Конспект урока на тему «Способы получения металлов»


Способы получения металлов
Дата
Класс: 9
Урок: химии
Учитель: Мощенко Л.А.
Тема урока: способы получения металлов
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок с использованием ИКТ, урок теоретических и практических самостоятельных работ, урок – беседа (смешанный урок)
ТДЦ обучить: умению характеризовать свойства, способы получения металлов, рассматривать реакции с точки зрения ТЭД и
окислительно – восстановительных реакций.
развить: дальнейшее развитие интеллектуальных умений и навыков, основных мыслительных процессов; развитие аналитико-
синтезирующего мышления – развитие умений классифицировать реакции, делать обобщающие выводы, развитие
умений применять знания при составлении уравнений реакции.
воспитать: продолжить формирование научного мировоззрения, личностных качеств, обеспечивающих успешность учебной деятельности, (дисциплинированности, ответственности, деловитости, трудолюбия). Содействовать идейно
политическому воспитанию (работы Казахстанского ученого Сатпаева К.И)
Оборудование: таблица ПСХЛ, таблица растворимости, ряд активности металлов, CD «Виртуальная лаборатория» - «Металлы»
компьютер, интерактивная доска.
Литература: Н.Н. Нурахметов. «Химия. 9 класс. Учебник», 2013г. Н.Н, Нурахметов «Сборник задач и упражнений по химии». Н.Н, Нурахметов «Химия 9 класс. Рабочая тетрадь» методическая литература, «Книга для чтения по неорганической химии», «Дидактический материал».
Этап урока СУМ (содержание учебного материала) МО (методы обучения) ФОПД (формы организации познавательной деятельности учащихся) Уровень усвоения программного материала Задания по развитию функциональной грамотности
Компетентностные задания Подготовка к внешней оценке учебных достижений Индивидуально – коррекционная работа
1 Орг момент
Настрой на учебу. Мотивация на получение положительного результата Словесный Фронтальная, индивидуальная 2 Воспроизведение ЗУН, необходимых для заданий Сообщение учащимся цели и предстоящей работы
Подготовка к внешней оценке учебных достижений
Выполнение упражнений
д/з Fe2O3 Fe FeCl3
Fe FeCl2 Fe(OH)2 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe
Ученик – учитель – ученик
1Коррозия металлов
2 Виды коррозии
3 Способы защиты от коррозии
Словесный
Наглядный
Практический
Обьясн. Иллюстр.
Репродуктивный. Частично поисковый Фронтальная
Парная
индивидуальная || - запоминание
||| - понимание В теле человека содержится 4-5 г железа, 65% которого находится гемоглобине крови. Определить сколько граммов железа содержится в крови вашего организма
Индивидуальные карточки Строение атома
«Окисл-восст реакции»
Окислитель ТЭД
восстановитель
3 Изучение новой темы
Выполнение учащимися заданий и упражнений
1 Металлургия
2 Способы получения металлов
Словесный
Наглядный
Практический
Исслед-йПроблемный
Частично поисковый Фронтальная
Групповая
Индивидуальная | различение
|| запоминание
|||понимание Решение задач Степень окисления
«О-В реакции»
ТЭД
Физминутка Гимнастика для глаз 4Обсуждение доп-х ошибок коррекцияЗакрепление Проверочное задание
Для получения чистых металлов используют водород. Каким способом получают вольфрам из оксида вольфрама
(V|) Напишите уравнение реакции, вычислите массу водорода, необходимую для получения 2 моль вольфрама
Практический
Частично поисковый
Индивидуальная
|V Применение Практическое применение полученных знаний
Ионные уравнения реакции ТЭД
«О-В реакции»
Окислитель Восстановитель
5
Инструктаж о выполнении д/з 1 параграф 41 №7,8 стр 182
2 Выделить главное
3 Сделать вывод, уметь составлять реакции в молекулярном и ионном виде, электронно-ионном виде

6 Д/ЗВыучить параграф 41 №8,9
Металлы в природе, получение металлов.
Металлы встречаются в природе в виде соединений. Наименее активные металлы могут образовывать природные кристаллы – самородки (Cu, Ag. Au. Pt). Самые активные металлы, стоящие в ряду напряжений от лития до магния, распространены в природе в виде солей – хлоридов, сульфатов, карбонатов, силикатов.
Металлы средней активности – от Mg до Hg, наиболее часто встречаются в земной коре в виде оксидов и сульфидов, сульфатов, фосфатов, силикатов.
Минералы, пригодные для промышленного получения металлов, называются рудами
Если руды содержат соединения нескольких металлов, то они называются полиметаллическими (свинцово – цинковые руды).
Недра Казахстана богаты рудами металлов. Казахстанская земля содержит все элементы периодической системы, которые могут встречаться в природе. В горах Казахстанского Алтая обнаружено около 900 месторождений полиметаллических руд, поэтому его называют Рудным Алтаем. Уникальны месторождения Карагандинской области, где находится запасы руд меди, свинца, никеля, кобальта, алюминия, марганца и др. Горы Каратау хранят в своих недрах свинцовые, цинковые, ванадиевые, и железные руды.
