Урок Окружающий мир 2 класс на тему: Хвойные и цветковые растения


Тема: Хвойные и цветковые растения
Цель урока: расширить знания учащихся о хвойных и цветковых растениях
Образовательные задачи:
-показать учащимся отличительные признаки цветковых и хвойных (споровых) растений;
-уметь распределять растения по группам;
-учить детей работать с книгой, энциклопедией, словарём.
Развивающие задачи:
-формировать умение высказывать своё мнение, суждение по результатам сравнения (на примере сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп);
-развивать умения и способности работать самостоятельно;
-прививать интерес к изучаемому предмету;
-расширять кругозор учащихся о хвойных и цветковых растениях.
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Оборудование: учебник 2 класс «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, рабочая тетрадь к учебнику, ИКТ, рисунки хвойных и цветковых растений, веточки ели и сосны.
Ход урока
1.Организационный момент
Я желаю вам хорошего настроения и успехов!
Психологический настрой (Улыбнитесь друг другу)
2.Актуализация опорных знаний
Тест (работа в парах)
Наука, изучающая живую природу, называется:
А) биологией
Б) экологией
В) зоологией
2. Какое растение из данных групп самое древнее:
А) мхи
Б) папоротники
В) водоросли
Г) лишайники
3. Где можно встретить водоросли:
А) в реках, озерах, морях, океанах
Б) в лесу, в поле, на лугу
4. Где растет лишайник:
А) в поле, на лугу
Б) во влажных лесах на земле, сучьях деревьев, на скалах
5. Где встречается мох:
А) в поле
Б) на лугу
В) в хвойном лесу, во влажных болотистых местах
(Учащиеся обмениваются листочками и проверяют работу товарища)

Вывод:
На какие группы делятся эти растения? (водоросли, мхи, лишайники, папоротники)
Почему водоросли называют самыми древними? В чем польза водорослей? (они первые вышли из воды)
В каком растении живут и гриб, и водоросль? (в лишайнике)
У каких растений нет настоящих корней и цветков? (у мхов)
Что можно сказать о папоротнике? Кто знает поверье о папоротнике? (он не цветет. Кто увидит в ночь на праздник Ивана Купалы цветущий папоротник, того ждет счастье)

3.Постановка проблемы
Учитель читает стихотворение
«Что такое лес»
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На лугу сова,
Ландыш серебристый,
И воздух чистый- чистый.
Сейчас нам придётся немного поразмыслить.
-Как вы думаете лиственные растения, это какие?
У них есть листья.
-А хвойные?
У них есть иголки-хвоинки.
-Что у них общего?
И у тех и у других есть семена.
-Чем они отличаются друг от друга?
Одни цветут, другие нет. Вместо цветков у них шишки.
Как вы уже, наверное, догадались, мы сегодня будем говорить о растениях, которые цветут и называются цветковыми и о хвойных растениях.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Объявление темы урока: «Хвойные и цветковые растения»
Отгадайте загадки:
(Учитель читает загадки о цветковых и хвойных растениях)
1.Её в лесу всегда найдёшь-
Пойдёшь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как ёж
Зимою в платье летнем. (Ель)
Ель обычно растёт во влажных местах. Ель называют музыкальным деревом, её древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино. Главная ценность ели – прекрасная древесина. Мягкая, лёгкая и смолистая служит для производства бумаги. А для нас ёлка – украшение нашего дома в праздник Нового года.

2.У меня длинней иголки, Чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
В отличие от ели у сосны хвоинки длинные, сидят парами. Сосна самое древнее дерево – 4700 лет. В сосновом лесу дышится легко. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. Целебна хвоя сосны. В ней содержатся эфирные масла, витамины. Её настой помогает при лечении инфекционных заболеваний.

3.Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою, без иголок. (Лиственница)
В отличие от большинства хвойных пород лиственницы сбрасывают свою хвою на зиму. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлинённых побегах и пучками. Древесина лиственницы твёрдая, тяжёлая.

Северяне издавна делали из неё сваи для мостов.
-Как называется лес, в котором растут ель и сосна?
(Хвойный)
Растут ли в нашей местности хвойные деревья? Знаете ли вы их названия?

4.Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит
А в один из тёплых дней
Май, серёжки дарит ей. (Берёза)
Её мы узнаём по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет. Берёза настоящая красавица, белые одёжки, золотом - серёжки.
Берёзовый сок вкусный и полезный для здоровья. Берёза является символом России. Из берёзовой коры получали дёготь, которым смазывали оси колёс и даже сапоги.

