Внеклассное мероприятие О чём говорят книги


Тема. О чем говорят книги.
Цель: учить любить книги, расширять кругозор учащихся, совершенствовать устную речь; закреплять знания, полученные при чтении; формировать учебно-языковые и речевые умения и навыки; развивать познавательные и творческие способности учащихся; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к литературе.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, выставка книг, иллюстрации и слайды к литературным произведениям, цветик-семицветик, кроссворд.
Демонстрационный материал:
1. Класс оформлен детскими работами, рисунками к разным сказкам.
2. Выставка книг (детская литература, учебники, словари, энциклопедии).
3. На доске пословицы: «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь», «Кто много читает, тот много знает», «Книга – твой друг, без нее как без рук».
Класс: 4 класс
Тип урока: урок – виртуальное путешествие в музей
Ход урока
Орг. момент.
Мобилизующий момент.
Учитель. Еще в древности люди создали семь чудес света. Но есть и еще одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать.
Я все знаю, всех учу.
Я сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга.)
– Ребята, догадались, о чем идет речь? (Ответы детей)
– Правильно! Это книга. Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.
Ученик. Хорошая книга -
Мой спутник, мой друг.
С тобой интересней
Бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем.
И наш разговор
Потихоньку ведем.
Существует множество книг: учебники, словари, энциклопедии, справочники, художественная литература. (Работа с вставкой книг.)
Вы будете идти по жизни всё дальше и дальше, а прочитанные вами книги будут идти вместе с вами. Поэтому, читать важно, читать нужно, читать интересно!
Сообщение темы урока.
Учитель. Народная мудрость гласит: «Испокон века книга растит человека!»
2016 год объявлен Годом чтения. Вот и наш первый урок посвящен книгам.
Ученик. Не желают жить без книжки,
И девчонки и мальчишки.
Книга – верный, книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки,
Все ребята говорят!
Работа над материалом урока.
Учитель. Сейчас я вас приглашаю совершить путешествие в волшебную страну книг. Когда люди попадают в незнакомую страну, или в незнакомый город, или страну, то стараются больше узнать об этом месте. А лучше это сделать, посетив музей. Я приглашаю вас, мои друзья, посетить музей Книжной страны.
«Музей Книжной страны»
Зал 1. История книги
В самом начале своей истории книга была живой, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.
Поэтому первой книгой был... человек!
Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.
В Древнем государстве под названием Ассирия (территория современных государств Иран и Ирак) жил некогда царь, по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!

В мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте, была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!
В Индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.


Но также книги различаются как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги.
Самая маленькая книга (1,1мм) книга с детской сказкой “Старый король Коул” была напечатана тиражом в 85 экземпляров в марте 1985 года издательством “Глениффер прессс”, Шотландия. Страницы книги можно переворачивать только с помощью иглы, да и только с большой осторожностью.
Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла.

А знаете ли вы, что в городе Горловка, который находится в 42км от Донецка, есть Музей миниатюрной книги. Музей носит имя человека, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с нашим краем – Вениамина Александровича Разумова. Виртуальную экскурсию в этот музей мы совершим на другом уроке.



На звание самой большой книги в мире претендует книга-карта Magnificent Maps: Power, Propaganda and Art, в которой собрано 37 карт. Это так называемый Атлас Кленке, его высота 1,75 метров, шириной 1,9 метров. Атлас был сделан в 1660 году специально для британского короля Карла II и подарен ему голландским купцом Йоханнесом Кленке (Yohannes Klencke).



В США выпущена красочная книга, которая носит название «Бутан: путешествие по королевству в рисунках и фотографиях». Размеры гиганта 1,5 на 2,1 метров, вес практически 60 килограммов, имеет 112 страниц. Как же удержать в руках эту книжку? Оказалось, что книга продается вместе с подставкой. Так что в постели перед сном ее не почитаешь.



В Германии был создан географический атлас «Земля» (Earth), который впервые продемонстрирован на книжной выставке во Франкфурте-на-Майне. Размеры атласа 2 на 3 метра.


В 2004-ом году в России издательством «Ин» был установлен новый рекорд, а именно – издана книга «Самая большая книга для малышей». Её габариты способны поразить каждого – шесть на три метра при весе четыреста девяносто два килограмма. Сложно представить себе такую книгу, ведь площадь каждой страницы равна, ни много ни мало – восемнадцати квадратных метров.



Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки.


Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей. Талантливый художник и иллюстратор, Дэрил Фитцджеральд декорирует найденные на улице кирпичи, превращая их в античные, древние книги, которые послужили бы украшением коллекции любого библиофила: "Война и мир" Толстого, "Алиса в стране чудес" Кэрролла.

Но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе длинную-длинную ленту - шагов в сто длиной!

А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области РФ в 1991 году создала «Женский словарь». На его атласных страницах вышиты имена-символы 52 знаменитых женщин от княгини Ольги до космонавта Светланы Савицкой.
Одна японская фирма проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел!

В Париже – столице государства Франции - вышла первая в мире книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов.


Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

Книги для детей

Книги для взрослых
Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплетом и картинками. И все-таки современная книга сохранила в своем облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других.
Берешь в руки новую книгу, она еще пахнет типографской краской, и уже предвосхищаешь встречу с новыми героями, событиями и знаниями. Восхитительное чувство. Правда, сейчас книги чаще скачивают из интернета, но бумажные книги своих позиций пока не сдают.


Это печатный вариант электронной книги Википедия.

Игра «Да - Нет»
Учитель. А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать умелым читателем? (Ответ учащихся)
- Прежде всего, надо знать, как обращаться с книгой. А вы знаете, как правильно обращаться с книгой?
Сейчас мы это проверим.
- Я буду задать вопросы, а вы над ними подумайте.
Если ответ «да» - поднимаете руки вверх и киваете головой, если «нет»- вы протягиваете руки вперед и качаете головой.
Итак, слушайте внимательно мои вопросы:
Книга боится дождя?
Книга любит снег?
Книга любит путешествовать в библиотеку в портфеле?
Книга боится грязных рук?
Закладкой для книги может быть карандаш? Пирожок? Закладка?
Книга любит, когда ее читают во время еды?
Книга любит, когда ее разрисовывают и расписывают?
Книга боится быть порванной?
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как обращаться с книгой.
Давайте закрепим эти правила, прочитав памятку (памятка на парте).
Правила обращения с книгой
Не бери книгу грязными руками.
Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того, что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.
Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.
Ученик. За окном гуляла вьюга,
Чертила на стекле узор,
А мы в тепле с любимым другом
Вели весь вечер разговор.
Показывал он мне картинки
Ребячий лагерь, лес, костер.
Я взял чернильную резинку
И с друга пятнышки все стер.
Потом закладкой голубою
Листы до завтра заложил.
Взял друга бережно рукою
И в шкаф на полку положил
Зал 2. Умнее книги не скажешь.
Учитель. С помощью книг мы попадаемся в другой мир. Книги часто открывают нам то, что мы не знаем, о чём даже не подозреваем: тайны океана или космоса, строение растений, внутренний мир человека и многое другое. Книги развивают нашу речь. Книги полезны и необходимы человеку. Их нужно беречь, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
Вы знаете, что картон и бумагу делают из дерева. И если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей планеты.
Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг.
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведём.
С тобою дорога моя далека –
В любую страну, в любые века.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны земли и движенья планет.
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу
Без книги хорошей я жить не могу.
«Скороговорки»
Учитель. Я приготовила для вас скороговорки. Кто из вас смелый, попробует свои силы в умении правильно и быстро повторить скороговорку?
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей
Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Викторина «Кто много читает, тот много знает».
(Класс можно поделить на три команды, которые отвечают поочерёдно).
1. У кого из сказочных персонажей есть пропеллер на спине? (У Карлсона)
2. В какой сказке посуда убежала от хозяйки? («Федорино горе»).
3. У кого в голове одни опилки? (Винни-Пух).
4. Автор сказок «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке». (А.С.Пушкин).
5. К кому шла Элли? (К волшебнику Изумрудного города).
6. Имя девочки с голубыми волосами? (Мальвина).
7. В какой сказке жила очень маленькая девочка, которая на ласточке улетела в страну эльфов? («Дюймовочка»).
8. Что нашёл Алладин? (Волшебную лампу).
9. Добрый доктор из сказки К.Чуковского? (Айболит).
10. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд).
11. Автор сказок «Дюймовочка», «Русалочка», «Принцесса на горошине». (Г.-Х. Андерсен).
12. Умывальник хромоногий, всех мочалок командир. Как его зовут? (Мойдодыр).
13.Что за человечек деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино).
14. Какой дед спасал зайцев? (Дед Мазай).
15. Сколько лепестков было на цветке у девочки Жени? (Семь).
5. Физминутка.
Зал 3. Сказочная страна.
Учитель. Сказки любят все дети. Их любят и взрослые. Сказки учат нас добру, справедливости, смелости, честности.
- Смотрите, какой красивый и необычный цветок. Кто знает, что это за цветок? (Ответы детей: В. Катаев «Цветик-семицветик»)
Здесь что-то написано.
«Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж
Сказку заново прочтешь!»
Игра "Цветик-семицветик"
Предлагаю отрывать по лепестку, и прочитать задание, которое написано на обратной стороне. (Лепестки отрывают дети, которых вызывает учитель.) А всем ребятам необходимо внимательно слушать, и правильно назвать сказку или героя сказки.
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный (Горбунок)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется («Три поросенка»)
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется («По щучьему велению»)
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота
Громов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она («Белоснежка и семь гномов»)
Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый (Карлсон)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)
Зал 4. «Бюро находок»
Учитель. В «Бюро находок» сдали вещи, которые потеряли литературные герои. Я буду называть вам разные предметы, а вы будете угадывать, кому они принадлежат и из какой они сказки. (Можно показывать картинки.)
Туфелька. (Золушка. Ш.Перро. «Золушка»).
Яблоко. (Старуха. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Ступа и метла. (Баба-яга из русских народных сказок).
Стрела. (Царевна- лягушка из русских народных сказок.)
Половина грецкого ореха. (Дюймовочка. Х.К.Андерсен, «Дюймовочка».)
Сети, невод. (Старик. А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Зеркало. (Царица-мачеха. А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Сапог. (Кот из сказки братьев Гримм «Кот в сапогах»)
Горошина. (Принцесса. Г.Х.Андерсен, «Принцесса на горошине».)
Большая голубая шляпа. (Незнайка. Носов, «Незнайка в солнечном городе».)
Ученик. Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Кроссворд «Герои моих любимых книг»
 
