советский Союз. Это было в 11 часов утра 22 июня 1941 г. А враг уже шагал по нашей земле.
(Звукозапись Д.Шостакович «Седьмая симфония»). На фоне музыки: из письма русской матери «Сынок мой милый! Вот мы каждый день слушаем радио и все очень беспокоятся, что проклятый враг захватил Рузу, рвётся к нашей любимой Москве. Но, нет, не бывать этому, не ступит вражья нога на улицу Горького, Сыны мои, дорогие мои, кровные мои! Вас четверо на фронтах сражается, да ещё два зятя. Бейте фашистов, уничтожайте их. Если вам не хватит силёнок, я отца вашего пошлю на помощь, а сама пойду рыть яму до кровавых мозолей, чтобы она стала могилой гитлеровцам. О нас, сынок не беспокойся, у нас всё в порядке, Целую тебя, сынок, твоя мать Евдокия Брызгалова».

( звучит стихотворение Р.Рождественского «До свидания, мальчики».)


Приложение №8
Социологический опрос
«Жизнь при Брежневе»
1.Какие важные события в вашей жизни и жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.И. Брежнева?
2. Ощущали ли вы на положении своей семьи общий рост благосостояния советского народа?
3. Замечали ли вы в социально-экономическом положении страны кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли?
4. Каково ваше отношение к «перестроечным процессам периода правления М.С.Горбачёва? Как восприняли выборы на альтернативной основе, проявление свободы слова в печати на телевидении?
5. Одобряете ли вы рыночные отношения, как тип экономических отношений?
6. Занимаетесь ли вы предпринимательской деятельностью? Если да, то, что мешает и способствует вашей деятельности?

Примерные темы эссе:

Что преобладает в гидротехническом строительстве – польза или вред для человека и природы?
2. Гармония во взаимоотношениях человека и природы: возможно ли
такое состояние?
Почему, на ваш взгляд, в нашем районе на выборах президента в 1996
Году лидировал В.В.Жириновский?


Приложение №9

Вопросы к викторине «Знай свой край»

Назовите одного - двух участников Гражданской войны, жителей Усть-Удинского района. Какова их судьба?
Назовите одного – двух первых комсомольцев Усть-Удинского и Балаганского районов.
В районе военкомата в п. Усть-Уда стоит стела, посвященная борцам за власть Советов. Кому она посвящена, чьи имена увековечены в этом памятнике?
В п. Усть-Уда есть улица, названная в честь ссыльнопоселенца, большевика, который жил на поселении в Усть-Уде ещё до революции. Во времена Гражданской войны он стал её активным участником, борцом за Советскую власть. Кто он?
Кто автор книги «В тылу Колчака?» Связаны ли имена авторов и самого Колчака с историей нашего района?
Что такое «ликвидатор» в 20-30-х годах 20 века? Назовите 1-2-х ликвидаторов в Усть-Удинском районе.
Назовите 1-2 первые сельхозкоммуны, появившиеся в нашем районе в 1920-е годах. Их название и где они находились?
В каком году в Усть-Уде появилась потребкооперация?
Как имя И.В. Сталина связано с нашим районом?
Кто был избран председателем Иркутского Совета рабочих депутатов 3.03.1917 г. .
11.Какой генерал вел остатки колчаковской армии на восток ?
12.Какие командиры партизанских отрядов, приобрели большую
известность в 1919 году в Приангарье?

Источники информации:

1.Косых А.П., Рабецкая З.И, Сверлик Г.И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.
2. Районная газета «Усть-Удинские вести».
3. Материалы школьного краеведческого музея.
4 Материалы районного краеведческого музея.


Приложение № 10

Викторина «Герои Земли Иркутской»
Кто первый из иркутян получил высокое звание Героя Советского Союза и за что?
Назовите земляка героя боёв на Халкин - Голе. Какой он удостоен награды?
Сколько Героев Советского Союза дала стране Иркутская земля?
Назовите земляков, Героев Советского Союза, командиров гвардейских соединений.
В каком году установлен в Иркутске мемориал, посвящённый воинам, погибшим в Великую Отечественную войну?
Назовите земляка – дважды Героя Советского Союза, которому в Г. Иркутске установлен памятник. Когда произошло открытие памятника, кто его автор?
Какая прославленная дивизия первой удостоилась награждения орденом Суворова 2 степени. Когда и за что?
Назовите экипаж земляков, повторивших подвиг Гостелло.
Назовите девушку Героя Советского Союза, память которой увековечена созданием в Иркутской области мемориального музея, где он находится?
Кто из земляков повторил подвиг А. Матросова?
Расскажите о героях войны нашего района.
Какие предприятия были эвакуированы в нашу область в годы войны?
Расскажите о патриотических делах иркутских школьников в годы войны.
Назовите иркутян – полных кавалеров ордена Славы.

