Публикация на тему Почему дети не хотят учиться


Седых Надежда Петровна,
учитель начальных классов
МОУ «Елань-Коленовская СОШ №1» Новохоперского районаВоронежской области
Почему дети не хотят учиться.
Для многих детей 1 сентября — это праздник, который они ждут с нетерпением. Но уже через некоторое время многим детям не нравится ходить в школу.
Еще Шекспир писал о «плаксивом школьнике, нехотя, улиткою ползущем в школу». Однако современные дети отличаются от своих предшественников тем, что гораздо более изобретательны и настойчивы в нежелании учиться. Попробуем разобраться в этой проблеме с помощью реальной истории.
Лева учится во втором классе обычной общеобразовательной школы. В первом классе проблем почти не было. Был, конечно, немного медлителен, но любопытный. Плохо получалось красивое письмо, зато в математике не было никаких трудностей. С детьми дружил, любил поговорить, порассуждать. Родители умилялись, учителя хвалили, ставили в пример.
Со второго класса детям стали выставлять оценки, и плохие отметки посыпались на Леву по иностранному языку, по русскому языку.Лева - бойкий, веселый мальчик, он любит знакомиться с новыми людьми и разговаривать обо всем на свете. Вот только в школе ребенок не хочет прилагать усилия, чтобы хорошо написать, быстро решить. Леве неинтересно на уроках. Апатичный на занятиях, он все делает с неохотой, не успевает за темпом урока, становится шустрым на переменах, хорошо общается с детьми, оживает до следующего звонка. Школьная учительница посоветовала обратиться к психологу: «Почему ребенок быстро отключается от занятий? Может быть, у Левы плохие память и внимание, и поэтому ему трудно в школе?».
Тестирование показало, что Лева — неглупый мальчик, память и внимание у него развиты не хуже, чем у ровесников. Вот только на все задания и игры, предложенные психологом, Лева отвечал: «Надоело, не хочу больше!». Мама, наблюдавшая эту картину, не выдержала: «А что тебе интересно? В школу ты ходить не хочешь, читать не любишь! Все задания выполняешь медленно, небрежно». Дома ребенок может долгое время заниматься самостоятельно, но только тем, что ему действительно очень интересно. Как оказалось, это компьютер, игры, которые не требуют большого умственного напряжения, разные «стрелялки», «догонялки».
Лева — второй ребенок в семье. Старший заканчивает школу. Хорошо учится, активный, нет никаких проблем. Родители надеялись, что с младшим тоже не будет проблем. Родители обеспокоены, что Лева ничем не интересуется, и, предлагая сыну разные кружки и секции, надеются, что смогут найти ему увлечение по душе. Надо только пробовать! А вот что делать со школой, они не знают. Они не понимают того, что прежде всего Лева испытывает физическую и интеллектуальную перегрузку. В семье он всегда оставался маленьким, любимым ребенком, которому всегда помогали, всегда восхищались, взрослые всегда были рядом. В школе не только изучение иностранных языков, но и сложная программа по математике, русскому языку. Дети много пишут, получают много информации. Необходимо прилагать максимум усилий, чтобы найти, понять, запомнить материал. Небольшой процент детей его возраста легко может справиться с такими нагрузками.
В этой погоне за образованием можно потерять не только интерес к знаниям, но и здоровье. Если нагрузки снизить, захочет ли Лева учиться? Вряд ли, ведь у него отсутствует умение разбираться в себе. В стремлении дать ребенку все самое лучшее для развития родители забыли предоставить Леве возможность самостоятельных решений. Такой ребенок не может управлять собой: с ним надо делать уроки, складывать его школьный рюкзак, водить везде за ручку. В школе нет мамы, а есть учитель и много детей, и многие из них успешнее, способнее. Родители привыкли думать, что их ребенок самый- самый, это передалось и Леве. Встретив малейшие трудности, он начал терять интерес ко всему, где он не первый.
Дорогие мамы, всегда ли вам хочется ходить на работу, даже самую любимую и высокооплачиваемую? Школа не может быть вечным праздником знаний, — это место, где ребенку необходимо научиться трудиться и быть ответственным за себя и свои решения.
Необходимо признать, что школа – это далеко не развлекательное заведение. Некоторые родители могут возмутиться: «Учитель должен заинтересовать ребёнка!». Несомненно, многое зависит от учителя, от его умения преподнести материал, от его собственной увлеченности предметом, от взаимоотношений учителя и ученика. Это так, но в учебной программе по любому предмету имеется большое количество серьёзных моментов, требующих вдумчивости, усидчивости, ответственного подхода. Учеба – это, в большинстве случаев, упорный труд.
Еще одна причина нежелания учиться – трудности в усвоении материала, которые могут возникнуть вследствие пропуска уроков или постоянного игнорирования домашнего задания. Если ребёнок не понимает о чем идёт речь на уроке, он испытывает дискомфорт, скуку, чувство неполноценности. Откуда здесь взяться любви к предмету!
Если ваш ребёнок потерял интерес к учебе, используйте любую возможность, чтобы пробудить его мотивацию. Радуйтесь вместе с ним любому его успеху, делайте вместе удивительные открытия, поддерживайте в любых начинаниях – результат не заставит себя долго ждать!
Бывает, что ребенок не учится, потому что ему просто лень. Вот тут сложнее бороться с его безразличием к учебе. Понаблюдайте за своим чадом. Возможно, он интересуется какой-нибудь областью знаний, но в рамках школьной программы не может реализовать свой интерес. Если сможете разбудить интерес к одному предмету, то возможно, он заинтересуется и другими, подобными дисциплинами..Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.). Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: "Ну, что там тебе задали?", а "Что интересное там нас ждёт?"Главное – нельзя заставлять ребенка учиться. Принуждая ребенка учиться, вы полностью отобьете у него желание что-либо изучать.
Наоборот, ваша задача стимулировать в нем желание учиться самому.
Если же ваш ребенок категорически отказывается учиться, есть еще один способ, который поможет вам в этой ситуации – это мотивация.
Мотивируйте учебу вашего ребенка, и он сразу же поймет, что за хорошее обучение и отличные оценки он может достичь гораздо больше, чем, если будет отказываться делать домашнее задание.
Например, получил отличную оценку – пошел в театр, цирк, или погулял долго на улице. Сделал домашнее задание вовремя – получил за это новую игрушку. Конечно, вы будете переживать, что ваш ребенок будет учиться только из-за каких-то подарков и игрушек, однако, не стоит волноваться по этому поводу: хорошо учиться войдет у него в привычку. А вы, в свою очередь, когда дела пойдут лучше, и ребенок не будет отрицать обучение, должны воспринимать его старания и прилежное поведение как должное, мотивируя это тем, что каждый хороший ребенок обязан хорошо учиться, чтобы стать известным футболистом, например, или ученым, или президентом.
Плюс ко всему, если вы хотите, чтобы ваше сокровище действительно полюбило учебу, не забывайте везде и всегда его хвалить. Похвала – это отличная стимуляция обучения.
Хвалите его даже за самые маленькие успехи, так как это побуждение к успехам более весомым и значимым.
Итак, всегда помните, что ребенок рождает чистым, как лист бумаги, и то, что вы в него вложите, вы и получите через определенное время. Прививайте ребенку любовь к учебе, начиная с самого раннего возраста, чтобы потом не бегать за помощью к детскому психологу.
Все в ваших руках, главное – это ваше желание правильно воспитать своего ребенка. Каждый малыш очень любит учиться, только не каждый это понимает.