Путешествие страницами Геометрии итог.урок по геометрии (8 класс)

В конце учебного года традиционно проводятся уроки повторения пройденного материала в виде смотров знаний. Но иногда и после этого остается 1 - 2 урока до последнего звонка. Готовить и проводить сложные, объемные мероприятия не всегда есть время и силы, да и дети устали. Поэтому выручают конкурсы, которые рассчитаны на экспромт и по силам ученикам с низким и средним уровнем знаний, это создает ситуацию успеха и хорошее настроение в классе. Для проведения используем ту наглядность, которая есть. Более сильных ребят привлекаем к ведению конкурсов и участию в работе жюри.
Примером такого урока-мероприятия может быть предложенный сценарий для 8 класса «Путешествие страницами Геометрии».
Петрикова Наталья Ивановна
учитель математики,
высшая категория, «Старший учитель»

«Путешествие страницами Геометрии» (конец 8 класса).
В классе формируются две команды, которые выбирают себе название связанное с геометрией, эмблему, рекламу своей геометрической фигуры и домашннее задание (рассказ о своей фигуре).
1. Вступительное слово Геометрии.
Геометрия. Первые упоминания о геометрии возникли в Египте, Вавилоне, Китае и были связаны с развитием земледелия, потребностями архитектуры. Слово геометрия греческого происхождения. Оно означает землемерство. Отцом греческой математики считают философа Фалеса, жившего в VП - VI веке до нашей эры. Большой вклад в развитие геометрии сделал греческий математик Евклид, который жил в ПI веке до нашей эры (демонстрация портретов). А наш конкурс будет оценивать жюри в составе: (представление жюри).
2. Представление команд.
1. Название.
2. Эмблема.
3. Реклама геометрической фигуры.
4. Костюмы.
3. Разминка.
Команды по очереди называют название геометрических фигур. Например: точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, трапеция, ромб, круг, окружность, дуга, сектор, шар, куб, конус, пирамида, призма, цилиндр, овал и так далее. Побеждает команда, давшая последний ответ.
4. Угадай геометрическую фигуру.
Геометрия. Ну что ж, опросим же гостей подряд
И выясним их званья.
Пусть младшие начнут.
Появляется точка.
Геометрия. Кто тут? Я ничего не вижу.
Точка. Я невидимка. В том суть моя...
Хотя меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожна и мала,
Но всё собрание я могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересечений,
Служу всегда вершиною угла.
(Ученики угадывают фигуру. Фигура открывает свой портрет - точка).
Геометрия. Хоть ты действительно мала,
Но полезна, в этом нет сомненья.
Чья дальше очередь?
Прямая. Я здесь!
Сейчас я вертикальна,
Могу однако же любой принять наклон,
Могу и лечь горизонтально.
Я между точек двух короче линий всех.
При том одно лишь я имею измеренье.
(Ученики угадывают фигуру. Фигура открывает свой портрет - прямая).
Геометрия. А кто там прячется за вами?
Без головы с двумя углами?
Угол. Ошиблись вы немного, мэм.
От ваших слов меня бросает в жар:
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
Увеличить стороны мои, куда угодно,
Вы сможете совсем свободно.
Геометрия. Постой дружок,
Ты выступаешь смело,
Но ведь совсем не в этом дело,

· Скажи мне, кто ты сам?
Угол. Но чем смущает вас мой вид?
Ведь я часть плоскости.
Геометрия. Но этого мне мало,
Ты отвечаешь, как попало.
Угол. Когда пересекаются прямые
Всегда мы будем между ними. (Ответы ребят).
Геометрия. Кто за тобой?
Треугольник. По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны
С одним тупым – тупоуголен.
Коль острых два, а третий прям - прямоуголен я.
Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны, то я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны
То равнобедренным я величаюсь. (Ответы.)
Геометрия. Хоть правилен ответ, но ты заносчив, мой дружок,
И отвечаешь дерзко. Кто там ещё?
Квадрат. А как меня зовут?
Любую площадь я измерить рад.
Ведь у меня четыре стороны
И все они равны.
Геометрия. Ну это мы давно слыхали.
Квадрат. Но у меня равны ещё диагонали.
Углы мне они делят пополам, им
На части равные разбит я. (Ответы ребят.)
Выбегает параллелограмм.
Геометрия. Да постой! И ты черёд не соблюдаешь свой!
Параллелограмм. Хоть стороны мои
Попарно и равны и параллельны,
Всё же я в печали, что не равны мои диагонали.
(Oтгадываем последнюю фигуру.)
Геометрия. Мы от собравшихся гостей
Достаточно узнали новостей.
Благодарю, что аккуратно вы явились
И честно потрудились
Все ваши свойства детям пояснить.
5. Необходимо записать по центру доски формулы площадей плоских фигур:
1. Sтреугольника=аhа/2; Sпрямоугольника = ав; Sтрапеции = (а+в)h/2;
2. Sпрям.треуг. = ав/2; Sквадрата = а2; Sпараллелограмма = аhа.
6. Необходимо найти площади данных фигур:
1. 1.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
S = аhа/2 = 6
·2/2 = 6( см2) S = ав/2 = 4
·3/2 = 6 (см2)
2. 2. 2 см
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4 см 4 см
S = аhа = 4
·1,5 =6 (см2) S = (а+в)h/2 = (2+4)
·2/2 = 6 (см2).
7. Конкурс капитанов.
«ХОРОШО ЛИ ТЫ ВИДИШЬ? »
1. Сколько углов на рисунке?
(6 углов).
2. Сколько маленьких кубиков на рисунке?
(15 кубиков).
3. Сколько треугольников на рисунке?
(8 треугольников).

8. Конкурсы с болельщиками.
9. Домашнее задание.
Рассказ о геометрической фигуре.
10.Итоги. Награждение.
4

2

4

3

5

6

1,5

2



15