Выступление на методическом объединении Воспитание правовой культуры детей сирот, как условие успешной постинтернатной адаптации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ- СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ДЕТСКИЙ ДОМ (СМЕШАННЫЙ) № 30»
«Воспитание правовой культуры детей-сирот,
как условие успешной
постинтернатной адаптации»
Подготовил воспитатель
высшей квалификационной
категории
Чуприна Л.А.
г.Георгиевск
2016г.
План
Введение…………………………………………………………………………...3
Актуальность и перспективность опыта…………………………......…3-4
Цель и задачи……………………………………………………………..4-6
Оптимальность и эффективность средств……………………………...6-7
Условия достижения результата………………………………………...7-8
Результативность опыта…………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………8
Список использованной литературы…………………………………………….9
Введение
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что - либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Моё педагогическое кредо любовь и забота о детях.
Дать каждому ребенку шанс проявить себя…
Я призываю своих воспитанников к активной творческий жизни, к постоянному труду, стремлению к истине, к счастью.
Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это объясняется двумя основными причинами: 
необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения воспитанников;
степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
Работая по проблеме правового просвещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, я поняла, что она является одной из актуальнейших проблем современной действительности России. До сих пор продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети, юные преступники.
У детей, попадающих в детские дома, появляются проблемы, связанные с появлением ощущения «агрессивного неудачника». Эта агрессия принимает либо внутренний характер и тогда выражается в самоуничтожении (алкоголизм, наркомания, проституция, депрессия, попытки суицида), либо это агрессия по отношению к сверстникам и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.).  Дети, поступая в детский дом, имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Находясь в государственных учреждениях интернатного типа, они часто повторяют судьбу своих родителей, тем самым расширяя поле социального сиротства.
Актуальность правового просвещения обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, политики, культуры. Сегодня главным в вопросах правовой культуры является не столько получение правовых знаний, сколько умение ими пользоваться, находить пути решения жизненных проблем. Необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону.
Длительное пребывание в условиях детского дома нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности уязвимости перед различными формами эксплуатации.
В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.
Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, ограниченность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях детского дома приводит к неразвитому социальному интеллекту, как следствие – незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав и прав детей-сирот, а также обязанностей граждан перед обществом. Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность и отстаивать свои права.
Правовое просвещение несовершеннолетних не случайно указывается в последнее время в качестве обязательного элемента успешного построения правового государства и воспитания гражданского общества. Оно названо ключевым в борьбе с преступностью и коррупцией в России. Действительно, человека, уважающего свои и чужие права, сложно заставить поступиться ими ради мимолетной выгоды и стать преступником. Стране нужна молодежь с высоким уровнем гражданственности и правовой культуры.
В процессе работы я пришла к выводу, что воспитанник, не овладевший культурой в области права, после выпуска из учреждения будет дезориентирован, не сможет влиться в общество, будет долго приспосабливаться, искать свое место в жизни.
Это и определило тематику моей работы «Воспитание правовой культуры детей-сирот, как условие успешной постинтернатной адаптации».
Цель и задачи
В связи с этим мною были поставлены следующая цель и задачи:
Цель: формирование личности ребенка с активной гражданской позицией, способной к успешной социализации, самореализации в современных условиях.
Задачи:
- создать основу для формирования современного правового мышления, способствовать формированию социальных, нравственных и правовых ценностей; - сформировать социально-правовую активность и умения в применении положений законов; - повысить уровень правового сознания. 
- помогать в усвоении и принятии нравственных ценностей.
- воспитывать навыки сознательной дисциплины;
- развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.
В своей работе я опираюсь на труды российских и зарубежных ученых в области права: - Вентцеля К.Н.(1918г.), принимавшего участие в разработке «Декларации прав ребенка», которая одна из первых в мире провозгласила для детей права и свободы (социальные, экономические и культурные) в различных областях жизни - Алексеева С.С. – одного из авторов действующей Конституции РФ.
Также использую материалы основных документов РФ по правам детей и их защите: - Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г. №124-ФЗ), Семейный Кодекс РФ (1996г.,текст с изменениями от 01.09.2008г.), «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г. №120-ФЗ), «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(1996г. №159-ФЗ), Гражданский, Жилищный, Трудовой, Уголовный, Административный Кодексы РФ, Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012г., другую литературу по правовому просвещению несовершеннолетних (Бобкова Н.Н. «Азбука права», Велигородная В.А. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию», Мавлютова Е.А. «Основы правовых знаний», Резепов И.Ш. «Краткий курс по уголовному праву»).
Так же в работе помогает педагогическая мастерская, которая включает в себя: программу воспитания и обучения «Я-Личность», банк психолого-педагогических идей о развитии личности, календарный и тематический план, копилка передового опыта воспитателя детского дома, научная и методическая литература, копилка презентаций по правовому воспитанию, описание технологий обучения и воспитания.
Организацию работы по защите прав ребёнка можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая условно состоит из трёх блоков:
- информационно-аналитический;
- практический;
- контрольно-оценочный.
В начале своей работы использовала метод наблюдений, тестирование, анкетирование. Что помогло выявить уровень знаний воспитанников по правовому воспитанию.
