КТП по биологии 6 класс ФГОС


Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важной задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
Многообразие и эволюция органического мира;
Биологическая природа и социальная сущность человека;
Уровневая организация живой природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ.
2.Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Биология. Живой организм.» в 6-ом классе отводится 34 годовых часа, 1 час в неделю.
3. Цели и задачи курса.
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
4.Результаты изучения предмета (личностные, метапредметные).
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
Овладение составляющими исследовательской и проектно деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов – 11 час.
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов – 1 час.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток – 2 часа.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система – 2 часа.
Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Тема 1.4. Деление клетки – 1час.
Деление – важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.
Тема 1.5. Ткани растений и животных – 1 час.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Тема 1.6. Органы и системы органов – 3 часа.
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно – двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы - 1 час.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Обучающийся научится:
Распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
Исследовать строение основных органов растения;
Устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
Устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
Исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
Обосновывать важность всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Обучающийся получит возможность научиться:
Работать с дополнительными источниками информации;
Давать определения;
Работать с биологическими объектами.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов – 18 часов.
Тема 2.1. Питание и пищеварение – 2 часа.
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Тема 2.2. Дыхание – 2 часа.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме – 2 часа.
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии – 2 часа.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорные системы – 1 час.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Тема 2.6. Движение – 2 часа.
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности – 2 часа.
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. Размножение – 2 часа.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Тема 2.9. Рост и развитие – 2 часа.
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Тема 2.10. Организм как единое целое – 1 час.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм – биологическая система.
Обучающийся научится:
Определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
Объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
Обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
Сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
Наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
Исследовать строение отдельных органов организмов;
Фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
Планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
Организовывать свою учебную деятельность;
Составлять план работы;
Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
Работать с текстом параграфа и его компонентами;
Составлять план ответа;
Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
Узнавать изучаемые объекты на таблицах;
Оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
Раздел 3. Организм и среда – 2 часа.
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды – 1 час.
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества – 1 час.
Природные сообщества. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Обучающийся научится:
Применять полученные знания в самостоятельной работе;
Понимать, как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
Определять характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
Объяснять структуру природного сообщества.
Обучающийся получит возможность научиться:
Планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
Организовывать свою учебную деятельность;
Составлять план работы;
Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
Работать с текстом параграфа и его компонентами;
Составлять план ответа;
Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
Узнавать изучаемые объекты на таблицах;
Оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
Резервное время – 3 часа.
Тематическое планирование по Биологии. Живой организм.
на 2013 - 2014 учебный год.
6-й класс, 34 годовых часа, 1 час в неделю.
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов – 11 час.
Основные свойства живых организмов – 1 час Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов.
Химический состав клеток – 2 час Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями).
Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система – 2 час Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение деления клеток.
Деление клетки – 1 час Определяют понятия «митоз», «мейоз». Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления.
Ткани растений и животных – 1 час. Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей.
Органы и системы органов – 3 часа. Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме.
Растения и животные как целостные организмы – 1 час Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм – это единое целое.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов – 18 час
Питание и пищеварение – 2 час Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зеленых растений в природе. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой.
Дыхание – 2 час Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания.
Передвижение веществ в организме – 2 час. Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения.
Выделение. Обмен веществ и энергии – 2 час. Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого.
Опорные системы – 1 час.
Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.
Движение – 2 час. Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Проводят доказательства наличия двигательной активности у растений.
Регуляция процессов жизнедеятельности – 2 час. Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде.
Размножение – 2 час. Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян.
Рост и развитие – 2 час. Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов.
Организм как единое целое – 1 час. Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями.
Раздел 3. Организм и среда – 2 часа.
Среда обитания. Факторы среды – 1 час. Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания.
Природные сообщества – 1 час. Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы.
Резервное время – 3 часа.