Конспект урока Линейные программы


бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: «Линейные программы. Работа с переменными.
Арифметические выражения и стандартные функции в Pascal»
.
Выполнил
Преподаватель И.А. СомининаЧереповец
2016г.
Раздел 5 Сведения о языке Паскаль
Тема 5.2 Практическое занятие 31. Конспект преподавателя Линейные программы. Работа с переменными. Арифметические выражения и стандартные функции
Цель урока:
повторение темы «Основы алгоритмизации»
составление программ, реализующих линейные алгоритмы
стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом
воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других
развитие логического и аналитического мышления
Задачи урока:
Образовательная: актуализировать и закрепить ранее изученный материал по теме «Основы алгоритмизации», научиться составлять программы на языке программирования Паскаль;
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
Воспитательная:развитие познавательного интереса, логического мышления, организованности, ответственности, повысить интерес обучающихся к данной теме.
План урока:
Оргмомент – 2 минут
Актуализация знаний по теме «Алгоритмы. Линейные алгоритмы». Блиц-опрос – 7 мин.
Новая тема - 47 мин.
Физкульминутка – 3 мин.
Практическая работа «Линейные программы на языке Pascal» – 25 минут
Рефлексия, домашнее задание – 3 минуты
Ход урока
№ Действия учителя Действия ученика
1 ОргмоментПоздороваться, отметить отсутствующих, назвать и записать тему урока, сформулировать вместе со студентами цели. Слушают, задают вопросы по оргмоментам. Формулируют цель занятия
2 Актуализация знаний по теме «Алгоритмы. Линейные алгоритмы». Блиц-опрос Отвечают на вопросы, зарабатывают баллы. За каждый правильный ответ, студенту будет выдан смайлик, 3 смайлика – 1 балл, 15 смайликов – оценка 5 (дополнительная)
На прошлых уроках мы познакомились с понятием алгоритма и основами алгоритмизации, начали изучение темы «Языки программирования». Давайте вспомним эти темы, их основные понятия, так как сегодня они нам пригодятся. Актуализировать наши знания мы будем в виде блиц-опроса, я задаю вопрос, вы поднимаете руку, кто первый поднял тот и отвечает, за правильный ответ я выдаю смайлик – это дополнительный баллы к оценке за практическую работу, то есть они буду плюсоваться при выставлении оценки за сегодняшний урок, 3 заработанных смайла – плюс 1 балл к оценкеВопросы:
Что такое алгоритм?
Какими свойствами обладают все алгоритмы?
На доске вывешены основные алгоритмические структуры, назовите их, в каких типах алгоритмов они используются? (Вывешаны Следование, Развилка, Циклы, студенты называют, я рядом со структурами вывешиваю их названия)
Что такое компьютерная программа? это алгоритм, записанный на языке программирования, направленный на решение конкретной задачи
Приведите примеры языков программирования?
Что такое транслятор языка программирования? программа переводчик, которая преобразует программу, написанную на языке программирования, в программу машинных команд
Какие виды транслятор вы знаете? Интерпретация и компиляция
Назовите отличия интерпретации и компиляции?
Какой язык мы начали изучать? Какой вид трансляции там используется?
Итак, мы с вами начинаем изучать язык Pascal, его алфавит, команды, и сегодня учимся составлять линейные программы с помощью этого языка. Оставляю на доске линейный алгоритм
3 Новая тема Слушают, записывают, отвечают на вопросы, изучают презентацию
Новую тему мы будем изучать на основе презентации. Откройте ее из папки Задания преподавателя на Рабочем столе файл Линейные программы
Слайд 2. Алфавит языка
Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает:
все латинские прописные и строчные буквы
арабские цифры (0 – 9)
символы + - * / = < > , . ; : ’ _ ( ) { } и др.
служебные (зарезервированные) слова
Слайд 3 Структура программы
Очень важно программу писать в структурном виде, тогда она будет читаемой и в ней проще будет исправлять ошибки
Program имя программы;
Раздел объявлений;
Begin
Операторная часть;
End.
Каждый оператор разделяется ;После End ставится точка
Записываем структуру себе в тетрадь
Слайд 4 Program имя
Программа начинается с заголовка, имеющего следующий вид: Program имя программы;.
Правила образования имени программы (рассмотрим и запишем в тетрадь):
Начинается с латинских букв, за которым могут идти цифры и знак подчеркивания _
В написании не различаются строчные и прописные буквы
Имя служит для обозначения имени программы
Имя не должно содержать пробелов и других символов , ; :
Не должно совпадать с названиями базовых слов и операторов
Возвращаемся к структуре программы
Слайд 5 Раздел объявлений
В нем описываются все объекты, которые будут использоваться в программе. Рассмотрим и запишем их в тетрадь
var – описание переменных
uses – описание модулей (используется в графике)
label – описание меток
const – описание постоянных
type – описание типовp
procedure (function) – описание подпрограмм
Возвращаемся к структуре программы.
Begin – начало программы
Слайд 6 Операторная часть
Операторная часть – последовательность оператор, используемых в программе.
Рассмотрим и запишем в тетрадь
Оператор – команда на языке программирования для задания некоторого завершенного действия
Операторы разделяются ;Возвращаемся к структуре программы.
