Форма, размеры и движение Земли


Дата:
Урок 7 Форма, размеры и движение Земли
Цели урока:
Изучить форму и размеры Земли;
Охарактеризовать движение Земли в космосе (вокруг своей оси и вокруг Солнца).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: овладение знаниями о форме, размере и движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Метапредметные: формирование умений работать с текстом учебника; анализировать схемы; осуществлять совместную деятельность с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование умений и навыков анализировать схемы; формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению внешнего облика Земли.
Основное содержание: форма Земли, полюса, ось, орбита, солнцестояние, равноденствие.
Деятельность обучающихся: выявлять форму и размеры Земли; анализировать схему движения Земли вокруг Солнца; выявлять последствия наклона земной оси.
Оборудование: учебник, атлас.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент (1ʹ)
Проверка домашнего задания (7ʹ)
Работа с картой
Устный опрос:
Сколько планет в Солнечной системе?
Какая самая большая планета Солнечной системы?
Какие звезды вы знаете?
Актуализация опорных знаний (3ʹ)
Какая форма нашей планеты?
Почему раньше считали, что Земля является центром Галактики?
Что вы знаете о смене дня и ночи и смене сезонов года?
Мотивация учебной деятельности (5ʹ)
Люди всегда хотели узнать какую форму имеет наша Земля и каковы ее размеры. Но в далеки времена этого сделать было невозможно, поэтому многие народы придумывали мифы о форме и размерах Земли. А какие вы знаете легенды о внешнем виде Земли? Соответствуют ли они действительности?
Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока (1ʹ)
Тема нашего урока – «Форма, размеры и движение Земли». Мы узнаем с вами какую форму имеет Земля и каковы ее размеры, а также узнаем о движении нашей планеты и какие от этого последствия происходят в природе.
Изучение нового материала (21ʹ)
Рассказ учителя о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, работа учителя и учащихся по построению схемы «Движение Земли вокруг своей оси»
Земля, как и другие планеты, вращается вокруг своей оси. Земная ось наклонена под углом к плоскости орбиты, по которой наша планета обращается вокруг Солнца. Этот угол составляет 66°30ʹ. Северным концом земная ось направлена на Полярную звезду.
Земная ось – это воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара. В точках, где ось пересекается с поверхностью Земли, располагаются Северный и Южный полюса.

Осевое вращение Земли имеет очень большое географическое значение. Прежде всего, оно влияет на форму Земли. Экваториальный радиус Земли составляет 6378,2 км, а полярный – 6356,8 км. Сжимание Земли возле полюсов – результат ее осевого вращения. Важным последствием осевого обращения Земли является отклонение тел, двигающихся горизонтально (ветров, морских течений): в Северном полушарии – вправо, в Южном – влево. Вращение Земли вокруг своей оси обуславливает смену дня и ночи. В течение суток Земля делает полный оборот вокруг своей оси. Полный оборот вокруг оси Земля делает за 24 часа. Смена дня и ночи создает суточный ритм в живой и неживой природе. Жизнь человека также протекает в суточном ритме. Вращение Земли вокруг Солнца вместе с ее суточным вращением приводит к смене времен года и обусловливает формирование поясов освещенности (тепловых поясов), ограниченных тропиками и полярными кругами.
Физминутка
Работа учителя и учащихся по анализу и построению схемы «Обращение Земли вокруг Солнца» учащимися на с. 23

Одновременно Земля обращается вокруг Солнца. Земная орбита имеет форму овала (эллипса), причем Солнце немного смещено по отношению к его центру. Из-за этого Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. Ближе всего к Солнцу (в точке перигелий – 147 млн.км.) Земля оказывается зимой, а дальше всего (в точке афелий – 152 млн.км.) – летом.
Земля совершает один виток по орбите примерно за 365 дней и 6 часов. За этот отрезок времени на нашей планете сменяются 4 времени года. Раз в четыре года, когда из оставшихся 6 часов набираются дополнительные сутки, наступает високосный год. В високосном году 366 дней, а в феврале этого года 29 дней.
Закрепление нового материала (5ʹ)
Фронтальный опрос:
Как называется воображаемая линия, которая Землю пополам?
Как называются точки, через которые проходит земная ось?
За какой период времени Земля делает оборот вокруг своей оси и вокруг Солнца?
В каком направлении Земля вращается вокруг соей оси?
Что такое афелий и перигелий?
Домашнее задание (1ʹ)
Читать §6, подготовить устный ответ на вопрос 9 на с. 24
Итог урока (1ʹ)
Сегодня на уроке я узнал о …
Мне понравилось …
Мне было непонятно …