5.Тёмной он покрыт корою,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много- много, желудей. (Дуб)
Могучие дубы издавна считаются символом мужества и силы.
Древние греки считали дуб священным деревом, шум которого предсказывает судьбы людей, древние римляне считали дуб самым красивым.
В воде дуб не гниёт, его кора содержит лекарственные вещества.

6.Весной растёт, летом цветёт,
Цветок, словно мёд.
Лечит от кашля и гриппа – это(Липа)
Липа одно из самых замечательных деревьев, издавна любимое и почитаемое людьми. Её цветы собирают и сушат, липовый чай помогает от простуды, а липовый мёд считается самым лучшим.
Древесина липы очень мягкая, поэтому она незаменимый материал для резьбы. В старину из липы делали ложки, чашки, блюдца и другую посуду.
В прежние времена на Руси делали из так называемого липового лыка лапти.

-Скажите, как называется лес, в котором растут берёзы, орешник, дубы, липа?
(Лиственный)
-Есть ли такой лес в нашей местности? А как называется лес, в котором много берёз? Берёзовая роща.

Работа в группах (поисковая деятельность)
Каждой группе учитель предлагает описать дерево по следующим признакам:
1.Название растения
2.Хвойное или лиственное?
3.Дерево или кустарник?
4.Где ты видел это растение?
5.Были ли на нём листья?
6.Были ли на нём шишки?

Физминутка
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся за парты)

5. Этап первичной проверки понимания изученного
Работа по учебнику
Самостоятельное чтение учащимися текста.
-Давайте прочитаем, что же особенного в хвойных растениях?
Что у них образуется вместо цветков?
Вместо цветков у них – шишки, в которых развиваются семена.
А листья у них - хвоинки.
Лиственница каждую осень сбрасывает свои особые листья, как все лиственные деревья.
- Почему её всё же называют хвойным деревом?
Коллективная работа
Очень разнообразны листья хвойных и цветковых растений. Как вы думаете, как они различаются?
( По форме, размеру, окраске)
-Рассмотрите внимательно листочки, из чего они состоят?
(Из листовой пластины, которая пронизана жилками-сосудами, а так же из черешка, которым он прикрепляется к стеблю)
-Назовите, веточка какого растения изображена:


-Расскажите, что вы знаете о листьях.

Сообщения, подготовленные учениками.

1-й ученик
Лист клёна крупный, с пятью острыми лопастями. Он такой выразительный и красивый на вид.

2-й ученик
У осины небольшие, беловато-зелёные, круглые, с волнистым краем листья. Интересны они своей особенностью: с шумом, похожим на громкий шёпот, вдруг затрепещут, засверкают серебристо - белой изнанкой, в то время когда все другие деревья стоят не шелохнувшись. Вроде и ветра нет, а осиновые листочки шумят и как-то странно крутятся. Осинка постоянно трепещет без всякой причины. Даже есть поговорка: «Дрожит, как осиновый лист»

3-й ученик
У берёзы листочки округлые с острым концом и зубчатым краем. По краю берёзового листа расположены отверстия, в жаркий день выделяются капельки воды с растворённым сахаром. Такие сладкие капельки похожи на росу, так и называются медвяной росой. Её любят пчёлы.

4-й ученик
Ивовые листья узкие, длинные и острые. Снизу они серо-белые, сверху-зелёные, поэтому при ветре переливаются блестящим серебристым цветом.

5-й ученик
Молодые побеги дуба имеют необычный красный цвет из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелёными.
Волнистые края дубового листа словно повторяют контур кроны взрослого дерева.

Этап применения знаний и способов действий
Распределите растения на две группы:
Сосна, дуб, ель, рябина, можжевельник, яблоня, клён, липа, ива.
I группа (лиственные)
II группа (хвойные)




















Этап информации о домашнем задании
Подготовить кроссворд о чудесных растениях. Практическая работа в рабочей тетради (стр. 34)
8. Этап подведения итогов занятия
Викторина
1.Какое дерево даёт сладкий сок?
(Берёза или клён)
2.У каких деревьев осенью листья красные?
(У клёна, у рябины)
3.Какое дерево самое могучее?
(Дуб)
4.Какое хвойное дерево сбрасывает осенью свои особые листья, как все лиственные деревья?
(Лиственница)
5.Самое колючее дерево?
(Сосна, ель)
6.Какое дерево самое плакучее?
(Ива)
7.Какое хвойное дерево самое древнее?
(Сосна-4 700 лет)
8.Какое дерево называют музыкальным?
(Ель)
9. Этап рефлексии

Рисунок 0Рисунок 1Рисунок 2