Литература

1.Косых А.П., Рабецкая З.И, Сверлик Г.И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.
2. Килессо Г.Т. Улица имени Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1984.
3. Кузнецов И.И. Золотые звёзды иркутян. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1982.
4. Кузнецов И.И., Кузнецова Т.П. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Иркутск: издательство Иркутского университета, 1985.
5. Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Иркутск, 1983.

6. Сергеев М. Иркутск. Три века. Страницы жизни. Иркутск: Восточно - Сибирское кн. издательство, 1986
7. Сутормин А.Г. На параде победы. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1985.
8. Петров И.Ф. Обелиски славы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.
9. Хафизов Р.З. Славе – не меркнуть, традициям – жить! Иркутск: издательство «Символ», 2002.
10. Шинкарёв Л. Сибирь. Откуда она пошла, и куда идёт. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1974.

Приложение №11
Итоговый тест

1.Религией древнего человека является:
а) православие;
б) буддизм;
в) шаманизм;
ламаизм.
2. Малочисленная народность , проживающая на склонах Восточных Саян:
а) эвенки;
б) тунгусы;
в) кидани;
г) тофы.
3. Соотнести события и даты:
1. Заложен Братский острог а) 1661 г.
2. Поставлен Иркутский острог б) 1654 г.
3. Поставлен Осинский острог в) 1631 г.
4. Поставлен Илимский острог г) 1647 г.
1 - б; 2 - а; 3 – г; 4 – в.
4. Особую группу крестьянства в России составляли малочисленные народы Севера и Сибири. Подати государству они платили:
а) деньгами;
б) поставками мяса, рыбы, мёда, ягод.
в) ясаком;
г) в разных районах местной продукцией.
5. Сибирский торговый город, через который в Россию везли товар из Китая и Монголии:
а) Верхнеудинск;
б) Кяхта;
в) Чита;
г) Улан-Удэ.
6. Какой населённый пункт Иркутской губернии называли «столичкой декабристов»?
а) Олонки;
б) Урик;
в) Оёк;
г) Веденщина.
7.Кто из генерал-губернаторов Восточной Сибири подписал в 1858 году Айгунский договор с Китаем?
а) Н.Н. Муравьёв-Амурский;
б) М.М.Сперанский;
в) И.Пестель;
г) Н.И.Трескин.
8. Укажите год начала строительства Транссибирской магистрали:
а) 1881 г.
б) 1902 г.
в) 1891 г.
г) 1892 г.
9. Укажите имена общественных деятелей, отбывавших ссылку в Восточной Сибири:
а) Н.Г.Чернышевский; д) Г.В.Плеханов;
б) А.И.Герцен; е) Н.Е.Федосеев;
в) А.Н.Радищев; ж) М.А.Бакунин;
г) В.Г.Белинский; з) И.В.Сталин.
10.Соотнесите списки:
1.Публицист, историк, этнограф а) Г.И. Шелихов;
2. Участник выступления декабристов в 1825 г. б) Н.П.Охлопков;
3. Генерал-губернатор Сибири в) М.М.Сперанский
4. Народный артист СССР, чьё имя носит г) В.П.Сукачёв;
один из иркутских театров д) С.Г. Батеньков
5.Деятель культуры, основатель иркутской е) А.П.Щапов.
картинной галереи
6.Основатель «Американской» торгово – промышловой компании.
1 – е; 2 – д; 3 – в; 4 – б; 5 – г; 6 – а.
11. Электика – это (выберите наиболее точное определение):
а) господствующий стиль в русской и европейской архитектуре второй
половины 19 в.;
б) одно из названий русского стиля;
в) смешение приёмов и элементов разных стилей в одном произведении.
12. Восстановите хронологическую последовательность событий 19 века.
а) Пожар в Иркутске, уничтожение 2/3 города;
б) Прибытие в Иркутск первых декабристов, сосланных на каторгу;
в) Разделение Сибири на Западную и Восточную;
г) Прибытие в Иркутск первого пассажирского поезда;
5) Назначение генерал-губернатором Сибири М.М.Сперанского.
5, 3, 2, 1, 4.
13. Дважды Герой Советского Союза, командарм в годы Великой Отечественной войны:
а) П.Ф. Тюрнев;
б) К.И.Провалов;
в) А.П.Белобопродов;
г) И.В.Богдыханов.
14. Какое значение имело присоединение Восточной Сибири к России?
15. Почему влияние большевиков Иркутска в органах власти на протяжении всего 1917 г. было значительно меньшим, чем в столице?
16. Какими особенностями характеризовалась коллективизация в Приангарье?
17. Какая оборонная продукция производилась в годы Великой Отечественной войны на предприятиях области?
18. Назовите губернаторов Иркутской области.


