Урок литературного чтения И. Бунин Листопад


Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»
Цели урока: познакомить с отрывком из поэмы И.А.Бунина «Листопад»

Задачи:
продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина,

развивать навык выразительного чтения, учить видеть художественные картины, созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному,

учить видеть красоту природы, понимать и любить её.

Оборудование: портрет И.Бунина, картина Левитана «Золотая осень», «кленовые листочки из картона, учебник литературного чтения «Родное слово» 4 класс, компьютер,

Ход урока:


·. Орг. момент.
- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие?
- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?
- Почему? (мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе)
- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)
 
- Ребята, отгадав кроссворд вы узнаете на какую тему стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
 
Под номером 1  зашифровано название одного месяца. Вот о нем загадка:
 
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?   (ответ: октябрь)
 
Под номером 2 зашифровано тоже название месяца:
 
Опустел любимый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?  (ответ на эту загадку: сентябрь)
 
А теперь давайте отгадаем слово, обозначающее явление природы. Итак, загадка номер 3:
 
Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится.
Так и хочется сказать, что это – дождь, но  (верный ответ: ветер).
 
Загадка  под номером 4-название месяца:
 
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще – похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи.  (ответ: ноябрь)
И, наконец, последнее слово кроссворда, слово под номером 5, означает самое распространенное  погодное явление:
Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил.  (ответ: дождь)
 
-А теперь послушайте загадку.
 
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
                                           
– Ребята, а когда шуршат листья под ногами, как это называется? (листопад ).
Слайд №1
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад» и с биографией самого поэта.
 Вы уже догадались, какая тема нашего урока?
-Осень.

-Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин

II.Проверка домашнего задания.
- Но прежде чем начать новую тему, проверим домашнее задание.

Актуализация знаний. (слайд 2)
(под тихую музыку П.Чайковского. Октябрь)
Выступление заранее подготовленных детей.

- Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило за 70, но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
- Недавно прочитал где-то стихи «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной». И восклицает: - Очень хорошо, очень верно! Это Л.Н.Толстой. Его собеседник А.М.Горький. А стихи, восхитившие поэта, написал И.А. Бунин. (слайд 4).

(показать портрет)

Выступление заранее подготовленных детей.
1. - Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем.
Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже (слайд 5).
Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина.
Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал «как-то сам по себе рано и незаметно». Первые стихи написал в 8 лет.
2. – В 10 лет (слайд 6) его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. Занимался дома со старшим братом.
Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете «Орловский вестник».

Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником». Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.
Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.
В 1933г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. (слайд 7)
Умер он в 1953г. в возрасте 83 лет в Париже. (слайд 9 )
В Ельце в 1988г. открыт дом-музей И.А.Бунина.
В 1999г. Елецкому университету было присвоено его имя (слайд 8)


·V. Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие.
- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме «Листопад», которую посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. (слайд 11)
- Не случайно, что в качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова Блока.
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты» Блок)

Чтение стихотворения учителем
- Наша задача с вами услышать и увидеть это богатство звуков и красок.
(слайды 11-23 )
- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)
- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)
V. Словарно-орфографическая работа.
- Хотите сами прочитать? Громко или шепотом?
- Прочтите сами и найдите непонятные слова.
(самостоятельное чтение)
- Какие слова требуют объяснения? (слайд 24)
(лазурь, терем, лиловый, багряный, вдова, мотылёк)
- Давайте вслух прочитаем это стихотворение и насладимся его красотой.
V
·. Анализ произведения.
- Почему у Бунина осень праздничная? Докажите словами текста. (выборочное чтение)
- Мы чувствует теплоту, с которой изображает Бунин Осень. Найдите слова, в которых передаётся нежность.
- А ещё, какими чувствами пронизано стихотворение? (грусть) - Прочтите.
- В учебнике нет иллюстраций, что бы вы нарисовали здесь? (словесное рисование)
- Какие звуки вы услышали? (шуршание листика, шум ветра в ветвях, звон тишины)
- А запахи почувствовали? (Запах грибов, прелой травы)
V
·
·
·. Работа над литературными терминами.
_ Почему так красиво это стихотворение? (много языковых средств художественной выразительности) (слайд 25)
- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.
( на экране определения, дети читают) (слайды 26-28)
- Поработаем в парах, 1й ряд ищут эпитеты, 2й ряд – олицетворения, 3й ряд – сравнения.
- Давайте послушаем. (вопросы учителя по ходу обсуждения)
- А теперь, внимание, сложный вопрос. (слайд 29)
Почему поэт не «оживил» лес? Изобразил его теремом?
- Выскажите свою точку зрения.
(в стихотворении есть один герой – осень, а лес это жильё осени, её дом, терем)
V
·
·
·. Выразительное чтение.
- Ребята, есть строки, которые поразили вас своей красотой? Запишите их на листочках. (работа под музыку)
- Прочтите строки, которые записали.
- Какая красивая и пёстрая картина у нас получилась, но чтобы она стала более привлекательной, добавим выразительного чтения.
- Кто хочет сам прочитать, вложив в чтение всю душу?
V
·
·. Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон
И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем классе листопад.

VI. Работа по картине И. Левитана "Золотая осень”.
Перед вами картина И. Левитана «Золотая осень» (слайд 30)
– Что вы видите на переднем плане картины? (Течёт спокойная неширокая речка среди пологих осенних берегов. Трава уже пожелтела, краснеют кусты у самого берега.)
– Какие краски вы заметили вдали? (Голубеет небо, оно отражается в реке. "Сливается небесное и земное”.)
– Что вы видите на пригорке? (Парами стоят стройные деревья: две осинки, две берёзки. В траве между ними виден желтовато-красный ковёр осенней травы.)
– А что изобразил художник на заднем плане картины? (На берегу реки справа стоит пышная нарядная берёзка, а слева видна берёзовая роща. А ещё дальше – зелёные озимые поля.)
– Что общего в картине Левитана и в стихотворении Бунина? (Художник Левитан и поэт Бунин любят осень, воспевают её в своих произведениях.) Эта картина больше всего отражает настроение Бунинской осени. Что у них общего?
(И стихотворение и картина яркие, праздничные, немного печальные )
- Какие строки взяли бы вы, чтобы подписать под картиной?
(лес, точно терем расписной;
берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой;
сегодня так светло кругом)
Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
Учитель     Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. А наши девочки сейчас постараются движениями, грацией передать чувство восхищения красотой Осени
(Прослушивание и танец учащихся под музыку П.И. Чайковского)
Кого изобразили девочки?-Что общего в стихотворении и в танце?

·X. Обобщение.
- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение? (красота осенней природы)
- Иван Алексеевич описывает особый лес? (это особый волшебный лес; это лес, в который мы можем ходить)
- Что можете сказать о поэте, как о человеке? (внимательный, ранимый, чуткий)
- Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?
- Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою
Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней.

- А.М.Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души».
- Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.
- Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу!

- Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.
- Чем запомнится сегодняшний урок? (Дети высказывают свои мнения и чувства)


15