Исследовали меторождения руд металлов в Казахстане известные ученые во главе с академиком К.И. Сатпаевым. Сатпаев Каныш Имантаевич (1899-1964) – первый президент Академии наук Казахстана, академик. Ученый составил металлогенетическую карту полезных ископаемых Казахстана.
Металлургия – это область науки, техники и производства, связанная с промышленным получением металлов из природного сырья.
Металлургия: черная и цветная.
Черная металлургия занимается производством железа и его сплавов, которые в промышленности называются черными металлами.
Производство всех остальных металлов, называемых цветными, является задачей цветной металлургии.
Крупные металлургические комбинаты: в Темиртау, и Актобе, Кокшетау. Соколовско – Сарбайский и Лисаковский горнообогатительные комбинаты . По запасам железной руды Казахстан занимает 8 место в мире.
Ведущая отрасль – цветная металлургия: в Усть – Каменогорске, Риддере, Шымкенте, Павлодаре, Балхаше и Жезказгане. Из извлекаемых руд производят медь, свинец, цинк, титан, магний и редко земельные металлы.
Казахстан является третьим среди государств СНГ производителем золота.
Способы получения
Основные способы получения металлов из руд, процессы обжига и плавки известны человечеству уже много веков. Сегодня в металлургической промышленности производят 75 видов металлов и десятки тысяч сплавов с различными свойствами.
Для авиационной и космической техники в больших количествах получают, магний, алюминий, титан. В современной технике применяют такие металлы как цирконий, бериллий, индий, гафний, ниобий и др.
Современная металлургия в зависимости от используемых методов выделения металлов подразделяется на пирометаллургию, гидрометаллургию, электрометаллургю.
1 Восстановление металлов при высокой температуре. Пирометаллургия
Восстановители: С, СО, Н2.
Cu2O + C = 2 Cu + CO Cu2O + CO = 2Cu + CO2
2 Восстановление металлов более активными металлами. Металлотермия.
TiO2 + 2Mg = 2MgO + Ti
3 Восстановление металлов из растворов их солей. Гидрометаллургия
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4
4 Восстановление металлов электрическим током, получают металлы от лития до алюминия, из расплавов соединений, а остальные из растворов.
Металлургические процессы включают несколько стадий производства:
1 Измельчение руды
2 Обогащение руды (удаление пустой породы)
3 Агломерация (изготовление кусочков руды определенного размера)
4 Восстановление металла из руды
5 Очитка металла
6 Термическая обработка (закалка и отпуск металла)
7 Механическая обработка (прокатка, ковка, штамповка)
Вывод:
В основе всех металлургических процессов лежит восстановление металлов из руд с помощью различных восстановителей. Наиболее легко эти реакции протекают для неактивных металлов. Чем выше активность металла, тем труднее выделить его из руды.
Металлы
1 Положение металлов в ПСХЛ
2 Какая группа периодической системы состоит только из металлов?, назвать
3 Как изменяются металлические свойства: в главных подгруппах, в периодах?
4 Приведите примеры металлов, способных вытеснять водород из кислот, Напишите уравнения реакции
5 Назовите 2 металла, способных вытеснять медь из сульфата меди (||). Напишите уравнение реакции
6 Какие 2 металла не могут вытеснять алюминий из хлорида алюминия?
7 Какие типы реакций характерны для металлов?
А) Присоединения
Б) Замещения
В) Обмена.
Приведите примеры и напишите уравнения.
8 Составьте уравнения реакции по следующей схеме
Fe Cu CuO CuSO4 Cu(OH)2 CuCl2
9 Завершите уравнение возможных реакций:
Hg + HCl
Mg + H2SO4
Fe + AgNO3
K + S
Ag + H2O
Карточки для индивидуальной работы
Составить уравнение реакции, рассмотреть их с точки зрения ТЭД и окислительно – восстановительных процессов
Mg + HCl
Составить уравнение реакции, рассмотреть их с точки зрения ТЭД и окислительно – восстановительных процессов
Al + HCl
Составить уравнение реакции, рассмотреть их с точки зрения ТЭД и окислительно – восстановительных процессов
Ca + MgNO3
Составить уравнение реакции, рассмотреть их с точки зрения ТЭД и окислительно – восстановительных процессов
CuCl2 + Fe
Составить уравнение реакции, рассмотреть их с точки зрения ТЭД и окислительно – восстановительных процессов
Cu(NO3)2 + Al
Составить уравнение реакции, рассмотреть их с точки зрения ТЭД и окислительно – восстановительных процессов
Al + H2SO4
Составить уравнение реакции, рассмотреть их с точки зрения ТЭД и окислительно – восстановительных процессов
Fe + H2SO4