Приложение № 12
Обучение в сотрудничестве

Принципы комплектования групп:
Социометрическая и психологическая характеристика членов группы;
Дифференциация участников группы по уровню обученности.
Распределение ролей в группах:
Организатор – тот, кто следит за активностью своих партнёров в группе;
Контролёр – тот, кто отслеживает культуру общения и взаимопомощи в группе;
Лидер – тот, кто следит за правильностью выполнения задания.
Техника работы в группах

1.Подготовка к выполнению группового задания:
постановка учебной задачи;
инструктаж о последовательности работы;
раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа:
планирование работы в группе, знакомство с материалом;
выполнение заданий, обсуждение результатов работы;
подведение итогов, предоставление результатов на проверку, защита проекта;
индивидуальное выполнение задания.
3.Заключительная часть:
сообщение учителя о результатах работы группы;
анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.


Приложение №13
Примерные темы рефератов, докладов
«Иркутская губерния в первой половине 19 в.»

1.Декабристы в Сибири.
2. Иркутский художественный музей.
3. Иркутск в 19 веке.
4. И годы, и судьбы, и звон кандалов
5. Наш край в первой половине 19 века.
6. Жёны декабристов. Их вклад в развитие Сибири.
7. Сибирские традиции и обряды.
8. «С Иркутском связанные судьбы».
9. Переселенцы на Иркутской земле.
10. Восточно-Сибирское генерал-губернаторство.
11.Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири.
12.Сибирские меценаты.
13. М.М.Сперанский и его преобразования в Сибири.
14. «Во глубине сибирских руд»
15. Иркутские сокровища.
16. Крестьянский быт сибиряков.
17. Экономика края в первой половине 19 века.
18. Декабрьские вечера.
19. Иркутск вчера и сегодня.
20. Участие сибиряков в войне 1812 года.

































Литература

Учебные пособия:
1.Косых А.П., Рабецкая З.И, Сверлик Г.И. История Земли Иркутской: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.
2. Фролова С.А. Исторический атлас. Иркутская область. Москва: ООО Издательство ДИК, при участии издательства «Дрофа». 2000.

Дополнительная литература:
1. Аганбегян А., Ибрагимов З. Сибирь не понаслышке. М., 1881.
2. Килессо Г.Т. Улица имени Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1984.
3. Кузнецов И.И. Золотые звёзды иркутян. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1982.
4. Кузнецов И.И., Кузнецова Т.П. Юные патриоты Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Иркутск: издательство Иркутского университета, 1985.
5. Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. История Иркутской области. Иркутск, 1983.

6. Сергеев М. Иркутск. Три века. Страницы жизни. Иркутск: Восточно - Сибирское кн. издательство, 1986
7. Сутормин А.Г. На параде победы. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Издательство, 1985.
8. Петров И.Ф. Обелиски славы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984.
9. Хафизов Р.З. Славе – не меркнуть, традициям – жить! Иркутск: издательство «Символ», 2002.
10. Шинкарёв Л. Сибирь. Откуда она пошла, и куда идёт. Иркутск: Восточно - Сибирское кн. Издательство, 1974.
















13PAGE 15


13PAGE 141415