По горизонтали:
1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём младшем брате. (Алёнушка.)
3. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
4. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша.)
5. Сказочный персонале, чья жизнь находилась в игле, спрятанной в яйце. (Кощей.)
6. Верный друг Вини-Пуха. (Пятачок.)
7. Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой страны. (Чипполино.)
8. Доктор кукольных наук, владелец кукольного театра. (Карабас.)
10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. (Иа.)
11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами. (Мальвина.)
12. Волшебный сосуд Алладина. (Лампа.)
По вертикали:
2. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. (Несмеяна.)
9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у которой был ключ от потайной двери. (Тортила.)
Ученик. Книга-самый лучший,
Самый умный друг.
Из неё узнаешь ты
Обо всём на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки,
Всё к твоим услугам!
Береги же книгу,
Стань и ты ей другом.
Закрепление изученного.
Игра «Кто написал телеграмму?»
Учитель. Ребята, почтальон принёс сегодня несколько телеграмм. Отгадайте, кто их нам прислал.
«Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл».
(Колобок. Из русской народной сказки).
«Спасите! Нас съел серый волк!»
(Козлята из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).
«Деревянным острым носом всюду лезу я без спросу».
(Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Иванушка из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
«А дорога - далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
«Я по полю пошла, в поле денежку нашла,
Самовар себе купила и гостей всех напоила,
Веселились все вокруг, но вмешался злой паук».
(Муха-Цокотуха из сказки К.Чуковского « Муха Цокотуха».)
Подведение итогов.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Понравилось ли вам наше путешествие? Ребята, мне очень приятно, что вы много читаете и с лёгкостью ответили на все заданные вопросы.
Пусть книги друзьями приходят в дома
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Рисунок 13Рисунок 10Рисунок 9Рисунок 4Рисунок 12Рисунок 8Книги-кирпичи для тяжелоатлетовРисунок 14Книги-кирпичи для тяжелоатлетов