End. – конец программы. После него обязательно ставиться точка.
Мы рассмотрели структуру Паскаль-программы. Идем далее, нажимая на кнопку Далее в презентации
Слайд 7 Данные в программе
Существует два типа данных в программе. Рассмотрим и запишем их в тетрадь
Постоянные
Переменные
Переменная в программе имеет имя и принимает некоторое значение. Значение определяет Тип переменной.
Типы переменных:
integer (Целый) – целые числа от -32768 до 32767
longint (Целый) – целые числа от – 2 147 483 648 до 2 147 483 647
real (действительные)
char – символьный (1 символ ‘a’, ‘+’, ‘F’)
string – строковый (строка символов от 0 до 255, например ‘Петя’)
boolean – логический (true – истина, false - ложь)
Слайд 8 Описание переменных
Рассмотрим и запишем как описываются переменные в программе
var <список переменных через запятую>: <тип>;
Задание 1. Описать переменные для нахождения площади квадрата (S=a2)
Учитель на доске, учащиеся в тетради
Var s,a: integer;
Задание 2. Самостоятельно, потом 1 человек у доски, проверить и в презентации удалив квадрат, закрывающий ответ
Описать переменные для вычисления цены, количества, стоимости товара
Z - ценаS - стоимостьK – количествоVar z,s: real; K:integer;
Слайд 9 Оператор ввода
Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов ввода-вывода
Ввод данных – передача исходных данных программы в оперативную память.
Основные устройства ввода – клавиатура. По окончании ввода значения соответствующих переменных известны, их можно использовать для дальнейших вычислений.
Для ввода данных в паскале предусмотрены операторы read, readln. Названия обозначают «читай» и «читай строку». Рассмотрим и запишем в тетрадь как структуру данного оператора
readln (список переменных);
Встретив этот оператор, ПК ждет ввода данных с клавиатуры, данные вводятся через пробел или Enter
Пример: что будет происходить, если вы в программе напишите оператор
readln (а, с);
Слайд 10 Оператор вывода
Для вывода сообщений используется оператор write/writeln («пиши» «пиши строку»).
Write (список переменных);
Выводит значение переменных
Write (‘Текст’);
Выводится текст, стоящий в апострофах
Write (3+2);
Появляется значение выражения
Слайд 11 Оператор присваивания
Поговорим об операторе, который является основным в языке программирования и с помощью которого мы будем записывать, в том числе и арифметические выражения. Это оператор присваивания.
Он в общем виде записывается так, рассмотрим и запишем
<переменная> := <выражение>
<постоянная>
<переменная>
Рассмотрим ПРИМЕР:
S := a+b
a := 5
b := S
Выполнение: вычисляется значение выражения и полученное значение принимает переменная выписанная слева. При этом тип выражения должен соответствовать типу переменной
Слайд 12 Арифметические выражения
Арифметическое выражение – выражение числового типа (целого или действительного, integer или real)
Арифметические операции и их запись на языке Pascal
Сложение (+)Вычитание (-)Умножение (*)Деление (/)Целая часть от деления (div)
Остаток от деления (mod)
Первые 4 операции выполняются также как в математике, а на нахождение целой части от деления и остатка от деления рассмотрим пример
25 div 4 = 6
25 mod = 1
Рассмотрим порядок выполнения действий: если скобки не стоят, то умножение, деление, div, mod выполняются в порядке следования, затем сложение и вычитание. Скобки меняют порядок
Слайд 13 Задание 3
Записать на языке Pascal следующие арифметические выражения
2x + 5y
-----------
x-ym+3
------- + 2x
nЗаписывают в тетради, проверяем у доски
Типы значений и типы арифметических результатов в арифметических выражениях
А теперь поработаем с таблицей
В операциях +, -, *, если все числа целые, то результат – целое число. Если хотя бы одно число действительное, то результат – действительное число
В делении результат всегда действительное число
Операции div и mod определены только над целыми числами. Результат тоже целое число.
Слайд 14 Задание 4
Итак, мы с вами познакомились с тем, как выглядит структура программы на языке Паскаль, познакомились с частью операторов языка, рассмотрели как записываются арифметические выражения на языке Паскаль, пришло время научится составлять простейшие линейные программы. Давайте еще раз вспомним, что линейной называется программа, где каждое действие выполняется последовательно друг за другом.
Задание 4. Составить программу вычисления суммы 2 чисел
Учитель у доски, учащиеся в тетради
Program summa;
Var a,b,s: integer;
Begin
Writeln (‘vvedite chisla a,b’);
Readln (a,b);
S:=a+b;
Writeln (‘s=’,s);
Readln;
End.
Замечание: после последнего Readln точку с запятой можно не ставить
4 Физкультминутка Смотрят видеоролик, выполняют демонстрируемые упражнения
А теперь посмотрим как эта программа работает на компьютере и выполним практическое задание на отработку основных понятий, с которыми мы сегодня познакомились.
Практическая работа «Линейные программы. Работа с переменными. Арифметические выражения » Выполняют практическую работу в тетрадях для практических работ. Заработанные смайлы положить в тетрадь для практических работ для учета при выставлении оценки
6 Слайд 15. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Домашнее задание
Выучить записи в тетради
Повторить тему линейные алгоритмы.
.