Так социологический опрос воспитанников «Знаешь ли ты свои права?», в сентябре 2016 года показал следующие результаты:
Что ты считаешь своими гражданскими правами и какими из них ты можешь воспользоваться?
- на жизнь 82%;
- на отдых 65%;
- на образование 70%;
- на охрану здоровья 50%.
Соблюдаются ли твои права?
– не соблюдаются 30%;
- соблюдаются 70%.
3. Какие документы о правах ребёнка ты знаешь?
- конституция, декларация прав 67%;
- уголовный, семейный кодекс 8%;
- конвенция прав ребёнка 15%;
- не знают документов 10%.
По результатам исследований на каждого воспитанника был составлен план индивидуальной работы, в которой были включены различные формы работы по правовому просвещению.
Оптимальность и эффективность средств
В нашем детском доме за последние 3 года значительно снизилось количество правонарушений среди воспитанников, но, тем не менее, не все они хорошо ориентируются в вопросах законности и правопорядка. Особенно отчетливо противоправные деяния проявляются в подростковой среде. Моя работа по правовому воспитанию детей направлена на: - организацию такой деятельности, при которой ребенок осваивает различные социальные роли, учится общаться, принимать решения; - вовлечение детей в широкие социальные связи за счет участия в культурно-массовых мероприятиях, конкурсах.
В работе использую программу «Я –Личность» (авторы-составители: Ю.Г. Коровкин, директор детского дома и А.Н. Шелкоплясов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе). При реализации данной программы я формирую у воспитанников умение различать хорошие и плохие поступки, учу их правильно вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок, способствую развитию, становлению и укреплению гражданской позиции.
Одним из средств эффективности моего опыта является соединение теории с практикой, разумное сочетание традиционных и современных подходов. Дети принимают активное участие в дискуссиях, проблемных занятиях, конкурсах, викторинах. Совместно с детьми создаю и использую для проведения мероприятий интернет-презентации, видеофильмы, также провожу экскурсии, целевые прогулки
Я применяю в своей работе такие формы занятий с детьми, как: беседа-диалог с элементами игры, беседа-размышление, мини-викторина, правовой практикум, семейный разговор, диспут, круглый стол, час вопросов и ответов и др. Это и правовая пропаганда, правовое обучение, профилактические беседы, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, встречи с представителями правоохранительных органов, интересными людьми, имеющими свою историю успеха.
Вся работа по правовому воспитанию направлена на формирование ценностно-правовых ориентаций, которые являются социально-значимым механизмом, позволяющим повышать знания о нравственных, правовых и моральных ценностях и превращать их в личные убеждения. Не остаются без внимания и календарные праздники.
 Для формирования нравственных и ценностно-правовых ориентаций и взглядов были апробированы методики анализа и моделирования конкретных правовых ситуаций, тематическая дискуссия, метод правотворчества, индивидуальный и др. Создание воспитательной среды обеспечило целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения воспитанников, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права.  Эти методы очень важны для успешного прохождения этапа воспитательного процесса – формирование чувств, эмоционального переживания, знаний взаимосвязи права и морали, правомерного поведения.  Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры.
Условия достижения результата
1. Учет возрастных и психологических особенностей воспитанников, осуществление гуманно-личностного подхода в учебно - воспитательном процессе
2. Отношение к каждому ребенку как к личности.
3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу.
4. Направленность и организация учебного процесса на формирование прогностических умений.
5. Создание ситуации взаимопомощи, признание за воспитанником права на ошибку.
Результативность опыта
В результате моей деятельности улучшилось поведение детей, они стали критически оценивать свои поступки, а также поступки окружающих людей, друзей, одноклассников, лучше ориентироваться в социальной жизни общества. В течение следующего этапа деятельности я планирую продолжить начатую работу по правовому просвещению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, делая акцент на процесс социализации воспитанников, то есть включение ребенка в систему социальных отношений.
Заключение
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников детского дома – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Повышение социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в овладении ими различными областями знаний, способствуют формированию жизненных навыков, и, впоследствии, будут способствовать успешной адаптации в обществе. Таким образом, мы педагоги специализированных учреждений стремимся к поддержанию отношения молодежи к изучение норм права.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Дети в нашей стране защищены, они должны знать свои права и неукоснительно выполнять свои обязанности. Только при таких условиях из них вырастет полноценное будущее поколение. И в конце своего выступления мне бы хотелось прочитать стихотворение.
Дайте детству наиграться
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не в кратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!



\
Литература
1. Е.С. Королькова Введение в обществознание М. ,«Новый учебник», 2005
2. Я.В. Соколов Граждановедение М., НВЦ «Гражданин», 2005
3. С. Шагалеев и др. Права ребенка Владивосток, Центр развития гражданских инициатив,2005
4. Г.А. Воронцов Правоведение Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003
5. Конвенция о правах ребенка
6. «Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка» М., педагогическое общество России, 2005.
7. «Семейный Кодекс РФ» М., Юридическая литература, 1993.
8. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ, М., 2007.
9. Каширцева Е., Шабельник Е. «Права на каждый день» М., Вита-пресс, Никитин А.Ф. «Право», М., Дрофа, 2009.