Программа элективного курса Я и моя будущая профессия

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нколаевская основная общеобразовательная школа
Павловского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению
Протокол № 1 от «02» сентября 2016 г.
Утверждаю.
Директор школы __________/Л.А.Черкашина/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Я и моя будущая профессия
для 9 класса
на 2016-2017 год



















составитель:
учитель русского языка и литературы
Черкашина Л.А.



2016 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Я и моя будущая профессия» разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МКОУ Николаевской ООШ;
Образовательная программа МКОУ Николаевской ООШ;
Учебный план Школы на 2016-2017 учебный год.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда. Главное в решении этой проблемы – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 1415 лет. Но не все выпускники ответственно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности.
Курс «Я и моя будущая профессия» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор , подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда
Актуальность данной программы состоит в том, что необходимо с учащимися 9 класса проводить систематически организованную профориентацию, направленную не только на знакомство с профессиями, но и


на изучение личностных особенностей, учет их при выборе своей будущей профессии и на развитие личности, потому что
- выпускники основной школы должны сами определить свой дальнейший путь получения образования,
- часть обучающихся покидает стены школы, поступая в техникумы , колледжи;
- в современном мире выигрывает лучший, а для этого нужно наметить пути своего образования как можно раньше, чтобы как можно больше времени уделить изучению предметов в выбранном направлении и работать над коррекцией и развитием своих личностных качеств.
Значимость программы курса «Я и моя будущая профессия» заключается в том, что наряду с проблемой профориентации у обучающихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Выпускнику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить её с самооценкой. Естественно такая ситуация заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания, а так же при этом развития коммуникативных качеств.
Программа по профориентации «Я и моя будущая профессия» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Работая в группах, подростки учатся обмениваться информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и решать проблемы. Это развивает личностную и социальную компетентность
Основная цель данного курса - формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности ;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;
- способствовать развитию социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
- расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, дать представление о профпригодности ;
- обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов групповой работы, дискуссий и «генераций идей» («мозговых штурмов»),эвристических бесед, проблемного изложения материала.
Необходимыми условиями, определяющими успешность работы на занятиях, являются: во-первых, создание и поддержание педагогом благоприятного эмоционального фона (комфорта), во-вторых – атмосферы доверия, в–третьих – доброжелательного отношения участников друг к другу.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, программа включается в сетку расписания с пометкой «элективный курс». Занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего учебного года.
Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование;
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Результаты выполнения программы приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, этапы построения карьеры;
личный профессиональный план;
конструктивное общение;
адекватная самооценка;
профпригодность и компенсация;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
разработать этапы своей профессиональной карьеры.







Содержание курса «Я и моя будущая профессия»

I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения;
понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны уметь:
определять предмет и задачи курса.
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
виды памяти и внимания;
понятие психологических особенностей личности;
понятие
«мышление», особенности интеллектуальной сферы;
понятие способности, виды способностей, условия их развития;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.

Учащиеся должны знать:
типы нервной системы;
типы темперамента;
понятие характера;
понятие жизненного и профессионального самоопределения;
понятие потребности, виды потребностей;
особенности делового общения;
понятие «конфликта» -пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности.
Учащиеся должны уметь:
определять тип нервной системы, темперамента;
использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
IV. Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».
Учащиеся должны знать:
понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
классификацию профессий, формулу профессии;
понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
анализировать информацию о профессиях.
V. Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «предпочитаю»).
Учащиеся должны уметь:
на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
понятие карьеры;
этапы построения карьеры;
понятие профессионального роста.
Учащиеся должны уметь:
составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

















Учебно – тематический план курса «Я и моя будущая профессия»


Перечень тем
Кол-во часов




Введение.

1

Познавательные процессы и способности личности

5

Психология личности

6

Мир профессий

11

Профессиональное самоопределение

7

Подготовка к будущей карьере

2

Обобщение

2

Всего часов
34







Календарно-тематический план
n/n
Наименование тем
Дата
Кол-во
часов

I
1
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II
Познавательные процессы и способности личности

6

2
Память. Внимание.

1

3
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

4-5
Мышление.
Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

2

6
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

1

III
Психология личности

5

7

8
Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

1

9-10





11-12
Самоопределение. Профессиональное самоопределение.
Смысл и цель жизни человека.
Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

Общение. Деловое общение. Конфликт.
Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.


2





2

IV
Мир профессий

11

13-14


15-16
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.
Характеристика труда.
Классификация профессий.
Формула профессии. Понятие профессиограммы.

2


2

17-18


19
Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек.
Характеристика профессий типа «человек-техника».

2


1

20


21


22


23
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ»
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система.

Характеристика профессий типа
«человек-природа».

Характеристика профессий типа
«человек-художественный образ»

1


1


1


1

V
Профессиональное самоопределение

7

24-25
Проблема выбора профессии.
Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»).


2

26
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

1

27
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность.


1

28
Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).

1

29-30
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

2

VI
Подготовка к будущей карьере

2

31
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали).

1

32
Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

1

7
33-34
Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачёт.




2











Литература и средства обучения

Для учителя

Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессий. - Огнинск, 2010.
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. - М., 2011.
Кулагин С.Б. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 2011.
Прощицкая Е.Н Практикум по выбору профессии.- М., 2011.


Для обучающихся
1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А. Справочник начинающего профконсультанта. - М., 2012.
Климов В.А. Как выбрать профессию. - М.,2013.
Мир профессий. - М., 2013.
Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М., 2011.
Пвсковский Д.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М., 2012
Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. М.: «Генезис», 2013.


Интернет – ресурсы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] september.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Заголовок 115