Урок литературного чтения по рассказу Е.Емельянова Васька


Государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Открытый урок политературному чтению.
Класс: 3 «А»

Учитель: Ажикенова Р.К.

г.Павлодар.
Тема: Рассказ Б.Емельянова «Васька».
Цель: Создать условия, способствующие глубокому, осознанному осмыслению произведения.
Задачи:1. Создать условия, способствующие формированию навыка осознанного беглого чтения.
2. Содействовать развитию читательской догадки, развитию связной речи.
3. Способствовать развитию чувства юмора, любви к домашним животным, ответственности за собственное поведение.
Оборудование: иллюстрации охотничьих собак, изображения собак к картинному плану.
Словарная работа: «сорваться с цепи», «дать взбучку».

№ Ход урока. Примечание Время
1.
2.
3.
Мотивационно-целевой этап.
а) Организационный момент:
- приветствие с гостями;
- посадка;
- На этом уроке познакомимся с новым произведением, вас ожидает интересная работа. Желаю вам удачи!
б) Работа над заголовком.
- Прочтите название произведения. Как вы думаете, о ком или о чём может быть произведение с таким названием?
- Как вы думаете, каким будет это произведение: смешным, грустным или не тем и не другим?
- Что бы вам хотелось узнать?
- Какую цель поставим себе на урок?
- На маршрутных листах будете отмечать, совпали ли ваши предположения.
Операционный этап.
а) Чтение 1 отрывка.
- Кем же оказался Васька? (собакой)
- Как вёл себя Васька в присутствии хозяина? Каким он был? (умный, послушный, тихо и смирно лежал, не лаял на кошку)- эти слова на доску.
- Отчего было «много хлопот, обид и разговоров»? Как вы думаете, верно ли поступал Васька, что слушался только хозяина?
- Как Васька выглядел? (чтение описания внешнего вида собаки)
Показать иллюстрации охотничьих псов.
- Какая из этих собак более всего подходит по описанию Ваське? Покажи.
- Как вы понимаете выражение «срывался с цепи»? (ответы детей, затем чтение словарной статьи учеником)
- Чем мог заниматься Васька после ухода хозяина?
- Узнаем, прочитав следующий отрывок.
б) Чтение 2 отрывка.
- Совпали ли ваши предположения? Отметь на марш. листе.
- Как вёл себя Васька после ухода хозяина?(не слушался, хулиганил, озорничал, срывался с цепи) Совпали ли ваши предположения?
- Какое к себе отношение вызывал Васька таким поведением?
- А как вы оцениваете его поведение?
- Как вы понимаете слово «взбучка»? (ответы детей, затем чтение словарной статьи)
- Как вы думаете, почему он слушался хозяина? (любил его, был ему предан)
- Кого вам напоминает Васька? (детей)
- Верно ли, что нужно вести себя хорошо только в присутствии взрослых?
- Какая «неприятность» могла произойти, что соседям пришлось позвонить хозяину на службу?
-Узнаем об этом, прочитав следующий отрывок.
в) Чтение 3 отрывка.
-Совпали ли ваши предположения?
- Какая неприятность произошла?
- На кого сердилась соседка? Только ли на собаку?
- Какие чувства испытывал во время разговора с соседкой по телефону хозяин? (ему было стыдно)
- Что бы испытывают взрослые, когда им сообщают что-то неприятное об их детях, учениках?
- Какие «решительные меры» мог предпринять хозяин? Он ведь не мог приехать?
Физминутка «Отдохнём глазами».
- Разогрей руки, потерев одну ладонь о другую. Делай это до тех пор, пока не почувствуешь, что руки стали тёплыми…
Теперь облокотись на стол. Сложи пальцы обоих рук в два полушария и мягко прикрой ими закрытые глаза. Почувствуй ,как приятны для глаз тепло и темнота…Сделай пару глубоких вдохов. Кислородом наполняются не только лёгкие, но и глаза.
г) Чтение 4 отрывка.
Совпали ли ваши предположения?
- Что предпринял хозяин?
- Как он говорил с Васькой? (сурово)
- Каким голосом? (строго, сердитым голосом) Прочитай этот отрывок.
- Что огорчило хозяина? (предательство друга)
- Если ребёнок что-то натворил, кого он подвёл? (родителей, коллектив, учителя)
-Как отреагирует Васька на слова хозяина, как ты думаешь?
д) Чтение 5 отрывка.
- Совпали ли ваши предположения?
- Как вёл себя Васька во время разговора по телефону? (портрет на доске)
-Что испугало Ваську?
- Как вы считаете, правильно ли поступил хозяин?
- Что произойдёт, когда хозяин вернётся с работы?
е) Чтение 6 отрывка.
- Совпали ли ваши предположения?
- Как вёл себя Васька после разговора по телефону?
- Как теперь относилась к Ваське соседка?
- Если бы Васька мог говорить, что бы он сказал хозяину? Прочитай этот отрывок.
Изображение Васьки.
- Каким мы здесь видим Ваську?
- Простит ли его хозяин? Почему? (любит Ваську)
- Кого напоминает хозяин? Кто обычно прощает любые ошибки? (мама) Почему?
- Как будет себя вести Васька в будущем?
Физминутка «Солнечный зайчик»
- Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке.
Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь и подружись с ним.
ж) Чтение 7 отрывка.
- Совпали ли ваши предположения?
- Как вёл себя Васька в дальнейшем?
- Почему?
- Всегда ли Ваське нужно будет показывать телефонную трубку, чтоб он не озорничал? (хорошее поведение может стать его привычкой)
- Может ли у детей развиться привычка хорошего поведения?
- Понравился ли вам главный герой Васька, несмотря на его поведение? Почему?
з) Самостоятельная работа.
Задание по группам.
1 группа- Илья, Серёжа, Жанира, Серик.
Составь стихотворение, поменяв местами строчки.
Чтобы не кончаться никогда
Дружба настоящая в школе начинается
Значит эта дружба навсегда
Дружба настоящая сердцем проверяется
2 группа- Дидара, Дамир, Настя, Айдархан.
- Собери пословицу:
Ищи, нет, друга, береги, а, нашёл.
3 группа- Наташа, Коля, Максим, Алина.
- Отгадай загадку:
Не говорит, не поёт,
А кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
- Проверка.
Рефлексия.
- К какому жанру относится это произведение?
- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Раскрась мордочку собаки в тот цвет, который соответствует твоему настроению (на маршрутном листе).
- Что было смешным в рассказе?
- С каким чувством к этой истории отнёсся автор? (с чувством юмора)
- Чему учит этот рассказ?
- Оцени свою работу на уроке. (на маршрутном листе)
- На уроке хорошо работали…
- Домашнее задание:
1) чтение и пересказ текста;
2) придумать свою историю о собаке или о другом домашнем животном.
На доске название и автор.
Текст читает учитель. У учащихся на партах текст по частям на отдельных листках.
Марш. лист
Выставить изображение собаки, соответст. данному образу.
На доску.
Словарная работа
«Образ» Васьки и слова, соотв. его поведению - на доску.
Словарная работа
Марш.лист.
Портрет хозяина.
Выборочное чтение.
Испугался,
вздрогнул, дрожал
мелкой дрожью.
Виноватый вид, испуганный.
Выборочное чтение.
1 мин.
3 мин.