Урок русского языка в 5 кл по ФГОС с использованием новых образовательных технологий Лексика. Лексическое значение слова


Технологическая карта урока
Разработчик: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ « Дневной пансион-84» Тимашкова Инна Петровна
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 5 А.
Тема урока: Лексика как раздел русского языка. Лексическое значение слова
Тип урока: Урок закрепления знаний и умений учащихся.
Цель урока: Развитие у школьников УУД самоконтроля в учебной деятельности (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).
Задачи урока:
образовательные:
завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью (познавательные и регулятивные УУД);
развивающие:
обеспечить усвоение учащимися учебных действий поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в расстановке знаков препинания и возможные пунктуационные ошибки в предложениях с прямой речью (в контексте развития соответствующих познавательных УУД);
обеспечить усвоение учащимися учебных действий (навыков) публичного представления учебного продукта (в контексте развития соответствующих коммуникативных УУД);
воспитательные:
закрепить навыки нравственно-этического оценивания учащимися ситуаций межличностного взаимодействия при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.
№ п/пЭтап урока Методы, реализуемые на этапе Действия учителя Действия учащихся УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
1 Оргмомент урокаЯ рада вас видеть! Начинаем его Величество УРОК! Метод стимулирования заинтересованности в предстоящей работе Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики
(коммуникативные, личностные).
2 Мотивация учебной деятельности Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность Обращается к учащимся со словами: «Вы знаете, для чего человек должен быть грамотным? Где он может применить свои знания? Для чего мы должны пополнять свой словарный запас и учиться произносить слова правильно? Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Что за слова вы видите на доске? Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящей работы. Осознание осваиваемого на уроке приёма учебной деятельности как ценности (личностные).
3 ЦелеполаганиеКак вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Что за слова написаны на доске? Что с ними надо сделать? Метод самоопределения Что нам надо будет сделать? Какой результат мы должны будем получить? Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы Определяют, что предстоит:
правильно поставить ударения в словах; запомнить их произношение
уметь осуществлять самоконтроль Самоопределение в целях учебной деятельности
(регулятивные)Для чего мы это делаем?
4 Повторение опорных знанийРазделов русского языка, среди которых есть разделы «Орфоэпия» и «Лексика» Беседа с учащимисяДля чего нам надо знать однозначные и многозначные слова?? Предлагает:
-поработать на интерактивной доске, чтобы закрепить материал..Описывают последовательность действий при самоконтроле и объясняют особенности их выполнения на выделенных этапах.
На каждом этапе закрепления – рефлексия Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям
(регулятивные) Умеем сами отличить слово однозначное от многозначного5 Углубление и обобщение имеющихся знаний, умений и навыков по изучаемой темеОднозначные и многозначные слова. Проектный метод Даёт задание:
- рассмотреть лежащие на столах учащихся листочки с предложениями на прямую речь (содержащие возможные случаи её употребления);
- установить имеющиеся закономерности проявления сходства и различия в употреблении прямой речи.
Предлагает учащимся определить оптимальную форму работы при выполнении задания: индивидуальную или групповую.
Сопровождает и контролирует работу каждой группы.
При возникновении у учеников затруднений или окончании отведенного на работу лимита времени,
даёт подсказку с указанием нужных действий. Анализируют предложенные тексты с предложениями на прямую речь.
Определяют типичные случаи (типологию) возникновения трудностей употребления прямой речи.
Принимают обоснованное решение -объединиться в 4 группы. Составляют в течение 10 минут по 3 тестовых задания на типичные случаи функционирования прямой речи, используя форму Gooogle на диске почтового сервера gmail.com. 1-я группа готовит задания с предложениями, в которых прямая речь предшествует словам автора; 2-я группа – с предложениями, в которых прямая речь после слов автора;
3-я группа – с предложениями, в которых слова автора внутри прямой речи;
4-я группа – предложения без прямой речи.
Отправляют готовые тестовые задания на электронную почту учителя (zirkova986@mail.com) Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.
(познавательные, регулятивные).
Осознание опыта работы в группе, как ценности.
(личностные)
Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных пунктуационных ошибок при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью
(регулятивные).
Оценивание ситуаций совместной работы в группе в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные).
6 Закрепление Для чего в своих произведениях авторы употребляют средства художественной выразительности? Проблемно-дискуссионный
(учащиеся формулируют защищают свою позицию Предлагает привести примеры средств художественной выразительности из произведений литературы Приводят привести средств художественной выразительности из произведений литературы, работают на интерактивной доске. Разграничивают стилистические фигуры речи и тропы. Защита правильно выбранных средств художественной выразительности
Рефлексия. Самоконтроль
7 Завершающий контроль Взаимоконтроль Контролирует усвоение учащимися полученных УУД Учении сами комментируют свои ответы, указывая на возможные ошибки при его выполнении. Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.
(коммуникативные, регулятивные)
8 Рефлексия Беседа с учащимися Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли в ходе работы. Сделать выводы. Чему мы научились за сегодняшний урок? Отвечают на вопросы учителя Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.
(коммуникативные, регулятивные)
Выводы:
На данном уроке были сформированы следующие УУД:
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор Умения организовывать свою деятельность Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Умения общаться, взаимодействовать с людьми