Конспект урока по окружающему миру Твоя Родина-Россия

Твоя Родина-Россия
Цель:
- познакомить учащихся с основными понятиями
- Россия
- Родина
- Малая Родина
- патриот
- отечество

- воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;

УМК «Гармония»
Задачи:
– в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия, многонациональность народа России. Воспитание толерантности;
– в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы с географической картой, опыт работы в группе;
– в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;
– в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.
Ожидаемый результат: Знание понятий: Россия, Родина, Малая Родина, государственные символы: герб, флаг, гимн;
умение учащихся самостоятельно оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;
умение работать в группах.

Ход урока
1.Орг. Момент. Введение в урок.
Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
- Готовы разгадывать? Молодцы!

2.Повторение изученного материала о водоёмах, их частях, о правилах поведения на воде (тестовая работа)
-Сегодня мы будем на уроке маленькими исследователями. Но для этого нам надо повторить ранее изученный материал. У вас на парте лежат конверт тесты. Найдите и решите задания.
-Проверьте свою работу с помощью таблицы и оцените ее.

3. Актуализация знаний
- Сейчас стихотворение прочитает Шадрунова Уля .(стихотворение о России)
- Вы слушайте внимательно и предположите, как называется тема нашего урока? Какие задачи стоят перед нами?

-Откройте учебник на стр 68 и ответьте на вопросы.
-Проверьте свои ответы, прочитав текст на стр 68

4. Проблемный вопрос

-Чем похожи и в чём отличие таких слов, как Россия Родина, Малая Родина?
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо узнать о значении этих слов как можно больше.

- Что такое Родина? (Родина – это место, где мы родились и живём)
-Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
-Кем для вас являются мама и папа?
-Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (родня, родственники, родные)
-Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова? (Однокоренными)
-Почему? (ответы детей) (Имеют одинаковый корень «РОД»)

-Слово Родина произошло от древнего слова "РОД", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

5.Самостоятельная работа в группах по плану
-А вот теперь вы превращаетесь в маленьких исследователей. Достаньте из конверта план работы в группе. Изучите его.
Если ко мне нет вопросов, действуем по плану и работаем по картосхеме в учебнике на с 69
- А теперь мы попросим каждую группу сообщить нам о проделанной работе:
Какова территория нашей страны ?
Как называется страна , в которой мы живём?
Что изображено в один и тот же день, который изображён на картосхеме?
Назовите главный город нашей страны?

-Убедиться в своих предположениях вы можете, прочитав первый абзац текста на с. 70.

-Что нового вы узнали из текста?

-Далее предлагаю ученикам рассмотреть физическую карту России

-Посмотрите на карту. (Показываю на карту Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.

-Что вы знаете о Москве?
- Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.
В Кремле работает правительство нашей страны.
Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

-В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

- А как называется наша малая Родина?

- А знаете ли вы, какие народы населяют нашу страну?

-В нашей стране издавна жили разные народы. Сейчас на территории России проживает 150 млн.россиян более 100 национальностей.

-Как вы понимаете слово национальность. Посм. в толковом словаре.

-Нам есть чем гордиться – большой территорией, красивой природой и богатством природных ресурсов, большой семьёй народов, которые многие столетия живут вместе на огромной территории России.
Обычаи, одежда, предметы быта и многое другое у народов разных национальностей различаются, но все народы хотят мира, счастья своим детям, учат их добру и уважению к людям других национальностей. У каждого народа есть чему поучиться, что-то перенять,
выполняя заветы предков – жить в мире и согласии.


6.Работа с табличками
-Я поместила на доску таблички со словами: Родина, малая родина, Россия, Горчуха, русский, национальность.
- Выберите слова, которые подойдут к следующим фразам:

Я живу в России.
Это моя Родина.
Я родился в Горчухе.
Это моя малая родина.
Мой папа русский.
Это его национальность.

7. Рефлексия урока.
- Что больше всего понравилось на уроке?
-Что показалось трудным при выполнении самостоятельной работы?
-С какими проблемами вы столкнулись при выполнении задания?

8.Д.З
-ТПО с. 30, задание 1,2. Предлагаю вам найти сказки народов России и проиллюстрировать их (нарисовать природу, одежду, жилище) или подготовить сообщение о каком-нибудь национальном обычае, подобрать стихотворение, пес-
ню, элемент национальной одежды и др.

15